МАРКЕРЫ УВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СУБКУЛЬТУРОЙ «КОЛУМБАЙН» (СКУЛШУТИНГ), УЛЬТРАПРАВОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ, ИДЕОЛОГИЕЙ РАДИКАЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
SCHOOL SHOOTING (АНГЛ. «ШКОЛЬНАЯ СТРЕЛЬБА»)
преступник имеет отношение к школе (учится или учился в ней)
у б и йс т ва и л и ранения
умышленные, но без корыстных мотивов
нападение планируется заранее
жертвами становятся с л учайны е л ю д и, а не конкретные обидчики
нет цели только п р оде м онс т ри р ов а т ь оружие — скулшутер
всегда готов его использовать
насилие носит с и м в о лич еский характер
Скулшутинг.
О чем должен знать каждый.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
o личности школьного стрелка
- за весь период – 1 девушка (в 2021 году)
- более 50% - вели активную жизнь
- 30% - имели признаки социальной изолированности
- 12% - совсем не имели друзей
- 75% - считали себя несправедливо обиженными
- 98% - накануне инцидента испытали серьезные потрясения
- 100% - были готовы умереть во время нападения на школу
(по исследованиям в США)
ЕСТЬ МНЕНИЕ
o психологических проблемах, общих для всех «стрелков»
Травматики – человек, который пережил психическую травму (эмоционально
значимое событие, связанное с негативным переживанием).
Психотики – шизофреники или люди с маниакально-депрессивным психозом. Психопаты – индивид, характеризующийся антисоциальной моделью поведения,
неспособностью к сопереживанию и угрызениям совести в нанесении вреда
окружающим людям, эгоцентричностью, лживостью, отсутствием глубины
эмоциональных реакций.
Питер Лангман «Школьные шутеры Рэмпейджа: типология»
ЕСТЬ МНЕНИЕ
o теории школьных расстрелов, включающую пять «необходимых,
но недостаточных факторов»:
— самоощущение социальной изоляции, рассмотрение себя как изгоя;
— наличие психологических трудностей или расстройств (необязательно
психических заболеваний);
- распространенность культурных сценариев, в которых насилие рассматривается как средство решения проблем;
- отсутствие системы выявления потенциальных стрелков в школе;
- доступность оружия.
Социолог Кэтрин Ньюман в книге «Буйство: социальные корни стрельбы в школах»
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Биологические
Социальные
Семейные
Личностные
- крайности в воспитании
- социальный
- юношеский ма к си м а л изм
- половое
- н е у до в л е тв ор е н - ность
- неуверенность в себе
- стремление самоутверж- даться за счет более слабых
государствен-
статус и уровень
или заслуживать авторитет перед более сильными
взросление
- чувство вины
- обидчивость
- недоверие к людям и жизни в целом
- з а в ы шенные ожидания от других («мне должны»)
жизни
(буйство г ормон о в)
ным строем
- насилие в семье
- не прият и е семейных традиций
соц и а л ьн о г о устройства общества
СООБЩЕСТВА, ПРОПАГАНДИРУЮЩИЕ МАССОВЫЕ УБИЙСТВА (МАСС–ШУТИНГ)
Ультраправые, крайне правые, радикальные правые — считают, что превосходство одних индивидов и групп и неполноценность других являются врождёнными, поддерживают принцип сегрегации: разделения групп людей, считающихся
«высшими», и групп, считающихся «низшими».
Религиозные радикалы – критикуют и противопоставляют свое мировоззрение основному религиозному вероучению. Экстремистская деятельность радикальных групп направлена на возбуждение религиозной вражды и ненависти. РНЕ (Русское Национальное Единство), ИГИЛ и др.
Неонацисты – например, «Маньяки. Культ убийства» (они же М.К.У., МКУ). Члены организации исповедуют собственную «Религию убийства».
Колумбайн и
идеология ненависти
КРОМЕ ТОГО:
- Идеализ а ция не норм а л ь ности , не с час т ли вости , п о п у л я р н о с ть депрессий, биполярных расстройств у подростков и молодежи:
«у меня депрессия», «я не такой как все», «у меня биполярочка».
- Т яг а к хайпу : быст р о пр о с л а в ит ь ся, ст а ть з в езд ой соцсе т е й ,
набрать лайков.
- Э ф фек т Ве р т ера (в о л н а п одра ж а ю щих д ей с тв и й , к о т ор ы е совершаются после инцидента, широко освещённого СМИ)
(ложный скулшутинг)
ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ
ТАК КТО ЖЕ ОН?
- Рациональное мышление (но логика отличается от общепринятой)
- Преувеличено чувство виктимизации
- Одержимы мыслями о статусе и положении в обществе
- Не терпят неуважения
- Верят в собственное моральное превосходство
- Свои идеи излагают в дневниках и манифестах и часто делятся ими в соц.сетях
- Стремятся к славе — пусть даже и дурной — и мечтают испытать захватывающее чувство контроля и доминирования
- Им кажется, что альтернативы насилию нет
- Планируя атаку, они делают вполне конкретные шаги
Виктимиза ́ ция (лат. victima — жертва) — процесс или конечный результат превращения в жертву преступного
посягательства
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:
- проявляет интересы к массовым убийствам и убийцам
- признается в любви или выражает эмпатию по отношению к убийцам
- ин т ерес у е т ся м а т ериал а м и с к он т ен т ом о с а м о у б ий с тв ах, пы т к ах, живодерстве
- оправдывает убийства и лиц их совершивших
- выражает мысли о превосходстве данной категории граждан
- выража е т не н авис т ь к к о нкр е тно м у ч е ло в ек у , г руп п е лю д ей,
социальному слою
- открыто выражают восхищение нацистами;
- угрожает или выражает желание причинить вред здоровью другим
людям
МАРКЕРЫ (ИНДИКАТОРЫ)
ВНЕШНИЙ ВИД:
- футболки и толстовки с надписями и изображениями: «Ненависть»,
«Natural Selection», «Wrath», «shouting», «KMFDM», «А.С.А.В.»,
«Нормальные люди бояться меня», «Нечего терять», «Оффник»;
- подражание в верхней одежде школьным стрелкам Эрику Харрису, Дилану Клиболду, Владиславу Рослякову, которые носили длинные плащи и берцы, кожаные перчатки с обрезными пальцами;
- татуировки на открытых частях тела с надписями (или записи в тетрадях, на парте и т.д.): «Ненависть», «Natural Selection», «Wrath»,
«shouting», «Columbine», «20.04.1999», «17.10.2018» и т.д.
МАРКЕРЫ (ИНДИКАТОРЫ)
ВЕРБАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ
- колумбайнер, колумбайн, скулшутинг, скулшутер, «апрельские
мальчики», колумбина;
- бойня в школе; организуем бойню; будем брать в заложники; будет кровища; будем как дилан и эрик; буду как пивнев; буду как росляков; буду стрелять в одноклассника; вышибу мозги училке; давай нападем; давай расстреляем; захвачу в школу оружие; массовые расстрелы в школе, не приходи завтра в школу и т.д.;
- упоминают имена ключевых фигур, совершивших акции скулшутинга:
Эрик Ха р рис , Ди л ан Кли б о л д , Ди л ан Р у ф , В лад и сл а в Р о с л я к о в , Митчелл Джонс, Эндрю Голден, Джефри Уиз, Сын Чи Хо и др.
МАРКЕРЫ (ИНДИКАТОРЫ)
ИНТЕРЕСЫ
- коллекционирование плакатов с изображениями «стрелков»,
видеоматериалов, посвященных милитаристской эстетике,
- регулярные посещения оружейных веб-сайтов,
- опыт обращения с огнестрельным и холодным оружием,
- создание веб-станицы, на которой обсуждаются случаи расстрелов,
размещаются видео со стрельбой, песни с агрессивным содержанием (типа «Вся жизнь – это война, и вся жизнь - это боль, и ты будешь один вести свою личную войну»)
МАРКЕРЫ (ИНДИКАТОРЫ)
АККАУНТ В СОЦ.СЕТЯХ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕН И ИЗОБРАЖЕНИЙ ОРГАНИЗАТОРОВ СКУЛШУТИНГА ИЛИ МАССОВЫХ УБИЙСТВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПРОФИЛЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИЛИ МЕССЕНДЖЕРАХ
- ПОДПИСКА НА СООБЩЕСТВА, ПОПУЛЯРИЗИРУЮЩИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И РЕЦЕПТЫ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ГРУППЫ СОЛИДАРИЗИРУЮЩИЕСЯ С ИДЕОЛОГИЕЙ НЕОНАЦИОНАЛИЗМА, РАСИЗМА (С ИДЕЯМИ А. ГИТЛЕРА, А. БРЕЙВИКА, Б. ТАРРЕНТА), СОДЕРЖАЩИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ЛИЦАХ, СОВЕРШИВШИХ СКУЛШУТИНГ ИЛИ ДРУГИЕ МАССОВЫЕ УБИЙСТВА
- ПУБЛИКАЦИЯ ЦИТАТ А. ГИТЛЕРА, А. БРЕЙВИКА, Б. ТАРРЕНТА, Э. ХАРРИСА, Д. КЛИБОЛДА, Д. РУФА, А ТАКЖЕ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ УГРОЗ, ВЫРАЖАЮЩИХ ЖЕЛАНИЕ ИЛИ ПОДГОТОВКУ К СОВЕРШЕНИЮ СКУЛШУТИНГА, А ТАКЖЕ СОЛИДАРИЗАЦИЮ СО ВЗГЛЯДАМИ ПРЕСТУПНИКОВ
- ПУБЛИКАЦИЯ ИЛИ ПОДПИСКИ НА ВИДЕОСЮЖЕТЫ СОДЕРЖАЩИЕ СЦЕНЫ
СКУЛШУТИНГА; ФИЛЬМЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ, НАПРИМЕР, «СЛОН»,
«БОУЛИНГ ДЛЯ КОЛУМБИНЫ», «КЛАСС» И ДР.
- УЧАСТИЕ В ФОРУМНЫХ ИГРАХ (ПРОИГРЫВАНИЕ СЦЕН ПОДГОТОВКИ К СКУЛШУТИНГУ). РОМАНТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ СКУЛШУТЕРОВ ЧЕРЕЗ ПУБЛИКАЦИЮ ЦИТАТ, ФОТО- И ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЙ
МАРКЕРЫ (ИНДИКАТОРЫ)
ОЦЕНКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К СОВЕРШЕНИЮ ДЕСТРУКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ
размышление о возможности совершения
дест р укти в но г о действия
поведенческие признаки участия в течении единичны, подросток
размышляет о возможности того, что
подобный инцидент может произойти поблизости
первый
поведенческие признаки становятся более выраженными, подросток
сообщает об угрозе совершения
деструктивного деяния
ф орм и рование желания его
осуществления
в т орой
планирование деструктивного действия, затем – совершение преступления
присутствует многие из поведенческих признаков, подросток сообщает о подготовке к инциденту напрямую
третий
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ОПАСНОСТЬ
- усилить охрану и обеспечить проверку на предмет наличия всех видов оружия, любых колющих и режущих предметов, взрывоопасных веществ, любых самодельных предметов и инструментов для их создания (изолента, веревка, гайки, гвозди и т.д.);
- усиление техники безопасности с колюще-режущими предметами
(канцелярские ножи, ножницы и т.д.);
- инструктаж учителей на предмет выявления признаков риска в поведении учеников;
- привлечение психолога к анализу поведения учащихся на предмет наличия
признаков риска;
- организовать психолого-педагогическое, социальное сопровождение
подростков из группы риска
- обеспечить эффективную профилактическую работу в школе
Кто несет ответственность?
- обеспечение психологической безопасности в образовательной среде;
- укрепление ресурсов семьи;
- интеграция профилактических компонентов в образовательные программы,
внеурочную и воспитательную деятельность, практики гражданско-
патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
- развитие внеучебного досуга несовершеннолетних на базе образовательных организаций;
- вовлечение (в олон т ерских ) ,
нес о в ерше нн о летн и х в д е я т ельно с ть доб р ов о л ь ч еск и х детско-юношеских и иных
о б щ е ст в ен н ы х д в и ж ений и
организаций с целью формирования просоциальных нравственных установок.
- следование принципу позитивной профилактики - пропаганда позитивного
отношения к жизни, создание ситуации успешности, благополучия, включение ученика в ту деятельность, где он сможет проявить себя, почувствовать себя значимым для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности.
ОБЩИЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ВАЖНО
Выявление учащихся «группы риска»
И нформ и рование администрации ОУ, психолога
И нформ и рование родителей
Организация сопров о жд ен и я
Информирование правоохранительных органов
Выявление явной
Информирование
угрозы
администрации ОУ