Мастер-класс в рамках ГМО учителей начальных классов
Тема: «Методы, приёмы, дидактические игры по формированию естественно-научной грамотности»
Автор: учитель начальных классов
ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7»
Кайрис Г. И.
18 февраля 2021
Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах.
Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную, культурную сферы общества.
Она также проявляется в активной
гражданской позиции при рассмотрении
проблем, связанных с естествознанием.
Актуальность
Международные исследования (PISA, TIMSS) показывают,
что учащиеся демонстрируют достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями, но испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Могут хорошо запоминать и описывать информацию, однако затрудняются с её обобщением и прогнозированием. Хорошо понимают сплошные классические тексты, но имеют проблемы с пониманием прерывистых текстов с использованием графиков и таблиц,
Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.
ЗАДАЧА
открытая
закрытая
РАЗМЫТОЕ
ЧЁТКОЕ
УСЛОВИЕ
ПУТИ РЕШЕНИЯ
единственный
путь
разные пути
ОТВЕТ
единственный
правильный ответ
набор возможных
(условных) ответов
Открытые задачи
Примеры:
1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?
2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему?
3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?
4. Что хорошего и что плохого в резком сокращении работы промышленных предприятий?
5. Актуальной проблемой в современной школе стало искривление осанки учащихся, появление сколиоза, а значит нарушения деятельности внутренних органов. Предложите способы сохранения осанки учащихся.
Задача для решения:
«Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?»
- Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.
- Какой вариант, на ваш взгляд, является идеальным конечным результатом?
Доп. задание:
- Попробуйте сами придумать открытую задачу
или задание с открытыми данными по теме –
«Организм человека. Охрана здоровья».
Возможные ответы:
1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»).
2. Не следует ходить в лес в период активности клещей.
(Приём «Проскок»).
3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник»)
4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей).
(Приём «Предварительное действие», «Посредник»)
5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка»)
6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие»)
7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат.
(Приём «Своевременное действие»)
8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)
Ситуационные задачи
Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач (проблем) с помощью предметных знаний.
Модель ситуационной задачи (СЗ)
1. Название СЗ (привлекательное название).
2. Личностно-значимый познавательный вопрос.
3. Набор текстов, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).
4. Шесть заданий по работе с текстом СЗ (на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку).
5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ.
Ситуационная задача
«Совершенно не секрет – без воды нам жизни нет»,
Личностно-значимый познавательный вопрос:
- Вода – важнейшая составляющая твоего организма. Содержание воды в различных органах тела колеблется от 70% до 90%. Вода, которую ты пьёшь, должна быть чистой. В последнее время всё чаще исследования показывают, что из нашего крана течёт далеко не питьевая вода, а скорее техническая. Некачественная, загрязненная вода вызывает ухудшение состояния здоровья и даже гибель человека, особенно она губительна для детей.
- Задумывался ли ты, каким образом вода попадает в твой дом? Какими способами можно проверить качество воды? Хотел бы научиться простым природным способам проверки чистоты воды, способам очистки воды?
Приложение: набор текстов (выдержки из энциклопедий, художественной литературы), схематический рисунок.
Задания
1. Ознакомление
Рассмотрите схему городской водоочистительной станции. Какие этапы очистки проходит вода, прежде чем попасть к нам в дом? Запишите последовательность этапов очистки воды, которая течёт из твоего крана (поясните, что происходит на каждом этапе, как вода приходит в твой дом). Оформите ответ в виде таблицы, схемы или изложите в текстовой форме.
2. Понимание
Найдите в текстах источники загрязнения природной воды. Что ещё с вашей точки зрения будет загрязнять воду. Составьте схему.
3. Применение
Предложите способ(-ы), позволяющий воду, набранную в реке во время туристического похода, сделать максимально пригодной (безопасной для здоровья) для питья.
4. Анализ
Представьте ситуацию: вы проживаете в сельской местности, на берегу реки. О загрязнении воды нефтепродуктами вы ничего не слышали. Набрав воды из реки, вы увидели на её поверхности жирную «разноцветную» плёнку. Как вы поступите в данном
5. Синтез
случае? Объясните.
Составьте обращение к своим товарищам, учащимся вашей школы, (в виде текста, плаката, стихотворения и др.) «Почему надо беречь воду?». Лучшие работы будут размещены в школьной газете.
6. Оценка
Проведите тестирование воды из разных источников.
Составьте отчёт (заполните таблицу), сделайте выводы.
Возможные ответы на задание 3:
1. Самый простой и надёжный способ в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду – прокипятить её на костре. Вода должна кипеть непрерывно в ведре (котелке) не меньше 5 минут (лучше до 30 мин).
2.Фильтрование через песок . В пустой консервной банке пробить дно в нескольких местах, поверх отверстий положить слой чистой ткани и засыпать его предварительно промытым и прокалённым на костре песком. Поставить на опору, а под неё пустую ёмкость. Вода, протекая через слои песка и ткани, очистится от механических примесей.
3.Фильтрование углём от прогоревшего костра (от сожжения лиственных пород деревьев).
4.Перманганатом калия (если есть с собой в аптечке) 1-2 кристалла на литр воды добавляем до бледно-розового цвета.
5.Йодом (если есть с собой в аптечке) – 3-4 капли на литр воды.
6. С помощью растений . Листья малины, брусники, ромашку, чистотел, зверобой заваривать как чай.
Проектные задачи
Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий ребёнка, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта).
Принципиально носит
групповой характер.
Для проектной задачи
учитель предлагает детям
все необходимые средства
и материалы в виде
набора заданий и
требуемых для их
выполнения данных.
«Путешествие по Золотому кольцу России»
Содержание проектной задачи:
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
- Нам предложили отправиться в путешествие по Золотому кольцу России – одному из популярных туристических маршрутов. Он был создан в конце 1960-х гг. и проходит по старинным русским городам, внесшим значительный вклад в историю страны и ее культуру. Каждому человеку обязательно стоит посетить все эти места, увидеть памятники русской истории и прочувствовать неповторимую атмосферу этих мест.
2. Формулировка задачи.
- В связи с этим, мы должны подготовить наше путешествие, в котором
познакомимся с историей, достопримечательностями. Вам нужно выполнить задания и составить рекламный буклет или презентацию. Вы можете использовать иллюстрации, дополнять текст своими сведениями об истории городов, пользоваться дополнительной литературой.
3.Система заданий для решения задачи (5 заданий из разных предметных областей: естествознание, математика, история).
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Задание 1.
- Вам нужно выбрать наиболее удачный период времени для поездки по Золотому кольцу России с точки зрения погоды, чтобы не было очень холодно или дождливо, или быстро темнело. А для этого внимательно рассмотрите графики погоды на маршруте. Объясните свой выбор .
Средние значения погоды на Золотом Кольце России
Возможный ответ:
В декабре, январе, феврале самые низкие температуры, в марте и ноябре температура немного выше, становится теплее. Самый дождливый месяц – июнь. Много дождливых дней в сентябре и октябре. Продолжительность светового дня заметно длиннее с мая по сентябрь. В апреле становится теплее, умеренное количество осадков, световой день достаточно продолжительный. Значит, наиболее удачные периоды для путешествия по Золотому кольцу России с точки зрения погоды – апрель - май, июль - август.
Опыты и эксперименты -
это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в
доступной форме.
Использование опытов и
экспериментов
является эффективным
средством формирования
естественно-научной
грамотности.
Задание: «В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос».
Вывод из опыта: ____________________________________________________________________________________________________________
Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?
____________________________________________________________________________________________________________
Вывод из опыта:
В воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде.
Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало.
Моделирование –
исследование объектов, процессов или явлений путём построения и изучения моделей для определения или уточнения характеристик оригинала.
В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией, извлекать
информацию, представленную в
разных формах (текст,
информационная модель),
представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы,
преобразовывать информацию из
одного вида в другой, выбирать
наиболее удобный вид.
Виды моделей
Материальные
(предметные)
Информационные
рисунки,
чертежи,
схемы,
графики,
таблицы
Создание модели безопасного поведения на водоёмах
Задание:
- Прочитайте текст. Заполните таблицу.
«Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны. За ними нужно внимательно следить, не спуская с них глаз ни на минуту. Ребята постарше любят хвастаться друг перед другом: показывать, кто глубже нырнёт, кто смелее прыгнет в воду. Такие соревнования, особенно в незнакомых местах купания, часто приводят к несчастным случаям. Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом Вани, первоклассником Серёжей идут к пруду купаться. О каких опасностях должен помнить Ваня? Что ему следует делать, чтобы избежать их? Заполни таблицу».
Опасности
Действия Вани
Возможный ответ:
Опасности
Действия Вани
Серёжа любопытен и не чувствует опасности, может полезть глубоко в воду.
Держаться рядом с Серёжей и наблюдать за ним, не отвлекаясь.
Саша может отвлечь внимание Вани разговорами, и Ваня не уследит за Серёжей.
Объяснить Саше, что Серёжа ещё мал, попросить помочь наблюдать за ним.
Ваня может увлечься плаванием или нырянием и оставить без внимания Серёжу.
Не нырять и не уплывать далеко.
Купаться в незнакомых местах опасно (рельеф дна, глубина, загрязнённость водоёма).
Вести всех к знакомому месту купания.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Дидактические игры основаны на активизации и интенсификации деятельности учащихся и включают группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Функции игры:
- развивает способности ребёнка, расширяет кругозор;
- учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию познавательного интереса;
- снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке.
Игры-упражнения
(кроссворды, ребусы,
шарады, головоломки,
загадки и др.)
Игры-путешествия
(экспедиции,
виртуальные
экскурсии др.)
Игры-эксперименты
(опыты,
эксперименты)
Виды
игр
Сюжетно-ролевые
игры
Игры-драматизации
Игры-соревнования
(викторины, турниры,
конкурсы,
олимпиады и др.)
Дидактическая игра
« Зашифрованное письмо »
« Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути » .
- Расшифруйте послание
(за каждый правильный знак – 1 балл).
Ответ:
«От станции наш путь шёл по дороге до моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по шоссе и у домика лесника сделали привал»
Заключение
Использование эффективных методов и приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения увлекательным и продуктивным.
Спасибо за внимание!
Список источников информации:
- https://infourok.ru/proektnye_zadachi._avtor_tehnologii_voroncov_a._b.-140863.htm
- www.maam.ru/detskijsad/igra-puteshestvie-zolotoe-kolco-rosi.html
- https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-modelirovaniya-na-urokah-okruzhayuschego-mira-pri-izuchenii-vzaimosvyazey-v-prirode-3673012.html
- http ://www.triz.natm.ru/trizz/triz4_03.htm
- https ://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Sbornik_Proektnye-zadachi-i-uchebnye-proekty-1.pdf&ved=2ahUKEwj0zLjVgunuAhXCxIsKHSR-AqoQFjAAegQIARAB&usg=AOvVaw0-eUuoGf1phSaf6LBPFSQL
- https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/7 /&ved=2ahUKEwiBnMvpgunuAhVjlMMKHVkWDRMQFjABegQIAxAH&usg=AOvVaw3srzWfAhwfhASKsfxbOMA2
- https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4805
- https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// vnovtk.ru/docs/metod_job/0_publication_149_1.pdf&ved=2ahUKEwicyLq9hOnuAhUsx4sKHfbAB8kQFjABegQIEBAB&usg=AOvVaw2unuq3KLfC1ZJTlB_UJ5WG