Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Суроватихинская средняя общеобразовательная школа»
Презентация методической разработки раздела образовательной программы
по истории России
в 8 классе
«Россия
во второй четверти XIX века»
Подготовил:
Метелкин Александр Викторович,
учитель, 1 кв. категория
Дальнее Константиново - 5
2014 год
Современные тенденции образования
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов , законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
- Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов , законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Пояснительная записка
Курс истории России XIX века всегда считался одним из центральных в истории нашей страны. Именно в XIX веке окончательно складывается территория Российской империи, завершается становление абсолютистской государственности, общественное движение проходит ускоренный путь развития, изменяется социально-экономический облик страны, российская культура становится неотъемлемой частью мировой культуры.
Раздел «Россия во второй четверти 19 века»,
период правления Николая I , 9 часов.
Программа: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России
(6-9 классы)».- М.: Просвещение, 2007.
Учебно-методический комплект по отечественной истории
для 8 класса, «Просвещение»: А. А. Данилова История
России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России. История России ХIX век». – М.: Просвещение, 2009;
Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Цели и задачи изучения раздела
Учащиеся должны знать особенности данного периода истории;
исторические понятия; хронологию данного периода, исторических деятелей;
Учащиеся должны уметь применять основные понятия и термины;
анализировать сущность и значения событий и явлений в России во второй четверти XIX в.;
изучать и систематизировать информацию из различных источников; характеризовать положение России во второй четверти XIX в.;
приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей;
продолжают развивать навыки работы с различными источниками информации (материальными, текстовыми, изобразительными, картографическими, статистическими, Интернет-ресурсами); навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности.
Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.
охранительная политика
обязанные крестьяне
декабристское движение
кодификация законов
«теория официальной народности»
славянофильство
западничество
крестьянская община
революционная демократия
«золотой век» русской культуры
- Николай I
- Киселев П.Д.
- Канкрин Е.Ф.
- Уваров С.С.
- Нахимов П.С.
- Корнилов В.А.
- Бенкендорф А.Х.
- Пестель П.И.
- Рылеев К.Ф.
- Бестужев-Рюмин М.П.
- Каховский П.Г.
- Муравьев-Апостол С.И.
Работа с различными источниками
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
1. В познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста начинает занимать особое место абстрактно-логическое мышление.
2. В среднем школьном возрасте широта интеллектуальных интересов сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода.
3. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой еще недостаточны.
4. Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу над речью.
5. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В ходе изучения данного раздела учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России во второй четверти XIX в., к пониманию сущности таких понятий как кодификация законов, «теория официальной народности» и др.;
к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории .
Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
- Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Образовательные технологии,методы,
формы организации
деятельности учащихся
Проблемное обучение
Технология развития
критического мышления
Использование
ИКТ
Метод проектов
Дифференцированное
обучение
Технология развития
критического мышления
- Основные стадии учебного действия:
-- вызов
– осмысление
– рефлексия
Решить проблемный вопрос:
«Почему внешнеполитические успехи
России в первой половине 19 века
сменились поражением в Крымской войне?»
Метод проектов
Основной
проблемный
вопрос :
Николай 1 душитель свободы
или
спаситель России?
проект по теме
«Жандарм Европы»
или
« Дон- Кихот
самодержавия»?
Проблемное обучение
Проблемный вопрос к уроку – дискуссии
«Николай 1: душитель свободы или спаситель России?»
1 группа - поиск информации,
аргументация вопроса НИКОЛАЙ I-«Душитель свободы»
2 группа – поиск информации,
аргументация вопроса НИКОЛАЙ I – «Спаситель России».
Источники информации: учебник, исторические документы,
историческая литература.
Как бы могло пойти
развитие страны, если бы декабристы
одержали победу?
Восстание декабристов –
военный переворот, дворцовый переворот
или революция?
Дифференцированное
обучение
Группы учащихся
Цели обучения
Низкий уровень
Вид заданий
Пробудить интерес Ликвидировать пробелы Сформировать умение работать по образцу
Средний уровень
Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)
Например, составьте план по теме «Николаевская эпоха»
Развить устойчивый интерес к предмету
Закрепить и повторить имеющиеся знания
Сформировать умение работать самостоятельно
Высокий уровень
Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания
Развить умение самостоятельной организации обучения
Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)
Например, составьте схему по теме «Государственное управления при Николае І»
Творческие
Например, как вы считаете можно ли использовать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого в качестве исторического источника? Свой ответ обоснуйте.
Использование
ИКТ
Преимущества:
- - Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий.
- - Показ репродукций картин художников.
- - Графический материал (таблицы, схемы).
- - «Оживление карты».
- - Активизация учебного процесса и т.д.
Исследование текста
Работа
с учебником
Виды
деятельности
Работа по
картам
Диагностика
знаний
Работа с карточками
Творческие
задания
Работа с учебником
Прочитайте материал
на стр. 80
ответьте
на вопрос:
« Что стало
причинами
обострения
русско-
английских
отношений?»
Исследование текста
Работа с документом
«Из отчетов III отделения императорской канцелярии»
Позиция:
В николаевское время крепостнические
порядки вступили в стадию кризиса.
Обоснование: Потому что,
крепостные невольно учатся ценить те преимущества,
коими пользуются свободные сословия.
Подтверждение:
Я могу подтвердить это словами
«всякий крепостной, которому удалось
своим трудом скопить несколько тысяч рублей,
употребляет их прежде всего на то,
чтобы купить себе свободу...».
Следствие:
Следовательно, нарастали крестьянские волнения .
Работа по картам
Диагностика знаний
Задания контрольных тестов :
- На знание основных фактов,процессов,явлений .
2. Установление причинно-следственных связей.
3. Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
4. Знание основных фактов, процессов, явлений (культура).
Творческие задания
Напишите эссе на тему:
«Итоги правления Николая I ».
Найдите в различных
источниках высказывания о
Николае I .
Работа с карточками
Электронные
пособия
Поурочное планирование по разделу
№
Наименование раздела, тема урока
1.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.
Кол
час.
2.
Внутренняя политика Николая I
Социально- экономическое развитие
3.
1
Тип урока
Внешняя политика Николая I
Способы, приёмы организации учебной деятельности
1
Проблемный
урок
Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа.
Домашнее
задание
Комбини-
рованный урок
1
Урок самостоятельной работы при изучении нового материала
§9 ст. 62 в. 1, 2
Работа с текстом учебника, фронтальная беседа при обобщении
§10 ст. 70 в. 3
§11 ст. 76 в. 3, 6
Работа с картами и в парах
§12 ст. 84 в. 1 составьте план
Поурочное планирование по разделу
4.
5.
Общественное движение 30-50-х гг.
XIX в.
1
6.
Крымская война
(1853 – 1856 гг.)
Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели
1
Урок-исследование
1
Урок изучения нового материала. Проблемный
урок
Отбор, классификация и интерпретация данных, постановка проблемы, выдвижение гипотез. Дифференциация, групповая и фронтальная работа.
§13 ст. 92 в. 4
Урок изучения нового материала
Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа.
§14 ст. 100 в. 5 , 6
Анализ иллюстративного материала. Заполнение таблицы. Работа с картами и в парах.
Подготовить сообщение о деятелях культуры
Поурочное планирование по разделу
7.
8.
Художественная культура.
Литература. Музыка. Архитектура. Живопись.
Родной край в 1 пол. XIX в.
1
9.
Комбинированный урок
1
Обобщающий урок « Россия в первой половине XIX в»
Школьная лекция с элементами беседы
Анализ иллюстративного материала. Заполнение таблицы.
1
Дополнить сведения в таблице
Работа с текстом учебника, фронтальная беседа, групповая работа.
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщающий урок
« Россия в первой половине XIX в»
Результативность
обучения по предлагаемой методике
Среднестатистические результаты данного класса на протяжении 1 полугодия
«Отлично»
«Хорошо»
2
7
Самостоятельная работа контролирующего содержания
2
«Удовлетворительно»
Контрольная работа по теме
6
4
«Неудовлетворительно»
1
2
5
1
7
5
0
Крымская война 1853 – 1856 г.г.
Сформировать представление у учащихся о причинах Крымской войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.
- Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы: передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.
- Формировать у учащихся навыки работы с картами, схемами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал, использовать мультимедийную презентацию
- Воспитывать у учащихся любовь к Родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя.
Структура урока.
I . Организационный момент.
- Актуализация знаний и мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Постановка проблемы.
- Изучение нового материала (цели, причины, работа с картой, документами, сообщения учащихся, презентация)
- Закрепление изученного (самостоятельная работа с электронными тестами и совместная проверка).
- Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся ( Ответ на проблемный вопрос, выводы по теме).
- Домашнее задание (заполнение кластера и сообщение)
Ресурсы в сети Интернет
http://www.edu.ru
http://window.edu.ru/
http://fcior.edu.ru
http://www.worldhist.ru/
http://school-collection.edu.ru
http://www.runivers.r/
http://www.ege.edu.ru
http://www.bibliophika.ru/
http://school.edu.ru
http://nsportal.ru/
http://www.openclass.ru
http://www.lectures.edu.ru/
http://www.uchportal.ru
Спасибо за внимание!