СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по истории России в 8 классе "Россия во 2 ой четверти XIX в."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по истории России в 8 классе "Россия во 2 ой четверти XIX

Просмотр содержимого презентации
«Разработка раздела программы Метелкин АВ 2014»

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение  «Суроватихинская средняя  общеобразовательная школа» Презентация методической разработки раздела образовательной программы по истории России  в 8 классе  «Россия во второй четверти XIX века»     Подготовил: Метелкин Александр Викторович,  учитель, 1 кв. категория Дальнее Константиново - 5 2014 год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Суроватихинская средняя общеобразовательная школа»

Презентация методической разработки раздела образовательной программы

по истории России

в 8 классе

«Россия

во второй четверти XIX века»

Подготовил:

Метелкин Александр Викторович,

учитель, 1 кв. категория

Дальнее Константиново - 5

2014 год

Современные тенденции образования Современная система образования  должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов , законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Современная система образования  должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов , законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Современные тенденции образования

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов , законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

  • Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов , законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Пояснительная записка Курс истории России XIX века всегда считался одним из центральных в истории нашей страны. Именно в XIX веке окончательно складывается территория Российской империи, завершается становление абсолютистской государственности, общественное движение проходит ускоренный путь развития, изменяется социально-экономический облик страны, российская культура становится неотъемлемой частью мировой культуры. Раздел «Россия во второй четверти 19 века»,  период правления Николая I , 9 часов.

Пояснительная записка

Курс истории России XIX века всегда считался одним из центральных в истории нашей страны. Именно в XIX веке окончательно складывается территория Российской империи, завершается становление абсолютистской государственности, общественное движение проходит ускоренный путь развития, изменяется социально-экономический облик страны, российская культура становится неотъемлемой частью мировой культуры.

Раздел «Россия во второй четверти 19 века»,

период правления Николая I , 9 часов.

Программа: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России (6-9 классы)».- М.: Просвещение, 2007.        Учебно-методический комплект по отечественной истории для 8 класса, «Просвещение»: А. А. Данилова История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России. История России ХIX век». – М.: Просвещение, 2009;  Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Программа: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России

(6-9 классы)».- М.: Просвещение, 2007.

Учебно-методический комплект по отечественной истории

для 8 класса, «Просвещение»: А. А. Данилова История

России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России. История России ХIX век». – М.: Просвещение, 2009;

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Цели и задачи изучения раздела  Учащиеся должны знать особенности данного периода истории;  исторические понятия; хронологию данного периода, исторических деятелей;  Учащиеся должны уметь применять основные понятия и термины;  анализировать сущность и значения событий и явлений в России во второй четверти XIX в.;  изучать и систематизировать информацию из различных источников; характеризовать положение России во второй четверти XIX в.;  приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей;  продолжают развивать навыки работы с различными источниками информации (материальными, текстовыми, изобразительными, картографическими, статистическими, Интернет-ресурсами); навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности.   Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

Цели и задачи изучения раздела

Учащиеся должны знать особенности данного периода истории;

исторические понятия; хронологию данного периода, исторических деятелей;

Учащиеся должны уметь применять основные понятия и термины;

анализировать сущность и значения событий и явлений в России во второй четверти XIX в.;

изучать и систематизировать информацию из различных источников; характеризовать положение России во второй четверти XIX в.;

приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей;

продолжают развивать навыки работы с различными источниками информации (материальными, текстовыми, изобразительными, картографическими, статистическими, Интернет-ресурсами); навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности.

Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

охранительная политика обязанные крестьяне декабристское движение кодификация законов «теория официальной народности» славянофильство западничество крестьянская община революционная демократия «золотой век» русской культуры

охранительная политика

обязанные крестьяне

декабристское движение

кодификация законов

«теория официальной народности»

славянофильство

западничество

крестьянская община

революционная демократия

«золотой век» русской культуры

Николай I  Киселев П.Д.  Канкрин Е.Ф.  Уваров С.С. Нахимов П.С. Корнилов В.А. Бенкендорф А.Х. Пестель П.И. Рылеев К.Ф. Бестужев-Рюмин М.П. Каховский П.Г. Муравьев-Апостол С.И.
  • Николай I
  • Киселев П.Д.
  • Канкрин Е.Ф.
  • Уваров С.С.
  • Нахимов П.С.
  • Корнилов В.А.
  • Бенкендорф А.Х.
  • Пестель П.И.
  • Рылеев К.Ф.
  • Бестужев-Рюмин М.П.
  • Каховский П.Г.
  • Муравьев-Апостол С.И.
Работа с различными источниками

Работа с различными источниками

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями  1. В познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста начинает занимать особое место абстрактно-логическое мышление. 2. В среднем школьном возрасте широта интеллектуальных интересов сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. 3. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой еще недостаточны. 4. Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу над речью. 5. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

1. В познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста начинает занимать особое место абстрактно-логическое мышление.

2. В среднем школьном возрасте широта интеллектуальных интересов сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода.

3. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой еще недостаточны.

4. Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу над речью.

5. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы В ходе изучения данного раздела учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России во второй четверти XIX в., к пониманию сущности таких понятий как кодификация законов, «теория официальной народности» и др.;  к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории . Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В ходе изучения данного раздела учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России во второй четверти XIX в., к пониманию сущности таких понятий как кодификация законов, «теория официальной народности» и др.;

к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории .

Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

  • Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Образовательные технологии,методы, формы организации деятельности учащихся Проблемное обучение  Технология развития критического мышления   Использование ИКТ  Метод проектов  Дифференцированное обучение

Образовательные технологии,методы,

формы организации

деятельности учащихся

Проблемное обучение

Технология развития

критического мышления

Использование

ИКТ

Метод проектов

Дифференцированное

обучение

Технология развития критического мышления  Основные стадии учебного действия:  -- вызов – осмысление – рефлексия Решить проблемный вопрос: «Почему внешнеполитические успехи  России в первой половине 19 века  сменились поражением в Крымской войне?»

Технология развития

критического мышления

  • Основные стадии учебного действия:

-- вызов

– осмысление

– рефлексия

Решить проблемный вопрос:

«Почему внешнеполитические успехи

России в первой половине 19 века

сменились поражением в Крымской войне?»

Метод проектов  Основной  проблемный вопрос : Николай 1 душитель свободы или спаситель России? проект по теме «Жандарм Европы»  или « Дон- Кихот самодержавия»?

Метод проектов

Основной

проблемный

вопрос :

Николай 1 душитель свободы

или

спаситель России?

проект по теме

«Жандарм Европы»

или

« Дон- Кихот

самодержавия»?

Проблемное обучение  Проблемный вопрос к уроку – дискуссии   «Николай 1: душитель свободы или спаситель России?»  1 группа - поиск информации,  аргументация вопроса НИКОЛАЙ I-«Душитель свободы» 2 группа – поиск информации,  аргументация вопроса НИКОЛАЙ I – «Спаситель России». Источники информации: учебник, исторические документы,  историческая литература.  Как бы могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу? Восстание декабристов – военный переворот, дворцовый переворот или революция?

Проблемное обучение

Проблемный вопрос к уроку – дискуссии

«Николай 1: душитель свободы или спаситель России?»

1 группа - поиск информации,

аргументация вопроса НИКОЛАЙ I-«Душитель свободы»

2 группа – поиск информации,

аргументация вопроса НИКОЛАЙ I – «Спаситель России».

Источники информации: учебник, исторические документы,

историческая литература.

Как бы могло пойти

развитие страны, если бы декабристы

одержали победу?

Восстание декабристов –

военный переворот, дворцовый переворот

или революция?

Дифференцированное обучение  Группы учащихся Цели обучения Низкий уровень Вид заданий Пробудить интерес Ликвидировать пробелы Сформировать умение работать по образцу Средний уровень Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания) Например, составьте план по теме «Николаевская эпоха» Развить устойчивый интерес к предмету  Закрепить и повторить имеющиеся знания  Сформировать умение работать самостоятельно  Высокий уровень Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания  Развить умение самостоятельной организации обучения Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.) Например, составьте схему по теме «Государственное управления при Николае І» Творческие Например, как вы считаете можно ли использовать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого в качестве исторического источника? Свой ответ обоснуйте.

Дифференцированное

обучение

Группы учащихся

Цели обучения

Низкий уровень

Вид заданий

Пробудить интерес Ликвидировать пробелы Сформировать умение работать по образцу

Средний уровень

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

Например, составьте план по теме «Николаевская эпоха»

Развить устойчивый интерес к предмету

Закрепить и повторить имеющиеся знания

Сформировать умение работать самостоятельно

Высокий уровень

Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания

Развить умение самостоятельной организации обучения

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

Например, составьте схему по теме «Государственное управления при Николае І»

Творческие

Например, как вы считаете можно ли использовать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого в качестве исторического источника? Свой ответ обоснуйте.

Использование ИКТ  Преимущества:

Использование

ИКТ

Преимущества:

  • - Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий.
  • - Показ репродукций  картин художников.
  • - Графический материал  (таблицы, схемы).
  • - «Оживление карты».
  • - Активизация учебного процесса  и т.д.
Исследование текста Работа с учебником Виды деятельности Работа по картам Диагностика знаний Работа с карточками Творческие задания

Исследование текста

Работа

с учебником

Виды

деятельности

Работа по

картам

Диагностика

знаний

Работа с карточками

Творческие

задания

Работа с учебником Прочитайте материал на стр. 80  ответьте на вопрос: « Что стало  причинами  обострения  русско-  английских  отношений?»

Работа с учебником

Прочитайте материал

на стр. 80

ответьте

на вопрос:

« Что стало

причинами

обострения

русско-

английских

отношений?»

Исследование текста Работа с документом  «Из отчетов III отделения императорской канцелярии» Позиция:   В николаевское время крепостнические  порядки вступили в стадию кризиса. Обоснование: Потому что,  крепостные невольно учатся ценить те преимущества,  коими пользуются свободные сословия. Подтверждение:   Я могу подтвердить это словами  «всякий крепостной, которому удалось своим трудом скопить несколько тысяч рублей,  употребляет их прежде всего на то, чтобы купить себе свободу...». Следствие:   Следовательно, нарастали крестьянские волнения .

Исследование текста

Работа с документом

«Из отчетов III отделения императорской канцелярии»

Позиция:

В николаевское время крепостнические

порядки вступили в стадию кризиса.

Обоснование: Потому что,

крепостные невольно учатся ценить те преимущества,

коими пользуются свободные сословия.

Подтверждение:

Я могу подтвердить это словами

«всякий крепостной, которому удалось

своим трудом скопить несколько тысяч рублей,

употребляет их прежде всего на то,

чтобы купить себе свободу...».

Следствие:

Следовательно, нарастали крестьянские волнения .

Работа по картам

Работа по картам

Диагностика знаний Задания контрольных тестов :  На знание основных фактов,процессов,явлений . 2. Установление причинно-следственных связей. 3. Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. 4. Знание основных фактов, процессов, явлений (культура).

Диагностика знаний

Задания контрольных тестов :

  • На знание основных фактов,процессов,явлений .

2. Установление причинно-следственных связей.

3. Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.

4. Знание основных фактов, процессов, явлений (культура).

Творческие задания Напишите эссе на тему: «Итоги правления Николая I ».  Найдите в различных источниках высказывания о Николае I .

Творческие задания

Напишите эссе на тему:

«Итоги правления Николая I ».

Найдите в различных

источниках высказывания о

Николае I .

Работа с карточками

Работа с карточками

Электронные пособия

Электронные

пособия

Поурочное планирование по разделу № Наименование раздела, тема урока 1. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Кол час. 2. Внутренняя политика Николая I Социально- экономическое развитие 3. 1 Тип урока Внешняя политика Николая I Способы, приёмы организации учебной деятельности 1 Проблемный урок Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа. Домашнее задание Комбини- рованный урок 1 Урок самостоятельной работы при изучении нового материала §9 ст. 62 в. 1, 2 Работа с текстом учебника, фронтальная беседа при обобщении §10 ст. 70 в. 3 §11 ст. 76 в. 3, 6 Работа с картами и в парах §12 ст. 84 в. 1 составьте план

Поурочное планирование по разделу

Наименование раздела, тема урока

1.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

Кол

час.

2.

Внутренняя политика Николая I

Социально- экономическое развитие

3.

1

Тип урока

Внешняя политика Николая I

Способы, приёмы организации учебной деятельности

1

Проблемный

урок

Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа.

Домашнее

задание

Комбини-

рованный урок

1

Урок самостоятельной работы при изучении нового материала

§9 ст. 62 в. 1, 2

Работа с текстом учебника, фронтальная беседа при обобщении

§10 ст. 70 в. 3

§11 ст. 76 в. 3, 6

Работа с картами и в парах

§12 ст. 84 в. 1 составьте план

Поурочное планирование по разделу 4. 5. Общественное движение 30-50-х гг. XIX в. 1 6. Крымская война (1853 – 1856 гг.) Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели 1 Урок-исследование 1 Урок изучения нового материала. Проблемный урок Отбор, классификация и интерпретация данных, постановка проблемы, выдвижение гипотез. Дифференциация, групповая и фронтальная работа. §13 ст. 92 в. 4 Урок изучения нового материала Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа. §14 ст. 100 в. 5 , 6 Анализ иллюстративного материала. Заполнение таблицы. Работа с картами и в парах. Подготовить сообщение о деятелях культуры

Поурочное планирование по разделу

4.

5.

Общественное движение 30-50-х гг.

XIX в.

1

6.

Крымская война

(1853 – 1856 гг.)

Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели

1

Урок-исследование

1

Урок изучения нового материала. Проблемный

урок

Отбор, классификация и интерпретация данных, постановка проблемы, выдвижение гипотез. Дифференциация, групповая и фронтальная работа.

§13 ст. 92 в. 4

Урок изучения нового материала

Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа.

§14 ст. 100 в. 5 , 6

Анализ иллюстративного материала. Заполнение таблицы. Работа с картами и в парах.

Подготовить сообщение о деятелях культуры

Поурочное планирование по разделу 7. 8. Художественная культура. Литература. Музыка. Архитектура. Живопись. Родной край в 1 пол. XIX в. 1 9. Комбинированный урок 1 Обобщающий урок « Россия в первой половине XIX в» Школьная лекция с элементами беседы Анализ иллюстративного материала. Заполнение таблицы. 1 Дополнить сведения в таблице Работа с текстом учебника, фронтальная беседа, групповая работа. Урок обобщения и систематизации знаний Обобщающий урок « Россия в первой половине XIX в»

Поурочное планирование по разделу

7.

8.

Художественная культура.

Литература. Музыка. Архитектура. Живопись.

Родной край в 1 пол. XIX в.

1

9.

Комбинированный урок

1

Обобщающий урок « Россия в первой половине XIX в»

Школьная лекция с элементами беседы

Анализ иллюстративного материала. Заполнение таблицы.

1

Дополнить сведения в таблице

Работа с текстом учебника, фронтальная беседа, групповая работа.

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщающий урок

« Россия в первой половине XIX в»

Результативность обучения по предлагаемой методике Среднестатистические результаты данного класса на протяжении 1 полугодия «Отлично» «Хорошо» 2 7 Самостоятельная работа контролирующего содержания 2 «Удовлетворительно» Контрольная работа по теме 6 4 «Неудовлетворительно» 1 2 5 1 7 5 0

Результативность

обучения по предлагаемой методике

Среднестатистические результаты данного класса на протяжении 1 полугодия

«Отлично»

«Хорошо»

2

7

Самостоятельная работа контролирующего содержания

2

«Удовлетворительно»

Контрольная работа по теме

6

4

«Неудовлетворительно»

1

2

5

1

7

5

0

Крымская война  1853 – 1856 г.г. Сформировать представление у учащихся о причинах Крымской войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.

Крымская война 1853 – 1856 г.г.

Сформировать представление у учащихся о причинах Крымской войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.

  • Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы: передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.
  • Формировать у учащихся навыки работы с картами, схемами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал, использовать мультимедийную презентацию
  • Воспитывать у учащихся любовь к Родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя.
Структура урока. I . Организационный момент.

Структура урока.

I . Организационный момент.

  • Актуализация знаний и мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Постановка проблемы.
  • Изучение нового материала (цели, причины, работа с картой, документами, сообщения учащихся, презентация)
  • Закрепление изученного (самостоятельная работа с электронными тестами и совместная проверка).
  • Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся ( Ответ на проблемный вопрос, выводы по теме).
  • Домашнее задание (заполнение кластера и сообщение)
Ресурсы в сети Интернет http://www.edu.ru http://window.edu.ru/ http://fcior.edu.ru http://www.worldhist.ru/ http://school-collection.edu.ru http://www.runivers.r/   http://www.ege.edu.ru http://www.bibliophika.ru/ http://school.edu.ru http://nsportal.ru/ http://www.openclass.ru http://www.lectures.edu.ru/ http://www.uchportal.ru

Ресурсы в сети Интернет

http://www.edu.ru

http://window.edu.ru/

http://fcior.edu.ru

http://www.worldhist.ru/

http://school-collection.edu.ru

http://www.runivers.r/

  http://www.ege.edu.ru

http://www.bibliophika.ru/

http://school.edu.ru

http://nsportal.ru/

http://www.openclass.ru

http://www.lectures.edu.ru/

http://www.uchportal.ru

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!