СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Методика обучения окружающему миру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана в помощь классному руководителю начальных классов в проведении уроков окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методика обучения окружающему миру"»

Методика обучения окружающему миру в начальной школе Подготовила: Исмаилова А.Н. Учитель начальных классов МОУ «Лицей №5»

Методика обучения окружающему миру в начальной школе

Подготовила:

Исмаилова А.Н.

Учитель начальных классов

МОУ «Лицей №5»

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир — источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г. Песталоцци).
  • Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие.
  • В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность.
  • Окружающий мир — источник чувств.
  • «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г. Песталоцци).
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник: приобретает богатый чувственный опыт, развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы, воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение, в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник:

  • приобретает богатый чувственный опыт,
  • развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости,
  • обобщать наблюдаемое и делать выводы,
  • воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение,
  • в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее.

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи рассуждения). Истина самого слова, логическое упражнение, мысли — вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы. «Все, что есть в речи логического, — писал великий педагог, — проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
  • В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи рассуждения).
  • Истина самого слова, логическое упражнение, мысли — вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы.
  • «Все, что есть в речи логического, — писал великий педагог, — проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

  Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений, школьники:  ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы,  построение связного повествования и др.

Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений, школьники:

  • ставят и решают проблемные задачи,
  • применяют логические операции,
  • проводят сравнение, классификацию,
  • находят причинные зависимости и пр.

С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений:

  • участие в диалоге,
  • в совместном обсуждении проблемы,
  • построение связного повествования и др.
Процесс изучения окружающего мира способствует развитию детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей — естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.  «Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» — эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.

Процесс изучения окружающего мира способствует развитию детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей — естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.

«Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» — эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.

Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств — патриотизма, гуманизма, интернационализма.

Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств — патриотизма, гуманизма, интернационализма.

 Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятельное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объектам и людям. Задача учителя — воспитать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.

Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятельное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объектам и людям.

Задача учителя — воспитать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность:

труд на природе,

помощь сверстнику,

проявление внимания к взрослому и др.

Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней от ношения. В последние годы произошла экологизация всех естественно научных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно созданной, так и естественной среде их обитания.

Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней от ношения. В последние годы произошла экологизация всех естественно научных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно созданной, так и естественной среде их обитания.

 В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возникающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально положительное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональными познавательным становится условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.

В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возникающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально положительное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональными познавательным становится условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.

Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром.

 Учитель даже с небольшим опытом работы знает, что ребенок 6–9 лет — существо социальное, стремящееся не только к познанию предметного мира, но и мира человеческих отношений. Более того, младший школьник начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов («правильно–неправильно», «можно–нельзя», «красиво–некрасиво», «нравственно–безнравственно» и т. п.).

Учитель даже с небольшим опытом работы знает, что ребенок 6–9 лет — существо социальное, стремящееся не только к познанию предметного мира, но и мира человеческих отношений. Более того, младший школьник начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов («правильно–неправильно», «можно–нельзя», «красиво–некрасиво», «нравственно–безнравственно» и т. п.).

Отличительная черта любого младшего школьника — интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Младшего школьника уже интересуют «философские проблемы» — о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении вселенной и т. п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о взаимоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в обществе взрослых, сверстников), которые помогают ребенку социализироваться. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения взрослых — рассказы о героических подвигах, исторических событиях, путешественниках и т. п. Дети начинают анализировать эмоциональные отношения со сверстниками: возникает дружба, привязанность, осознанное стремление к лидерству и т. п.

Отличительная черта любого младшего школьника — интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Младшего школьника уже интересуют «философские проблемы» — о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении вселенной и т. п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о взаимоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в обществе взрослых, сверстников), которые помогают ребенку социализироваться. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения взрослых — рассказы о героических подвигах, исторических событиях, путешественниках и т. п. Дети начинают анализировать эмоциональные отношения со сверстниками: возникает дружба, привязанность, осознанное стремление к лидерству и т. п.

 Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут на контакт с другими людьми — взрослыми, сверстниками, любят выполнять совместную работу, умеют распределять обязанности, брать на себя роль лидера (руководителя, командира). Особенно важен уровень развития эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманного отношения ко всему живому, правильных взаимоотношений человека с окружающим миром.

Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут на контакт с другими людьми — взрослыми, сверстниками, любят выполнять совместную работу, умеют распределять обязанности, брать на себя роль лидера (руководителя, командира). Особенно важен уровень развития эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманного отношения ко всему живому, правильных взаимоотношений человека с окружающим миром.

Посеешь ощущения — пожнешь мысль. Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «поставляют» нам сведения о предмете. Всем известно значение чувственного познания — от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.).

Посеешь ощущения — пожнешь мысль. Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «поставляют» нам сведения о предмете. Всем известно значение чувственного познания — от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.).

Чтобы развивать детскую наблюдательность, «провоцировать» детские вопросы, нужно стараться использовать любую возможность на экскурсии. Например, закрепляя представления о свойствах глины и песка, предложите понаблюдать после дождя те участки земли, на которых подолгу застаивается вода. Можно взять небольшие пробы земли и определить ее состав, используя увеличительное стекло. Школьники еще раз сделают вывод об особенностях взаимодействия различных веществ между собой.
  • Чтобы развивать детскую наблюдательность, «провоцировать» детские вопросы, нужно стараться использовать любую возможность на экскурсии.
  • Например, закрепляя представления о свойствах глины и песка, предложите понаблюдать после дождя те участки земли, на которых подолгу застаивается вода.
  • Можно взять небольшие пробы земли и определить ее состав, используя увеличительное стекло.
  • Школьники еще раз сделают вывод об особенностях взаимодействия различных веществ между собой.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!