Методика обучения окружающему миру в начальной школе
Подготовила:
Исмаилова А.Н.
Учитель начальных классов
МОУ «Лицей №5»
- Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие.
- В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность.
- Окружающий мир — источник чувств.
- «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г. Песталоцци).
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник:
- приобретает богатый чувственный опыт,
- развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости,
- обобщать наблюдаемое и делать выводы,
- воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение,
- в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее.
- В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи рассуждения).
- Истина самого слова, логическое упражнение, мысли — вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы.
- «Все, что есть в речи логического, — писал великий педагог, — проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений, школьники:
- ставят и решают проблемные задачи,
- применяют логические операции,
- проводят сравнение, классификацию,
- находят причинные зависимости и пр.
С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений:
- участие в диалоге,
- в совместном обсуждении проблемы,
- построение связного повествования и др.
Процесс изучения окружающего мира способствует развитию детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей — естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.
«Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» — эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.
Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств — патриотизма, гуманизма, интернационализма.
Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятельное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объектам и людям.
Задача учителя — воспитать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность:
труд на природе,
помощь сверстнику,
проявление внимания к взрослому и др.
Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней от ношения. В последние годы произошла экологизация всех естественно научных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно созданной, так и естественной среде их обитания.
В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возникающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально положительное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональными познавательным становится условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.
Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Учитель даже с небольшим опытом работы знает, что ребенок 6–9 лет — существо социальное, стремящееся не только к познанию предметного мира, но и мира человеческих отношений. Более того, младший школьник начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов («правильно–неправильно», «можно–нельзя», «красиво–некрасиво», «нравственно–безнравственно» и т. п.).
Отличительная черта любого младшего школьника — интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Младшего школьника уже интересуют «философские проблемы» — о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении вселенной и т. п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о взаимоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в обществе взрослых, сверстников), которые помогают ребенку социализироваться. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения взрослых — рассказы о героических подвигах, исторических событиях, путешественниках и т. п. Дети начинают анализировать эмоциональные отношения со сверстниками: возникает дружба, привязанность, осознанное стремление к лидерству и т. п.
Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут на контакт с другими людьми — взрослыми, сверстниками, любят выполнять совместную работу, умеют распределять обязанности, брать на себя роль лидера (руководителя, командира). Особенно важен уровень развития эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманного отношения ко всему живому, правильных взаимоотношений человека с окружающим миром.
Посеешь ощущения — пожнешь мысль. Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «поставляют» нам сведения о предмете. Всем известно значение чувственного познания — от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.).
- Чтобы развивать детскую наблюдательность, «провоцировать» детские вопросы, нужно стараться использовать любую возможность на экскурсии.
- Например, закрепляя представления о свойствах глины и песка, предложите понаблюдать после дождя те участки земли, на которых подолгу застаивается вода.
- Можно взять небольшие пробы земли и определить ее состав, используя увеличительное стекло.
- Школьники еще раз сделают вывод об особенностях взаимодействия различных веществ между собой.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!