СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Методики работы с одаренными детьми"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Методики работы с одаренными детьми"

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методики работы с одаренными детьми"»

Методика работы с одаренными  детьми

Методика работы с одаренными детьми

  Понятие и виды     одаренности

Понятие и виды одаренности

Отбор одаренных детей с помощью тестирования (испытания) по направлениям:

Отбор одаренных детей с помощью тестирования (испытания) по направлениям:

    Одаренный ребенок – такой ребенок, который отличается от сверстников яркими очевидными выдающимися способностями (или имеет внутренние предпосылки для высоких достижений) в том или другом виде деятельности

    Одаренный ребенок

    такой ребенок, который отличается от сверстников яркими очевидными выдающимися способностями (или имеет внутренние предпосылки для высоких достижений) в том или другом виде деятельности

    Творческая Художественная           Социальная Интеллектуальная и академическая Двигательная  Духовная   Практическая

    Творческая

    Художественная

    Социальная

    Интеллектуальная

    и академическая

    Двигательная

    Духовная

    Практическая

     Художественная

    • Художественная
       2. Творческая техническое творчество; конструирование. 3. Социальная

      2. Творческая

      • техническое творчество;
      • конструирование.

      3. Социальная

       4. Интеллектуальная и академическая высокий уровень IQ ; способности к практическому получению знаний; высокий уровень развития психологических процессов (память, внимание).

      4. Интеллектуальная и академическая

      • высокий уровень IQ ;
      • способности к практическому получению знаний;
      • высокий уровень развития психологических процессов (память, внимание).
      5. Двигательная (психомоторная) или спортивная быстрота реакции; хорошая координация движений; зрительно-моторная координация.  6 . Духовная (высокий уровень развития моральных качеств)   7. Практическая  (адекватная самооценка, умение использовать свои положительные качества)

      5. Двигательная (психомоторная) или спортивная

      • быстрота реакции;
      • хорошая координация движений;
      • зрительно-моторная координация.

      6 . Духовная (высокий уровень развития моральных качеств)

      7. Практическая

      (адекватная самооценка, умение использовать свои положительные качества)

      Составляющие одаренности, подлежащие психолого-педагогической диагностике Личностные особенности Мотивация учения Перфекционизм/ нонконформизм/ лидерство/ конкурентоспособность/ широта интересов/ юмор Тяга к познанию нового, неизвестного, переживание познания как ценности и цели развития личности Креативность Способность к образованию неожиданных, нетривиальных идей,способность к ассоциативным связям между явлениями разных классов, поиск альтернатив Интеллект Способность к классификации, категоризации, анализу, синтезу, прогнозированию, высокая концентрация внимания и памяти Познавательная активность Потребность в умственных усилиях и впечатлениях, работоспособность, продуктивность, вариативность, стремление к новому, самостоятельность, ориентация на процесс

      Составляющие одаренности, подлежащие психолого-педагогической диагностике

      Личностные

      особенности

      Мотивация учения

      Перфекционизм/ нонконформизм/

      лидерство/ конкурентоспособность/

      широта интересов/ юмор

      Тяга к познанию нового, неизвестного, переживание познания как ценности и цели развития личности

      Креативность

      Способность к образованию неожиданных, нетривиальных идей,способность к ассоциативным связям между явлениями разных классов, поиск альтернатив

      Интеллект

      Способность к классификации, категоризации, анализу, синтезу, прогнозированию,

      высокая концентрация внимания и памяти

      Познавательная активность

      Потребность в умственных усилиях и впечатлениях, работоспособность, продуктивность, вариативность, стремление к новому, самостоятельность, ориентация на процесс

      Банк диагностических методик выявления ОД Методика  Возраст Что выявляет Методика

      Банк диагностических методик выявления ОД

      Методика

      Возраст

      Что выявляет

      Методика "Дорисовывание фигур" О.М. Дьяченко

      Целевая группа

      4-6 лет

      Методика определения склонностей ребенка

      Определение уровня развития воображения у детей, способности создавать оригинальные образы

      Дошк

      4-8 лет

      Методика диагностики общей одаренности ребенка педагогом

      +

      І ст

      Получение информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка

      4-8 лет

      Методика "Карта одаренности" (Д.Хаян, М.Кафф

      ІІ-ІІІ ст

      Тест "Придумывание сказки"(Е.И.Кульчицкая, Л.Г.Черная)

      выявляет сумму психических характеристик, лежащих в основе личностного потенциала ребенка

      5-10 лет

      Педагоги

      Родители

      Методика "Пять кружков"(Е.И.Кульчицкая, Л.Г.Черная)

      6-7 лет

      оценка степени выраженности у ребенка различных видов одаренности

      6-7 лет

      выяснение способностей детей к вербальному творчеству:

      +

      +

      Выясняет, насколько у ребенка развита наблюдательность, владение элементами аналогизирования, обобщения, сравнения, классификации

      +

      +

      +

      +

      +

      Банк диагностических методик выявления ОД Методика  Возраст Что выявляет Методика

      Банк диагностических методик выявления ОД

      Методика

      Возраст

      Что выявляет

      Методика "Слова на букву «К»"(Е.И.Кульчицкая, Л.Г.Черная)

      6-7 лет

      Целевая группа

      Краткий тест творческого мышления П.Торренса

      с 6 лет

      Исследование словарного запаса у детей, степени наблюдательности, сообразительности

      Методика "Палитра интересов" (А.И.Савенков)

      Дошк

      Методика исключения лишнего слова

      І ст

      Определение уровня творческого мышления

      6-10 лет

      +

      7-10 лет

      +

      +

      Выявление направленности интересов ребенка

      Методика аналогии

      ІІ-ІІІ ст

      +

      Тест «Необычное использование» К.А.Хеллер

      7-10 лет

      Исследование способности к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки

      П едагоги

      Родители

      +

      установление логических связей между словами по заданному образцу

      7-10 лет

      +

      Тест интеллекта Кеттелла

      +

      Определение уровня вербальной креативности

      +

      +

      +

      Оценка интеллектуального потенциала

      +

      +

      +

      Банк психодиагностических методик выявления ОД Методика  Возраст Что выявляет Анкета изучения мотивов учебной деятельности Целевая группа с 10 лет Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся Дошк Изучение ведущего мотива учащихся Опросник личностной склонности к творчеству Г.Дэвиса с 10 лет І ст Методика Гилфорда Определение визуальной креативности и свободы ассоциаций с 10 лет Определяет уровень познавательной активности ІІ-ІІІ ст выявление склонности к творческому поведению в повседневной жизни с 10 лет Шкала оценки мотивации одобрения Марлоу-Краун + П едагоги Родители Определение социального интеллект с 10 лет + Определение уровня мотивации одобрения – стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей + + + + +

      Банк психодиагностических методик выявления ОД

      Методика

      Возраст

      Что выявляет

      Анкета изучения мотивов учебной деятельности

      Целевая группа

      с 10 лет

      Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся

      Дошк

      Изучение ведущего мотива учащихся

      Опросник личностной склонности к творчеству Г.Дэвиса

      с 10 лет

      І ст

      Методика Гилфорда Определение визуальной креативности и свободы ассоциаций

      с 10 лет

      Определяет уровень познавательной активности

      ІІ-ІІІ ст

      выявление склонности к творческому поведению в повседневной жизни

      с 10 лет

      Шкала оценки мотивации одобрения Марлоу-Краун

      +

      П едагоги

      Родители

      Определение социального интеллект

      с 10 лет

      +

      Определение уровня мотивации одобрения – стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей

      +

      +

      +

      +

      +

      Стратегии обучения одаренных учеников Ускорение - увеличение скорости освоения материала с учетом потенциала детей с высоким темпом развития Пример: профильные классы, углубленное изучение предметов Углубление – более глубокое изучение тем, дисциплин или отраслей знания с учетом экстраординарного интереса детей к определенной области знания или деятельности Пример: факультатив, практика, кружок

      Стратегии обучения одаренных учеников

      • Ускорение - увеличение скорости освоения материала с учетом потенциала детей с высоким темпом развития

      Пример: профильные классы, углубленное изучение предметов

      • Углубление – более глубокое изучение тем, дисциплин или отраслей знания с учетом экстраординарного интереса детей к определенной области знания или деятельности

      Пример: факультатив, практика, кружок

      Стратегии обучения одаренных учеников Обогащение – выход за рамки традиционных тем за счет установления связи с другими темами или дисциплинами с освоением новых способов и приемов работы Пример: интегральные уроки, исследовательский проект, тренинг, кружок  Проблематизация – стимулирование личностного развития ребенка с использованием оригинальных объяснений, пересмотра опыта, поиска нового смысла и альтернативных интерпретаций  Пример: исследовательский проект, работа в МАН, тренинг

      Стратегии обучения одаренных учеников

      • Обогащение – выход за рамки традиционных тем за счет установления связи с другими темами или дисциплинами с освоением новых способов и приемов работы

      Пример: интегральные уроки, исследовательский проект, тренинг, кружок

      • Проблематизация – стимулирование личностного развития ребенка с использованием оригинальных объяснений, пересмотра опыта, поиска нового смысла и альтернативных интерпретаций

      Пример: исследовательский проект, работа в МАН, тренинг

      Методы развития  творческих способностей и одаренности Психологические методы  Интеллектуальные ситуации Развивающая игра Специальные задания, ориентированные на овладение способами творческого мышления: генерирование идей, постановка вопросов, комбинирование, поиск аналогий, выделение противоположных свойств, ассоциирование понятий, поиск альтернативы и др. Задания на оценивание событий, явлений, проблем, решений Задания на прогнозирование результатов решения проблем или развития ситуаций Задания на классификацию и категоризацию Задания по тренировке различных видов памяти Педагогические методы  Виды творческих работ Вопросы Кроссворды Сообщения Рефераты Семинары Викторины Диспуты, дебаты, дискуссии Ролевые и деловые игры

      Методы развития творческих способностей и одаренности

      Психологические методы

      Интеллектуальные ситуации

      • Развивающая игра
      • Специальные задания, ориентированные на овладение способами творческого мышления: генерирование идей, постановка вопросов, комбинирование, поиск аналогий, выделение противоположных свойств, ассоциирование понятий, поиск альтернативы и др.
      • Задания на оценивание событий, явлений, проблем, решений
      • Задания на прогнозирование результатов решения проблем или развития ситуаций
      • Задания на классификацию и категоризацию
      • Задания по тренировке различных видов памяти

      Педагогические методы

      Виды творческих работ

      • Вопросы
      • Кроссворды
      • Сообщения
      • Рефераты
      • Семинары
      • Викторины
      • Диспуты, дебаты, дискуссии
      • Ролевые и деловые игры
      Методы развития  творческих способностей и одаренности Психологические методы   Социальные ситуации Задания, стимулирующие лидерство Задания с конкурентными формами взаимодействия Задания, апеллирующие к кругозору, информированности, широте интересов Задания, инициирующие юмор Педагогические методы   Формы урочной деятельности Урок-лекция, урок-семинар, урок-суд, урок-новелла, урок-зачет Урок-смотр знаний, урок-брейн-ринг, урок-конференция, урок-расследование Интегрированный урок, урок-путешествие, урок –экскурсия, урок-эссе, урок-композиция, урок-сказка

      Методы развития творческих способностей и одаренности

      Психологические методы

      Социальные ситуации

      • Задания, стимулирующие лидерство
      • Задания с конкурентными формами взаимодействия
      • Задания, апеллирующие к кругозору, информированности, широте интересов
      • Задания, инициирующие юмор

      Педагогические методы

      Формы урочной деятельности

      • Урок-лекция, урок-семинар,
      • урок-суд, урок-новелла,
      • урок-зачет
      • Урок-смотр знаний, урок-брейн-ринг,
      • урок-конференция, урок-расследование
      • Интегрированный урок,
      • урок-путешествие,
      • урок –экскурсия,
      • урок-эссе,
      • урок-композиция,
      • урок-сказка
      Формы работы с одаренными учащимися  Профильные классы; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам;   Профильные классы; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам;   олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно-исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление; олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно-исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление;

      Формы работы с одаренными учащимися

      • Профильные классы; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам;
      • Профильные классы;
      • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ;
      • спецкурсы и факультативы;
      • кружки, клубы по интересам;
      • конкурсы;
      • интеллектуальный марафон;
      • работа по индивидуальным планам;
      • олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно-исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление;
      • олимпиады;
      • турниры;
      • предметные конкурсы;
      • предметные недели;
      • ролевые и деловые игры;
      • консультации;
      • конференции;
      • выставки научно-исследовательских и творческих работ;
      • МАН;
      • интернет олимпиады;
      • ученическое самоуправление;
      Основные формы работы с одаренными детьми 1) в рамках урока:

      Основные формы работы с одаренными детьми

      1) в рамках урока:

      Основные формы работы с одаренными детьми 2) вне уроков: - групповые занятия с одаренными учащимися; - консультирование по возникшей проблеме; - факультативы; - предметные кружки; - кружки по интересам; - научные кружки, общества - курсы по выбору; - работа по индивидуальным планам; - занятия в профильных классах

      Основные формы работы с одаренными детьми

      2) вне уроков:

      - групповые занятия с одаренными учащимися;

      - консультирование по возникшей проблеме;

      - факультативы;

      - предметные кружки;

      - кружки по интересам;

      - научные кружки, общества

      - курсы по выбору;

      - работа по индивидуальным планам;

      - занятия в профильных классах

      Основные формы работы с одаренными детьми 2) вне уроков: -психологические тренинги: по развитию креативности, тренинги личностного роста, интеллектуальные тренинги; - консультации для детей, подростков, родителей, нуждающихся в психологической поддержке.

      Основные формы работы с одаренными детьми

      2) вне уроков:

      -психологические тренинги: по развитию креативности, тренинги личностного роста, интеллектуальные тренинги;

      - консультации для детей, подростков, родителей, нуждающихся в психологической поддержке.

      Основные формы работы с одаренными детьми 3) вне школы: - работа очно-заочных школ, заочного университета; - организация профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях; - занятия в мастер-классах, творческих студиях; - опытно-экспериментальная работа; - участие телекоммуникационных проектах.

      Основные формы работы с одаренными детьми

      3) вне школы:

      - работа очно-заочных школ, заочного университета;

      - организация профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях;

      - занятия в мастер-классах, творческих студиях;

      - опытно-экспериментальная работа;

      - участие телекоммуникационных проектах.

      Основные формы работы с одаренными детьми 4) соревнования: - предметные олимпиады; - конкурс-защита научно-исследовательских работ; - турниры; - интеллектуальные марафоны и игры; - конкурсы, выставки, смотры и викторины; - фестивали и конференции; - спортивные соревнования; - участие в Интернет-олимпиадах.

      Основные формы работы с одаренными детьми

      4) соревнования:

      - предметные олимпиады;

      - конкурс-защита научно-исследовательских работ;

      - турниры;

      - интеллектуальные марафоны и игры;

      - конкурсы, выставки, смотры и викторины;

      - фестивали и конференции;

      - спортивные соревнования;

      - участие в Интернет-олимпиадах.

      Формы работы с одаренными учащимися  Профильные классы; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам;   Профильные классы; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам;   олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно-исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление; олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно-исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление;

      Формы работы с одаренными учащимися

      • Профильные классы; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам;
      • Профильные классы;
      • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ;
      • спецкурсы и факультативы;
      • кружки, клубы по интересам;
      • конкурсы;
      • интеллектуальный марафон;
      • работа по индивидуальным планам;
      • олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно-исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление;
      • олимпиады;
      • турниры;
      • предметные конкурсы;
      • предметные недели;
      • ролевые и деловые игры;
      • консультации;
      • конференции;
      • выставки научно-исследовательских и творческих работ;
      • МАН;
      • интернет олимпиады;
      • ученическое самоуправление;
      Основные формы работы с одаренными детьми 5) в системе образования: - создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми; - организация лицейских, профильных классов; - вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми; - совместное проведение с вузами «Дней науки»; - индивидуальная работа, в том числе под руководством научных руководителей; - проведение учебных тренировочных сборов для одаренных детей; - стимулирование и поддержка, прежде всего выделение стипендий (премий) одаренным детям.

      Основные формы работы с одаренными детьми

      5) в системе образования:

      - создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми;

      - организация лицейских, профильных классов;

      - вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми;

      - совместное проведение с вузами «Дней науки»;

      - индивидуальная работа, в том числе под руководством научных руководителей;

      - проведение учебных тренировочных сборов для одаренных детей;

      - стимулирование и поддержка, прежде всего выделение стипендий (премий) одаренным детям.

      Основные методы работы с одаренными детьми активные методы работы

      Основные методы работы с одаренными детьми

      активные методы работы

        Примеры образовательных моделей  (педагогических технологий, систем, теорий)  для организации обучения и развития одаренных детей 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. 3. Технология проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я . Лернер, М.И. Махмутов). 4. Система Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”. 5. Теория решения изобретательских задач. (П.Я. Гальперин). 6. Технология “погружения” (М.П. Щетинин). 7. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др. 8. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко). 9. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов). 10. Дифференцированное обучение. 11. Бригадно-лабораторное обучение. 12. Метод проектов. 13. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж .Кэрролл). 14. Модель “Структура интеллекта” (Дж. Гилфорд). 15. Модель “Три вида обогащения учебной программы”  (Дж. Рензулли). 16. Технология создания ситуации успеха.

        Примеры образовательных моделей (педагогических технологий, систем, теорий) для организации обучения и развития одаренных детей

        • 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
        • 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.
        • 3. Технология проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я . Лернер, М.И. Махмутов).
        • 4. Система Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”.
        • 5. Теория решения изобретательских задач. (П.Я. Гальперин).
        • 6. Технология “погружения” (М.П. Щетинин).
        • 7. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др.
        • 8. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко).
        • 9. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).
        • 10. Дифференцированное обучение.
        • 11. Бригадно-лабораторное обучение.
        • 12. Метод проектов.
        • 13. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж .Кэрролл).
        • 14. Модель “Структура интеллекта” (Дж. Гилфорд).
        • 15. Модель “Три вида обогащения учебной программы”

        (Дж. Рензулли).

        • 16. Технология создания ситуации успеха.