Методика работы с одаренными детьми
Понятие и виды одаренности
Отбор одаренных детей с помощью тестирования (испытания) по направлениям:
Одаренный ребенок –
такой ребенок, который отличается от сверстников яркими очевидными выдающимися способностями (или имеет внутренние предпосылки для высоких достижений) в том или другом виде деятельности
Творческая
Художественная
Социальная
Интеллектуальная
и академическая
Двигательная
Духовная
Практическая
2. Творческая
- техническое творчество;
- конструирование.
3. Социальная
4. Интеллектуальная и академическая
- высокий уровень IQ ;
- способности к практическому получению знаний;
- высокий уровень развития психологических процессов (память, внимание).
5. Двигательная (психомоторная) или спортивная
- быстрота реакции;
- хорошая координация движений;
- зрительно-моторная координация.
6 . Духовная (высокий уровень развития моральных качеств)
7. Практическая
(адекватная самооценка, умение использовать свои положительные качества)
Составляющие одаренности, подлежащие психолого-педагогической диагностике
Личностные
особенности
Мотивация учения
Перфекционизм/ нонконформизм/
лидерство/ конкурентоспособность/
широта интересов/ юмор
Тяга к познанию нового, неизвестного, переживание познания как ценности и цели развития личности
Креативность
Способность к образованию неожиданных, нетривиальных идей,способность к ассоциативным связям между явлениями разных классов, поиск альтернатив
Интеллект
Способность к классификации, категоризации, анализу, синтезу, прогнозированию,
высокая концентрация внимания и памяти
Познавательная активность
Потребность в умственных усилиях и впечатлениях, работоспособность, продуктивность, вариативность, стремление к новому, самостоятельность, ориентация на процесс
Банк диагностических методик выявления ОД
Методика
Возраст
Что выявляет
Методика "Дорисовывание фигур" О.М. Дьяченко
Целевая группа
4-6 лет
Методика определения склонностей ребенка
Определение уровня развития воображения у детей, способности создавать оригинальные образы
Дошк
4-8 лет
Методика диагностики общей одаренности ребенка педагогом
+
І ст
Получение информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка
4-8 лет
Методика "Карта одаренности" (Д.Хаян, М.Кафф
ІІ-ІІІ ст
Тест "Придумывание сказки"(Е.И.Кульчицкая, Л.Г.Черная)
выявляет сумму психических характеристик, лежащих в основе личностного потенциала ребенка
5-10 лет
Педагоги
Родители
Методика "Пять кружков"(Е.И.Кульчицкая, Л.Г.Черная)
6-7 лет
оценка степени выраженности у ребенка различных видов одаренности
6-7 лет
выяснение способностей детей к вербальному творчеству:
+
+
Выясняет, насколько у ребенка развита наблюдательность, владение элементами аналогизирования, обобщения, сравнения, классификации
+
+
+
+
+
Банк диагностических методик выявления ОД
Методика
Возраст
Что выявляет
Методика "Слова на букву «К»"(Е.И.Кульчицкая, Л.Г.Черная)
6-7 лет
Целевая группа
Краткий тест творческого мышления П.Торренса
с 6 лет
Исследование словарного запаса у детей, степени наблюдательности, сообразительности
Методика "Палитра интересов" (А.И.Савенков)
Дошк
Методика исключения лишнего слова
І ст
Определение уровня творческого мышления
6-10 лет
+
7-10 лет
+
+
Выявление направленности интересов ребенка
Методика аналогии
ІІ-ІІІ ст
+
Тест «Необычное использование» К.А.Хеллер
7-10 лет
Исследование способности к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки
П едагоги
Родители
+
установление логических связей между словами по заданному образцу
7-10 лет
+
Тест интеллекта Кеттелла
+
Определение уровня вербальной креативности
+
+
+
Оценка интеллектуального потенциала
+
+
+
Банк психодиагностических методик выявления ОД
Методика
Возраст
Что выявляет
Анкета изучения мотивов учебной деятельности
Целевая группа
с 10 лет
Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся
Дошк
Изучение ведущего мотива учащихся
Опросник личностной склонности к творчеству Г.Дэвиса
с 10 лет
І ст
Методика Гилфорда Определение визуальной креативности и свободы ассоциаций
с 10 лет
Определяет уровень познавательной активности
ІІ-ІІІ ст
выявление склонности к творческому поведению в повседневной жизни
с 10 лет
Шкала оценки мотивации одобрения Марлоу-Краун
+
П едагоги
Родители
Определение социального интеллект
с 10 лет
+
Определение уровня мотивации одобрения – стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей
+
+
+
+
+
Стратегии обучения одаренных учеников
- Ускорение - увеличение скорости освоения материала с учетом потенциала детей с высоким темпом развития
Пример: профильные классы, углубленное изучение предметов
- Углубление – более глубокое изучение тем, дисциплин или отраслей знания с учетом экстраординарного интереса детей к определенной области знания или деятельности
Пример: факультатив, практика, кружок
Стратегии обучения одаренных учеников
- Обогащение – выход за рамки традиционных тем за счет установления связи с другими темами или дисциплинами с освоением новых способов и приемов работы
Пример: интегральные уроки, исследовательский проект, тренинг, кружок
- Проблематизация – стимулирование личностного развития ребенка с использованием оригинальных объяснений, пересмотра опыта, поиска нового смысла и альтернативных интерпретаций
Пример: исследовательский проект, работа в МАН, тренинг
Методы развития творческих способностей и одаренности
Психологические методы
Интеллектуальные ситуации
- Развивающая игра
- Специальные задания, ориентированные на овладение способами творческого мышления: генерирование идей, постановка вопросов, комбинирование, поиск аналогий, выделение противоположных свойств, ассоциирование понятий, поиск альтернативы и др.
- Задания на оценивание событий, явлений, проблем, решений
- Задания на прогнозирование результатов решения проблем или развития ситуаций
- Задания на классификацию и категоризацию
- Задания по тренировке различных видов памяти
Педагогические методы
Виды творческих работ
- Вопросы
- Кроссворды
- Сообщения
- Рефераты
- Семинары
- Викторины
- Диспуты, дебаты, дискуссии
- Ролевые и деловые игры
Методы развития творческих способностей и одаренности
Психологические методы
Социальные ситуации
- Задания, стимулирующие лидерство
- Задания с конкурентными формами взаимодействия
- Задания, апеллирующие к кругозору, информированности, широте интересов
- Задания, инициирующие юмор
Педагогические методы
Формы урочной деятельности
- Урок-лекция, урок-семинар,
- урок-суд, урок-новелла,
- урок-зачет
- Урок-смотр знаний, урок-брейн-ринг,
- урок-конференция, урок-расследование
- Интегрированный урок,
- урок-путешествие,
- урок –экскурсия,
- урок-эссе,
- урок-композиция,
- урок-сказка
Формы работы с одаренными учащимися
- Профильные классы; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам;
- Профильные классы;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ;
- спецкурсы и факультативы;
- кружки, клубы по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- работа по индивидуальным планам;
- олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно-исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление;
- олимпиады;
- турниры;
- предметные конкурсы;
- предметные недели;
- ролевые и деловые игры;
- консультации;
- конференции;
- выставки научно-исследовательских и творческих работ;
- МАН;
- интернет олимпиады;
- ученическое самоуправление;
Основные формы работы с одаренными детьми
1) в рамках урока:
Основные формы работы с одаренными детьми
2) вне уроков:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- консультирование по возникшей проблеме;
- факультативы;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- научные кружки, общества
- курсы по выбору;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах
Основные формы работы с одаренными детьми
2) вне уроков:
-психологические тренинги: по развитию креативности, тренинги личностного роста, интеллектуальные тренинги;
- консультации для детей, подростков, родителей, нуждающихся в психологической поддержке.
Основные формы работы с одаренными детьми
3) вне школы:
- работа очно-заочных школ, заочного университета;
- организация профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях;
- занятия в мастер-классах, творческих студиях;
- опытно-экспериментальная работа;
- участие телекоммуникационных проектах.
Основные формы работы с одаренными детьми
4) соревнования:
- предметные олимпиады;
- конкурс-защита научно-исследовательских работ;
- турниры;
- интеллектуальные марафоны и игры;
- конкурсы, выставки, смотры и викторины;
- фестивали и конференции;
- спортивные соревнования;
- участие в Интернет-олимпиадах.
Формы работы с одаренными учащимися
- Профильные классы; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам;
- Профильные классы;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися ;
- спецкурсы и факультативы;
- кружки, клубы по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- работа по индивидуальным планам;
- олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно-исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление;
- олимпиады;
- турниры;
- предметные конкурсы;
- предметные недели;
- ролевые и деловые игры;
- консультации;
- конференции;
- выставки научно-исследовательских и творческих работ;
- МАН;
- интернет олимпиады;
- ученическое самоуправление;
Основные формы работы с одаренными детьми
5) в системе образования:
- создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми;
- организация лицейских, профильных классов;
- вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми;
- совместное проведение с вузами «Дней науки»;
- индивидуальная работа, в том числе под руководством научных руководителей;
- проведение учебных тренировочных сборов для одаренных детей;
- стимулирование и поддержка, прежде всего выделение стипендий (премий) одаренным детям.
Основные методы работы с одаренными детьми
активные методы работы
Примеры образовательных моделей (педагогических технологий, систем, теорий) для организации обучения и развития одаренных детей
- 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
- 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.
- 3. Технология проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я . Лернер, М.И. Махмутов).
- 4. Система Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”.
- 5. Теория решения изобретательских задач. (П.Я. Гальперин).
- 6. Технология “погружения” (М.П. Щетинин).
- 7. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др.
- 8. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко).
- 9. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).
- 10. Дифференцированное обучение.
- 11. Бригадно-лабораторное обучение.
- 12. Метод проектов.
- 13. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж .Кэрролл).
- 14. Модель “Структура интеллекта” (Дж. Гилфорд).
- 15. Модель “Три вида обогащения учебной программы”
(Дж. Рензулли).
- 16. Технология создания ситуации успеха.