- Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
Ю. К. Бабанский
- от общих и конкретных целей обучения;
- от содержания материала конкретного урока;
- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов;
- от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
- от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
- от уровня подготовленности учащихся;
- от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
- от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
- метод иллюстраций
- метод демонстраций.
Классификация традиционных методов обучения по источникам передачи и получения знаний.
Словесные методы
Практические методы
- рассказ
- объяснение
- беседа
- дискуссия
- лекция
- работа с книгой.
- упражнения,
- лабораторные
- практические
работы
Наглядные методы
Традиционные методы обучения
Словесный метод Источником знаний и умений является устное или печатное слово.
Достоинство метода позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.
Недостатки
Слишком долгая речь преподавателя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
Словесные методы подразделяются на следующие виды :
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция,
работа с книгой .
Традиционные методы обучения
Наглядные методы
это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Достоинства Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, повышает интерес и внимание учащихся.
Недостатки
Необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность, в противном случае, её использование будет нецелесообразным.
Наглядные методы обучения подразделяются на две группы:
метод иллюстраций ,метод демонстраций.
Традиционные методы обучения
Практические методы
основаны на практической деятельности обучающихся.
Достоинства Помогают формировать практические умения и навыки, повышают мотивацию в обучении.
К практическим методам относятся: упражнения, лабораторные и практические работы .
Условия использования рассмотренных методов обучения
Словесные методы
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
При формировании теоретических и фактических знаний
Наглядные методы.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
Практические методы
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.
Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода.
Для развития практических умений и навыков.
Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
Когда учитель хорошо владеет этим видом словесных методов.
Когда правильно оформлен интерфейс.
Когда ое готовы к выполнению практических заданий.
Когда учитель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Когда учитель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
Активные методы обучения —
это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Признаки активных методов обучения
- активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
- длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Активные методы обучения строятся на:
- практической направленности;
- игровом действе и творческом характере обучения;
- интерактивности;
- разнообразных коммуникациях;
- диалоге и полилоге (разговор многих участников);
- использовании знаний и опыта обучающихся;
- групповой форме организации их работы;
- вовлечении в процесс всех органов чувств;
- деятельностном подходе к обучению;
- движении и рефлексии.
Классификация активных методов обучения
Неимитационные
Имитационные
Неигровые
Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, Тематическая дискуссия. Программированное обучение. Научно-практическая конференция.
Мозговой штурм.
Игровые
Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации.
Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование.
Неимитационный метод обучения
Тематическая дискуссия - метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.
Достоинства дискуссии:
- привлекают к активному участию всех присутствующих;
- дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;
- побуждают к самоанализу;
- возможность использования дополнительных материалов;
- воспитывается терпимость, умение слышать других;
- позволяют углубить знания по предмету.
Недостатки
- требуется предварительно объяснить правила.
- при узко поставленной теме возможны повторения.
- требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.
Разновидности:
- дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников;
- групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;
- массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.
Неимитационный метод обучения
Мозговой штурм ( мозговая атака, брейнсторминг)
способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.
Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Задачи, решаемые с помощью метода:
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Игровой метод обучения
это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Преимущества
- приобретенный опыт сохраняется надолго.
- повышенный интерес учащихся;
- возникновение понимания того, как ведут себя другие люди;
- положительные эмоции;
- помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Недостатки
Искусственность.
Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.
Элемент риска.
Игровой метод обучения
Ролевая игра
Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных методов учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.
Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков.
Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.
Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях:
-участник убедился, что у него все получается;
-участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких знаний и навыков надо бы получить побольше.
Неигровые методы
Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций
(от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
- выявление, отбор и решение проблем;
- работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
- анализ и синтез информации и аргументов;
- работа с предположениями и заключениями;
- оценка альтернатив;
- принятие решений;
- слушание и понимание других людей — навыки групповой работы
Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций
Кейс-метод – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач.
Обучение на основе кейс - метода – это целенаправленный процесс, построенный на:
- всестороннем анализе представленных ситуаций;
- обсуждении проблем во время открытых дискуссий;
- выработке навыков принятия решений.
Отличительная черта кейс - метода –
создание проблемной ситуации из реальной жизни.
Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций
Учащимся ставится конкретная задача :
рассчитать необходимую площадь линолеума на пол класса
для замены старого покрытия
Алгоритм выполнения задания:
- определить последовательность решения задания;
- определить каким образом и с помощью каких формул должна быть определена площадь пола;
- определить с помощью какой формулы через площадь и расход должно быть определено количество необходимого линолеума;
- провести необходимые измерения размеров класса ;
- определить количество линолеума в квадратных метрах.
Функции учителя при работе по кейс-методу
- постановка задачи,
- определение целей и исходных данных;
- организация процесса и направление последовательности выполнения задания, организация дискуссий;
- консультирование и, при необходимости, подведение дискуссий учащихся к нужному результату;
- контроль выполнения задания;
- организация обсуждения полученных результатов и подведение итогов.
Проблемы использования АМО
Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
Следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.
Р екомендуемая литература
Литература:
- Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986.
- Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000