СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Методы обучения и их эффективное использование"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация " Методы обучения и их эффективное использование"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методы обучения и их эффективное использование"»

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.     Ю.  К.  Бабанский
  • Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.

Ю. К. Бабанский

от общих и конкретных целей обучения;  от содержания материала конкретного урока; от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов; от времени, отведенного на изучение того или иного материала; от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей; от уровня подготовленности учащихся; от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
  • от общих и конкретных целей обучения;
  • от содержания материала конкретного урока;
  • от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов;
  • от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
  • от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
  • от уровня подготовленности учащихся;
  • от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
  • от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

метод иллюстраций  метод демонстраций. Классификация традиционных методов обучения  по источникам передачи и получения знаний.  Словесные методы  Практические методы  рассказ объяснение беседа  дискуссия лекция  работа с книгой. упражнения, лабораторные  практические  работы  Наглядные методы
  • метод иллюстраций
  • метод демонстраций.

Классификация традиционных методов обучения по источникам передачи и получения знаний.

Словесные методы

Практические методы

  • рассказ
  • объяснение
  • беседа
  • дискуссия
  • лекция
  • работа с книгой.
  • упражнения,
  • лабораторные
  • практические

работы

Наглядные методы

Традиционные методы обучения Словесный метод  Источником знаний и умений является устное или печатное слово.  Достоинство метода  позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию,  поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Недостатки Слишком долгая речь преподавателя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.  Словесные методы подразделяются на следующие виды :  рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой .

Традиционные методы обучения

Словесный метод Источником знаний и умений является устное или печатное слово.

Достоинство метода позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.

Недостатки

Слишком долгая речь преподавателя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.

Словесные методы подразделяются на следующие виды :

рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция,

работа с книгой .

Традиционные методы обучения Наглядные методы это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.  Достоинства  Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, повышает интерес и внимание учащихся. Недостатки Необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность, в противном случае, её использование будет нецелесообразным. Наглядные методы обучения подразделяются на две группы: метод иллюстраций ,метод демонстраций.

Традиционные методы обучения

Наглядные методы

это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Достоинства Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, повышает интерес и внимание учащихся.

Недостатки

Необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность, в противном случае, её использование будет нецелесообразным.

Наглядные методы обучения подразделяются на две группы:

метод иллюстраций ,метод демонстраций.

Традиционные методы обучения  Практические методы основаны на практической деятельности обучающихся. Достоинства  Помогают формировать практические умения и навыки, повышают мотивацию в обучении.     К практическим методам относятся:  упражнения,  лабораторные и практические работы .

Традиционные методы обучения

Практические методы

основаны на практической деятельности обучающихся.

Достоинства Помогают формировать практические умения и навыки, повышают мотивацию в обучении.

К практическим методам относятся: упражнения, лабораторные и практические работы .

 

Условия использования рассмотренных методов обучения

Словесные методы

При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.

При формировании теоретических и фактических знаний

Наглядные методы.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Практические методы

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.

Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.

Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.

Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода.

Для развития практических умений и навыков.

Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.

Когда учитель хорошо владеет этим видом словесных методов.

Когда правильно оформлен интерфейс.

Когда ое готовы к выполнению практических заданий.

Когда учитель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.

Когда учитель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.

Активные методы обучения —   это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Признаки активных методов обучения активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным; длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса; самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач; мотивированность к обучению.

Активные методы обучения

это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.
Активные методы обучения строятся на:    практической направленности;  игровом действе и творческом характере обучения;  интерактивности;  разнообразных коммуникациях;  диалоге и полилоге (разговор многих участников);  использовании знаний и опыта обучающихся;  групповой форме организации их работы;  вовлечении в процесс всех органов чувств;  деятельностном подходе к обучению;  движении и рефлексии.

Активные методы обучения строятся на:

  • практической направленности;
  • игровом действе и творческом характере обучения;
  • интерактивности;
  • разнообразных коммуникациях;
  • диалоге и полилоге (разговор многих участников);
  • использовании знаний и опыта обучающихся;
  • групповой форме организации их работы;
  • вовлечении в процесс всех органов чувств;
  • деятельностном подходе к обучению;
  • движении и рефлексии.
Классификация активных методов обучения Неимитационные Имитационные   Неигровые Проблемное обучение.  Лабораторная работа.  Практическое занятие.  Эвристическая лекция,  Тематическая дискуссия.  Программированное обучение.  Научно-практическая конференция. Мозговой штурм. Игровые Анализ конкретных ситуаций.  Имитационное упражнение.  Действия по инструкции.  Разбор документации. Деловая игра.  Разыгрывание ролей.  Игровое проектирование.

Классификация активных методов обучения

Неимитационные

Имитационные

 

Неигровые

Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, Тематическая дискуссия. Программированное обучение. Научно-практическая конференция.

Мозговой штурм.

Игровые

Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации.

Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование.

Неимитационный метод обучения  Тематическая дискуссия - метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Достоинства дискуссии: привлекают к активному участию всех присутствующих;  дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;  побуждают к самоанализу;  возможность использования дополнительных материалов;  воспитывается терпимость, умение слышать других;  позволяют углубить знания по предмету.  Недостатки требуется предварительно объяснить правила.  при узко поставленной теме возможны повторения.  требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.  Разновидности: дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников; групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;  массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

Неимитационный метод обучения

Тематическая дискуссия - метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.

Достоинства дискуссии:

  • привлекают к активному участию всех присутствующих;
  • дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;
  • побуждают к самоанализу;
  • возможность использования дополнительных материалов;
  • воспитывается терпимость, умение слышать других;
  • позволяют углубить знания по предмету.

Недостатки

  • требуется предварительно объяснить правила.
  • при узко поставленной теме возможны повторения.
  • требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.

Разновидности:

  • дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников;
  • групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;
  • массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.
Неимитационный метод обучения Мозговой штурм ( мозговая атака, брейнсторминг) способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель  — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.  Задачи, решаемые с помощью метода: • творческое усвоение школьниками учебного материала; • связь теоретических знаний с практикой; • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Неимитационный метод обучения

Мозговой штурм ( мозговая атака, брейнсторминг)

способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Задачи, решаемые с помощью метода:

• творческое усвоение школьниками учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Игровой метод обучения  это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Преимущества приобретенный опыт сохраняется надолго.  повышенный интерес учащихся;  возникновение понимания того, как ведут себя другие люди;   положительные эмоции;  помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Недостатки    Искусственность. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.   Элемент риска.

Игровой метод обучения

это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Преимущества

  • приобретенный опыт сохраняется надолго.
  • повышенный интерес учащихся;
  • возникновение понимания того, как ведут себя другие люди;
  • положительные эмоции;
  • помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Недостатки

  Искусственность.

Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.

  Элемент риска.

Игровой метод обучения  Ролевая игра  Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных методов учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками. Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков. Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению. Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях: -участник убедился, что у него все получается; -участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких знаний и навыков надо бы получить побольше.

Игровой метод обучения

Ролевая игра

Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных методов учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.

Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков.

Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.

Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях:

-участник убедился, что у него все получается;

-участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких знаний и навыков надо бы получить побольше.

Неигровые методы  Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций    (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы

Неигровые методы

Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций

(от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:

  • выявление, отбор и решение проблем;
  • работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
  • анализ и синтез информации и аргументов;
  • работа с предположениями и заключениями;
  • оценка альтернатив;
  • принятие решений;
  • слушание и понимание других людей — навыки групповой работы
Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций  Кейс-метод – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Обучение на основе кейс - метода – это целенаправленный процесс, построенный на: всестороннем анализе представленных ситуаций; обсуждении проблем во время открытых дискуссий; выработке навыков принятия решений. Отличительная черта кейс - метода – создание проблемной ситуации из реальной жизни.

Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций

Кейс-метод – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач.

Обучение на основе кейс - метода – это целенаправленный процесс, построенный на:

  • всестороннем анализе представленных ситуаций;
  • обсуждении проблем во время открытых дискуссий;
  • выработке навыков принятия решений.

Отличительная черта кейс - метода

создание проблемной ситуации из реальной жизни.

Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций  Учащимся ставится конкретная задача : рассчитать необходимую площадь линолеума на пол класса для замены старого покрытия Алгоритм выполнения задания: определить последовательность решения задания; определить каким образом и с помощью каких формул должна быть определена площадь пола; определить с помощью какой формулы через площадь и расход должно быть определено количество необходимого линолеума; провести необходимые измерения размеров класса ; определить количество линолеума в квадратных метрах. Функции учителя при работе по кейс-методу  постановка задачи, определение целей и исходных данных; организация процесса и направление последовательности выполнения задания, организация дискуссий; консультирование и, при необходимости, подведение дискуссий учащихся к нужному результату; контроль выполнения задания; организация обсуждения полученных результатов и подведение итогов.  

Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций

Учащимся ставится конкретная задача :

рассчитать необходимую площадь линолеума на пол класса

для замены старого покрытия

Алгоритм выполнения задания:

  • определить последовательность решения задания;
  • определить каким образом и с помощью каких формул должна быть определена площадь пола;
  • определить с помощью какой формулы через площадь и расход должно быть определено количество необходимого линолеума;
  • провести необходимые измерения размеров класса ;
  • определить количество линолеума в квадратных метрах.

Функции учителя при работе по кейс-методу

  • постановка задачи,
  • определение целей и исходных данных;
  • организация процесса и направление последовательности выполнения задания, организация дискуссий;
  • консультирование и, при необходимости, подведение дискуссий учащихся к нужному результату;
  • контроль выполнения задания;
  • организация обсуждения полученных результатов и подведение итогов.

 

Проблемы использования АМО  Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения.   Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт   Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.   Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

Проблемы использования АМО

Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт

Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

   Следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.

Следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.

Р екомендуемая литература     Литература: Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986. Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000  

Р екомендуемая литература

Литература:

  • Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986.
  • Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.
  • Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000