УМК Б.А.Ланин,Л.Ю.Устинова,В.М.Шамчикова, в двух частях, второе издание, Москва, «Вентана-Граф»,2013 год.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Организационный момент 3 мин | Доброе утро, дорогие пятиклассники! В этот замечательный солнечный день хочется вам напомнить, что все будет хорошо, если вы будете внимательны друг к другу и к окружающим, будете стараться понять все. что происходит в мире, окружающем нас. Как вы знаете, в этом году мы изучаем произведения, героями которых являются ваши ровесники. Мы наблюдали детей в самых разных случаях – и в семейном кругу, и среди сверстников, в опасных ситуациях и в веселые моменты. | Приветствие учителя | Вспомните, кто из героев вам особенно запомнился и чем? | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Мотивация учебной деятельности | А теперь послушаем монолог вашего одноклассника. Как вы думаете, кто мог бы написать такие стихи? Каким вы представляете себе этого поэта? Это поэт и прозаик Фазиль Абдулович Искандер | Ученик читает стихотворение «Воспоминание о школьном уроке» | Определите тему урока. | |
Целеполагание 3мин | - Кто же такой Фазиль Искандер? Что вы о нем знаете и что хотите узнать? Почему из многочисленных рассказов писателя нашему вниманию предложен один «Мальчик и война»? | | Определите ваши цели урока? | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи,. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы,. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Актуализация знаний 5мин | «Я русский писатель, но певец Абхазии». Ребята, а кто-нибудь из вас бывал в Абхазии? Тогда, возможно, вы слышали легенду, которую абхазцы рассказывают всем гостям республики. В ней говорится о том, как Бог распределял земли разным народам. Представитель Абхазии пришел позже всех, когда уже вся земля была разделена. Он опоздал, так как принимал гостя. Узнав об этом, Бог сказал: «Осталась у меня одна часть земли, которую я оставил для себя, но так и быть, отдам ее абхазам, раз они выше всего ценят гостеприимство». Так достался абхазам чудесный край с голубым морем, величественными горами и теплым климатом. Именно оттуда родом писатель, с чьим творчеством мы познакомимся на этом уроке. В прочитанном стихотворении учитель предлагал ученику пойти к доске с картой. Последуем же его совету и найдем на карте Москву, Абхазию, Гагры. Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера», которую населяют в основном ваши сверстники. | Работа в группах. Просмотр презентации на компьютере, подготовленной учениками.. Сообщения учащихся о писателе, его разностороннем творчестве. Работа с картой Знакомство с выставкой книг Ф.Искандера | Сформулируйте вопросы, которые у вас возникли к выступающим Почему действие рассказа происходит и в Москве, и в Гаграх? | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания,. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. . |
Этап реализации. 6-7 мин | Организация деятельности учащихся по решению учебных задач Произведение, с которым мы будем работать, называется «Мальчик и война» Не правда ли, несколько необычное название? Почему? Потому, что дети и война – понятия несовместимые. Докажем это путем подбора эпитетов к каждому из слов. | Подбор эпитетов Мальчик – маленький, милый, веселый, озорной, любознательный, увлекающийся, счастливый и др. Война – жестокая, кровопролитная, бессмысленная, страшная, безжалостная, братоубийственная. Можно сказать , что эти понятия противопоставлены друг другу. | Выявление затруднений и пути построения из затруднений | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Работа в парах, группах. 10 мин | Но о какой войне идет речь в данном рассказе? . А теперь обратимся к тексту. На сколько смысловых частей можно разделить рассказ?.Как жили народы Абхазии до войны? Чем их жизнь отличалась от столичной? Какие оценочные слова использует автор, чтобы передать прелести мирной жизни народов Абхазии? Нравилась ли мальчику эта жизнь? Какие вопросы он задаёт себе, узнав о войне в Абхазии? Физминутка. Давайте попробуем подвигаться под ритмы зажигательной танцевальной абхазской музыки | Слушают сообщение заранее подготовленного ученика о грузино-абхазском конфликте Работают с текстом рассказа в учебнике. Высказывают свое мнение | Сформулируйте вопросы, которые у вас возникли при чтении рассказа Каким вы представили себе героя рассказа? Нарисуйте его словесный портрет | 1) Регулятивные: постановка учебной задачи, . 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Этап первичного закрепления знаний. Итоги работы в группах 10 мин | Иначе изображены жители Абхазии в военное время… Рассказ Валико о пленных грузинских гвардейцах. Какими качествами характера обладает этот герой рассказа? Почему он «достал обоих автоматной очередью»? Каким вы увидели Защитников Абхазии? Почему Валико , ни разу не стрелявший по безоружным людям, пустил очередь по своим, да ещё и мирным гражданам? Что возмутило его? Как ведёт себя Валико с приехавшими родственниками раненого парня? Почему выходит с гранатами, а не с автоматом? Как к нему отнеслись эти люди, подтвердите словами текста. Организует словарную работу: В рассказе есть ряд слов и выражений, значение которых нуждается в уточнении Война – испытание на человечность для многих людей. Одни, как мародеры, теряют в погоне за наживой человеческие качества, другие же остаются людьми в любых ситуациях. Таким героем в рассказе был доктор Георгий. Посмотрите, какая интересная деталь, автор не показывает читателю доктора Георгия, а показывает поступки людей, связанных с ним: соседки, экскаваторщика, Аслана. Для Искандера неважна и национальность самого доктора, для автора важно, чтобы герой был настоящим человеком. | Выступление учащихся в группах Заранее подготовившиеся ученики дают толкование слов: лихой таксист, шарахнуло, гвардейцы, мародёры, тюки, националисты Высказывают свою точку зрения, опираясь на текст рассказа | Защита иллюстраций Придумайте диалог, который мог состояться между парнем-мародёром и его родственниками после общения с Валико Почему у мальчика ёкнуло сердце, когда он узнал о гибели доктора Георгия? Каким человеком был доктор Георгий . Как ведут себя эти люди? А почему не названа национальность людей, убивших доктора? | 1) Познавательные: - умение структурировать знания и строить речевые высказывания ; 2Коммуникативные: -слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли. |
Рефлексия 2мин | Каким предстал перед мальчиком мир взрослых? Разделяете ли вы его взгляды, ведь он ваш ровесник? Под влиянием каких событий мы взрослеем ? Что вы поняли о человеке: меняется ли он, что меняет его и каждый ли способен измениться? Меняются ли герои рассказа, если да, то кто и как? | Высказывание по модели: Я сегодня узнал… Мне стало понятно,что… | | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 3 мин | Оценки за урок Дом.задание: По выбору учащихся: Ответьте на вопрос: «Почему в рассказе Ф. у мальчика нет имени? Напишите письмо мальчику, попытайтесь объяснить, что «добро сильней». Придумайте историю женщины-нищенки. | | | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |