Просмотр содержимого документа
«Презентация "Миссия Поэта: гражданско-философская лирика А.С. Пушкина"»
Миссия Поэта
Гражданско-философская лирика А.С. Пушкина
«Пророк» (1826)
Библейский пророк — это человек, назначенный Господом провозглашать весть окружающим от его святого имени.
Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу.
И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.
метаморфоза
Грешное
и земное
начало
Пере
Истина и духовный свет
рождение
Знак равенства…
«Памятник» (1836)
Exegi monumentum
Гораций
Державин
Пушкин
Александровская колонна
(также иногда называется Александрийский столп , по стихотворению А. С. Пушкина « Памятник ») — памятник в стиле ампир , находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга . Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра Первого над Наполеоном .
Лира
- древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент.
- в переносном смысле лира —символ искусства.
Эвтерпа - муза лирической поэзии
Му́зы — богини в древнегреческой мифологии, дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины либо дочери богини Гармонии [3] , покровительницы искусств и наук
«Пророк» – размышление о миссии поэта, родственной миссии пророка (быть проводником Божественной истины)
«Памятник» – подведение жизненных итогов, раздумье над тем, что останется после смерти Поэта.
А останется немало…
- Что подразумевает метафора «памятник нерукотворный»?
- Что подразумевает метафора «народная тропа»?
3) Почему свой памятник Пушкин сравнивает именно с Александровской колонной?
4) Какие слова имеют в этой строфе высокую, торжественную окраску?
В каком жанре классицизма (а это именно он) встречается подобная лексика?
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
- К нему не зарастет народная тропа,
- Вознесся выше он главою непокорной
- Александрийского столпа.
- В чём видит поэт своё бессмертие ?
- Каким тропом является словосочетание «заветная лира»?
- Какая стилистическая окраска (сниженная, нейтральная, торжественная) присуща слову «пиит»?
- Пушкин явно поскромничал.
В чём?
- Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
- Мой прах переживет и тленья убежит —
- И славен буду я, доколь в подлунном мире
- Жив будет хоть один пиит.
- А вот здесь поэт явно противоречит себе, своим мыслям, изложенным в предыдущей строфе.
В чём оно, это противоречие?
2) В каком значении употреблено слово «язык»?
3) Прав ли был Пушкин в этой своей нескромности (достаточно вспомнить «бытовое употребление» фамилии поэта)?
- Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
- И назовет меня всяк сущий в ней язык,
- И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
- Тунгус, и друг степей калмык.
- Почему поэт был вправе сказать о себе так: «… чувства добрые я лирой пробуждал»?
- Почему своё время Пушкин называет «жестоким веком»?
Какой это литературный приём?
3) В каких произведениях поэт говорит о свободе?
4) Четвёртый стих самый трудный для понимания? Кто имеется в виду под словом «падшие»?
- И долго буду тем любезен я народу,
- Что чувства добрые я лирой пробуждал,
- Что в мой жестокий век восславил я свободу
- И милость к падшим призывал.
- С каким стихотворением перекликается эта строфа?
- Что в характере поэтического творчества помогают понять контекстные антонимы во втором и третьем стихах?
- Веленью божию, о муза, будь послушна,
- Обиды не страшась, не требуя венца;
- Хвалу и клевету приемли равнодушно,
- И не оспоривай глупца.