СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Миссия Поэта: гражданско-философская лирика А.С. Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет ученикам разобраться в проблемных вопросах гражданско-философской лирики А.С. Пушкина, прочувствовать глубину мыслей и переживаний поэта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Миссия Поэта: гражданско-философская лирика А.С. Пушкина"»

Миссия Поэта Гражданско-философская лирика А.С. Пушкина

Миссия Поэта

Гражданско-философская лирика А.С. Пушкина

«Пророк» (1826) Библейский   пророк   —   это   человек, назначенный   Господом   провозглашать   весть   окружающим   от   его   святого   имени.

«Пророк» (1826)

Библейский   пророк     это   человек, назначенный   Господом   провозглашать   весть   окружающим   от   его   святого   имени.

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу.

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу.

И он мне грудь рассек мечом,  И сердце трепетное вынул,  И угль, пылающий огнем,  Во грудь отверстую водвинул.

И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.

метаморфоза Грешное  и земное начало Пере Истина и духовный свет рождение

метаморфоза

Грешное

и земное

начало

Пере

Истина и духовный свет

рождение

Знак равенства…

Знак равенства…

«Памятник» (1836)

«Памятник» (1836)

Exegi monumentum Гораций Державин Пушкин

Exegi monumentum

Гораций

Державин

Пушкин

Александровская колонна   (также иногда называется  Александрийский столп , по стихотворению  А. С. Пушкина  « Памятник ») — памятник в стиле  ампир , находящийся в центре  Дворцовой площади   Санкт-Петербурга . Воздвигнута в  1834 году  архитектором  Огюстом Монферраном  по указу императора  Николая I  в память о победе его старшего брата Александра Первого над  Наполеоном .

Александровская колонна

  (также иногда называется  Александрийский столп , по стихотворению  А. С. Пушкина  « Памятник ») — памятник в стиле  ампир , находящийся в центре  Дворцовой площади   Санкт-Петербурга . Воздвигнута в  1834 году  архитектором  Огюстом Монферраном  по указу императора  Николая I  в память о победе его старшего брата Александра Первого над  Наполеоном .

Лира древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. в переносном смысле лира —символ искусства.

Лира

  • древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент.
  • в переносном смысле лира —символ искусства.
Эвтерпа - муза лирической поэзии   Му́зы  — богини в древнегреческой мифологии, дочери бога  Зевса  и титаниды  Мнемосины либо дочери богини  Гармонии [3] , покровительницы искусств и наук

Эвтерпа - муза лирической поэзии

Му́зы  — богини в древнегреческой мифологии, дочери бога  Зевса  и титаниды  Мнемосины либо дочери богини  Гармонии [3] , покровительницы искусств и наук

«Пророк» – размышление о миссии поэта, родственной миссии пророка (быть проводником Божественной истины) «Памятник» – подведение жизненных итогов, раздумье над тем, что останется после смерти Поэта. А останется немало…

«Пророк» – размышление о миссии поэта, родственной миссии пророка (быть проводником Божественной истины)

«Памятник» – подведение жизненных итогов, раздумье над тем, что останется после смерти Поэта.

А останется немало…

Что подразумевает метафора «памятник нерукотворный»?  Что подразумевает метафора «народная тропа»?  3) Почему свой памятник Пушкин сравнивает именно с Александровской колонной?  4) Какие слова имеют в этой строфе высокую, торжественную окраску? В каком жанре классицизма (а это именно он) встречается подобная лексика?  Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
  • Что подразумевает метафора «памятник нерукотворный»?

  • Что подразумевает метафора «народная тропа»?

3) Почему свой памятник Пушкин сравнивает именно с Александровской колонной?

4) Какие слова имеют в этой строфе высокую, торжественную окраску?

В каком жанре классицизма (а это именно он) встречается подобная лексика?

  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
  • К нему не зарастет народная тропа,
  • Вознесся выше он главою непокорной
  • Александрийского столпа.

В чём видит поэт своё бессмертие ? Каким тропом является словосочетание «заветная лира»? Какая стилистическая окраска (сниженная, нейтральная, торжественная) присуща слову «пиит»? Пушкин явно поскромничал.  В чём? Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
  • В чём видит поэт своё бессмертие ?
  • Каким тропом является словосочетание «заветная лира»?
  • Какая стилистическая окраска (сниженная, нейтральная, торжественная) присуща слову «пиит»?
  • Пушкин явно поскромничал.

В чём?

  • Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
  • Мой прах переживет и тленья убежит —
  • И славен буду я, доколь в подлунном мире
  • Жив будет хоть один пиит.

А вот здесь поэт явно противоречит себе, своим мыслям, изложенным в предыдущей строфе.  В чём оно, это противоречие?  2) В каком значении употреблено слово «язык»? 3) Прав ли был Пушкин в этой своей нескромности (достаточно вспомнить «бытовое употребление» фамилии поэта)? Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
  • А вот здесь поэт явно противоречит себе, своим мыслям, изложенным в предыдущей строфе.

В чём оно, это противоречие?

2) В каком значении употреблено слово «язык»?

3) Прав ли был Пушкин в этой своей нескромности (достаточно вспомнить «бытовое употребление» фамилии поэта)?

  • Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
  • И назовет меня всяк сущий в ней язык,
  • И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
  • Тунгус, и друг степей калмык.
Почему поэт был вправе сказать о себе так: «… чувства добрые я лирой пробуждал»? Почему своё время Пушкин называет «жестоким веком»? Какой это литературный приём?  3) В каких произведениях поэт говорит о свободе?  4) Четвёртый стих самый трудный для понимания? Кто имеется в виду под словом «падшие»? И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
  • Почему поэт был вправе сказать о себе так: «… чувства добрые я лирой пробуждал»?
  • Почему своё время Пушкин называет «жестоким веком»?

Какой это литературный приём?

3) В каких произведениях поэт говорит о свободе?

4) Четвёртый стих самый трудный для понимания? Кто имеется в виду под словом «падшие»?

  • И долго буду тем любезен я народу,
  • Что чувства добрые я лирой пробуждал,
  • Что в мой жестокий век восславил я свободу
  • И милость к падшим призывал.
С каким стихотворением перекликается эта строфа?   Что в характере поэтического творчества помогают понять контекстные антонимы во втором и третьем стихах? Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца.
  • С каким стихотворением перекликается эта строфа?

  • Что в характере поэтического творчества помогают понять контекстные антонимы во втором и третьем стихах?
  • Веленью божию, о муза, будь послушна,
  • Обиды не страшась, не требуя венца;
  • Хвалу и клевету приемли равнодушно,
  • И не оспоривай глупца.