«Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка и литературы»
В своей работе мы часто сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, имеющих трудности в обучении по русскому языку и чтению, как:
- • бедный словарный запас;
- • неумение согласовывать слова в предложении;
- • нарушение звукопроизношения;
- • неспособность построить монолог;
- • бедная диалогическая речь;
- • плохое развитие связной речи;
- • нарушение темпов деятельности;
- • быстрая истощаемость при напряженной умственной деятельности;
Приемы мнемотехники помогут учащимся преодолеть эти проблемы, помогут лучше усвоить учебный материал.
Слово мнемотехника образовано от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Мнемотехника была известна с давних времён и насчитывает не менее 2 тыс. лет. Считается, что понятие «мнемоника» ввёл Пифагор Самосский в VIв. до н.э.
Первый труд, который сохранился по мнемотехнике (мнемонике), приписывают Цицерону.
МНЕМОТЕХНИКА (с греч. - искусство запоминания ) – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования образов, ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА ПОЗВОЛЯЕТ РАЗВИВАТЬ:
- Ассоциативное мышление
- Зрительную и слуховую память
- Зрительное и слуховое внимание
- Воображение
- Связанную речь
- Мелкую моторику рук
Выделяют следующие приёмы мнемотехники, которые применяются на уроках русского языка и литературы:
АССОЦИАТИВНЫЕ РИСУНКИ
МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТОД
«БУКВЫ-ОБРАЗЫ
МНЕМОТАБЛИЦЫ
РИФМОВКИ
СКАЗКИ – АССОЦИАЦИИ
АССОЦИАТИВНЫЕ РИСУНКИ
Ассоциативный рисунок – прием, который основан на сюжетно-лингвистической образности, это опорная картинка, помогающая представить содержание теоретического материала с помощью зрительных образов.
ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ
Звуковые ассоциации — это метод, который помогает запоминать информацию, подбирая созвучное слово или его часть.
«БУКВЫОБРАЗЫ»
«Буквы-образы» — это приём, при котором для запоминания букв используются образы, например, бытовые предметы, связанные с определённой буквой (стол, стул, часы и т. д.). Через буквы-образы развивается образное и пространственное мышление.
РИФМОВКИ
Рифмовки — это упражнения в стихотворной форме, которые помогают запоминать правила русского языка.
«Безударные гласные в корне слова»
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомнения,
Ставим звук под ударение.
«Парные согласные в корне слова»
Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи .
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Мнемотаблицы — схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов.
РИСУНОЧНАЯ МНЕМОНИКА
Рисуночная мнемотехника - это приём, который позволяет запоминать информацию с помощью рисунков.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
А.Л. Барто «Мы не заметили жука»
Мы не заметили жука И рамы зимние закрыли, А он живой, он жив пока, Жужжит в окне, Расправив крылья… И я зову на помощь маму: — Там жук живой! Раскроем раму!
Отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Используя приемами мнемотехники,
мы не только заучиваем наизусть, но и развиваем речь, основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Спасибо за внимание !!!