СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Модернизация как процесс перехода к индустриальному обществу. Гуманизм эпохи возрождения"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по истории на тему "Модернизация как процесс перехода к индустриальному обществу. Гуманизм эпохи возрождения".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Модернизация как процесс перехода к индустриальному обществу. Гуманизм эпохи возрождения"»

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ. ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 8ТЭ БЕЖАЛОВА ЕЛЕНА 07.12.2020

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ. ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 8ТЭ

БЕЖАЛОВА ЕЛЕНА

07.12.2020

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ОГЛАВЛЕНИЕ Термин        - 3 Концепция и деятельность     - 4 Образ жизни и идеалы гуманистов    - 5-7 Новый идеал человека      - 8  Добродетель       - 9  Эпистолы       - 10  Известные гуманисты      - 11

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Термин - 3

Концепция и деятельность - 4

Образ жизни и идеалы гуманистов - 5-7

Новый идеал человека - 8 Добродетель - 9 Эпистолы - 10 Известные гуманисты - 11

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ТЕРМИН

Гуманизм эпохи Возрождения, ренессансный гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Испанию, Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны. Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку лат. humanitas означало «полноту и разделённость природы человека». Такое понимание studia humanitatis впервые получило своё обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь.

Сами гуманисты XV века называли себя обычно «ораторами», реже «риторами», тем самым подчеркивая своё отличие от университетских учёных, а также связь с древними традициями античных ораторов.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

КОНЦЕПЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В Ренессансе царила идея окультуривания, «возделывания» души путём изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуарино Веронезе писал: « нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение учёных античных писателей ». Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства».

Центром интересов гуманистов являлась « словесность » — филология и риторика, в центре философии было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось с Знанием и Добродетелью, оно понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины.

Гуманистическая «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, которое было проникнуто критицизмом, светскостью, противопоставляло себя темам и методам средневековой схоластики и, вдобавок, дало возможность впервые возникнуть пониманию исторической дистанции по отношению к античности.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИДЕАЛЫ ГУМАНИСТОВ  Ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Хотя некоторые из гуманистов были членами старых цехов и корпораций, то, что их объединяло, не имело к этому отношения: « местом их встреч служили загородная вилла, монастырская библиотека, книжная лавка, дворец государя или просто частный дом, где уютно разговаривать, перелистывать рукописи, разглядывать античные медали. В подражание древним они начали называть свои кружки академиями » . Объединяющим признаком для кружка гуманистов служила исключительно духовная общность, остававшаяся при этом слишком широкой и не связанной с материальными интересами.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИДЕАЛЫ ГУМАНИСТОВ

Ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Хотя некоторые из гуманистов были членами старых цехов и корпораций, то, что их объединяло, не имело к этому отношения: « местом их встреч служили загородная вилла, монастырская библиотека, книжная лавка, дворец государя или просто частный дом, где уютно разговаривать, перелистывать рукописи, разглядывать античные медали. В подражание древним они начали называть свои кружки академиями » . Объединяющим признаком для кружка гуманистов служила исключительно духовная общность, остававшаяся при этом слишком широкой и не связанной с материальными интересами.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИДЕАЛЫ ГУМАНИСТОВ  Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг», заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям. Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Лоренцо Валла перечисляет пять важных условий, необходимых для учёных занятий: Общение с образованными людьми. Изобилие книг. Удобное место. Свободное время. Душевный покой (особая «пустота, незаполненность, высвобожденность души», делающая её готовой к наполнению ученостью и мудростью).

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИДЕАЛЫ ГУМАНИСТОВ

Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг», заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям. Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Лоренцо Валла перечисляет пять важных условий, необходимых для учёных занятий:

  • Общение с образованными людьми.
  • Изобилие книг.
  • Удобное место.
  • Свободное время.
  • Душевный покой (особая «пустота, незаполненность, высвобожденность души», делающая её готовой к наполнению ученостью и мудростью).

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИДЕАЛЫ ГУМАНИСТОВ  При этом существовала концепция о тесной связи идеалов созерцательной жизни  и активной , причём последняя должна была быть направлена на благо общества. Гуманисты-учёные ощущали себя педагогами (Пьер-Паоло Веджерио, Гуарино Веронезе, Витторино да Фельтре) и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря гуманитарному образованию может стать идеальным гражданином . Науки изучаются для того, чтобы сделать людей свободными.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИДЕАЛЫ ГУМАНИСТОВ

При этом существовала концепция о тесной связи идеалов созерцательной жизни и активной , причём последняя должна была быть направлена на благо общества. Гуманисты-учёные ощущали себя педагогами (Пьер-Паоло Веджерио, Гуарино Веронезе, Витторино да Фельтре) и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря гуманитарному образованию может стать идеальным гражданином . Науки изучаются для того, чтобы сделать людей свободными.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

НОВЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА

В этой среде возник новый идеал личности , порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил своё развитие. Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве. Он гласил, что человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворён по образу и подобию божьему.

Все рассуждения были проникнуты одной главной идеейпреклонением перед разумом и его творческой мощью . Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом , доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности, новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Добродетель была главной определяющей категорией гуманистического идеала личности. «Никомахова этика» Аристотеля вводит мысль, повторяемую затем Цицероном, о разделении добродетелей на два рода:

  • Нравственные (мужество, щедрость, великодушие, справедливость, дружественность).
  • Умственные (мудрость, благоразумие, приверженность науке и искусству).

К Аристотелю же восходит понимание добродетели как разумного самоограничения страстей и потребностей, как гармонии человеческого бытия. А Цицерон сформулировал мысль о том, что добродетель — врождённое свойство человека, совершенствуемое им в своих жизненных делах, ибо она « не что иное, как природа достигшая совершенства и доведённая до своей высшей степени ».

Именно разум направляет человека к истинной добродетели и мудрости. Первая обязанность человека — развитие разума путём неутомимого познания и полезной деятельности.

Другие признаки, помимо разума — благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ЭПИСТОЛЫ  Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространённых жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра , в чём-то предвосхищавшее журналистику. Слогу этих писем была свойственна торжественность и публичность. Как отмечают исследователи, возможно « ни один другой вид источников так выразительно не показывает искусственность, придуманность, стилизованность жизни и общения гуманистов как их эпистолы ». Авторы, накопив достаточное количество эпистол, составляли из них сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ЭПИСТОЛЫ

Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространённых жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра , в чём-то предвосхищавшее журналистику.

Слогу этих писем была свойственна торжественность и публичность. Как отмечают исследователи, возможно « ни один другой вид источников так выразительно не показывает искусственность, придуманность, стилизованность жизни и общения гуманистов как их эпистолы ». Авторы, накопив достаточное количество эпистол, составляли из них сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример.

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ИЗВЕСТНЫЕ ГУМАНИСТЫ  В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.  Леонардо да Винчи  Микеланджело   Рафаэль Санти  Донателло

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ИЗВЕСТНЫЕ ГУМАНИСТЫ

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

Леонардо да Винчи Микеланджело Рафаэль Санти Донателло

Спасибо за внимание! ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

Спасибо за внимание!

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ