Просмотр содержимого документа
«Презентация "Морфемика. Словообразование. Повторение"»
«Пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!»
Орфоэпическая разминка
Брала, кремень, доверху, создала, кровоточащий, каталог, эксперт, затемно, добралась, банты, заняли, балованный, согнутый, кормящий, начав, занята.
Проверь себя
- брал А , Крем Е нь, д О верху, создал А ,
- кровоточ А щий, катал О г, эксп Е рт, з А темно,
- добрал А сь, б А нты , з А няли , бал О ванный,
- с О гнутый, корм Я щий, нач А в ,занят А .
Что такое морфема?
- Какие морфемы существуют в русском языке?
- Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?
- Назовите способы образования новых слов
Какая наука изучает части слова?
Какая наука изучает способы образования новых слов?
Повторение. Морфемика. Словообразование
- Морфема - значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.
- Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
- Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
- Производные основы - это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.
- Непроизводные основы состоят из корня.
- Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
- Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Способы образования слов
ПРИСТАВОЧНЫЙ
опасный – пре опасный
кто – кое -кто
бежать - вы бежать
Способы образования слов
СУФФИКСАЛЬНЫЙ
день - ден ё к
луч – луч ист ый
белый - бел е ть
Способы образования слов
ПРИСТАВОЧНО – СУФФИКСАЛЬНЫЙ
курс - со курс ник
читать - в читать ся
немецкий – по -немецк и
Способы образования слов
БЕССУФФИКСНЫЙ
заплывать – заплыв
тихий – тишь
Способы образования слов
СЛОЖЕНИЕ
слов - вечнозелёный, кресло-кровать
корней - сенокос, листопад
частей слов - универмаг, зарплата
букв - МГУ, НТВ
звуков - МХАТ, ТЮЗ, вуз
Способы образования слов
ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ
рядовой (боец) – рядовой
блестящий (на солнце) – блестящие (способности)
благодаря (за приём) – благодаря (удаче)
ВНИМАНИЕ!
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса
Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке присел на ж..сткий диван и стал пить деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент –интеллигентность.
Домашнее задание:
- базовый уровень- с.67-68, правила повторить; упр. 76; повышенный и высокий уровни-индивид. карточки.
Рефлексия
Что знал?
Что забыл?
Что узнал?
Что вспомнил?
СПАСИБО ЗА УРОК!