Турция… Стамбул одарил красотой не только Турцию, но весь мир, став исторической сокровищницей, привлекающей внимание всего человечества.
Стамбул богат необычными музеями, одним из которых является Музей каллиграфии.
Музей расположился в здании бывшего медресе мечети Бейязит, до 1945 года выполнявшего функцию муниципальной библиотеки.
Это не просто совпадение: строитель мечети, султан Баязид II, сам был страстным любителем-каллиграфом .
Экспонаты музея – уникальные произведения каллиграфического искусства.
Основным средством в написании каллиграфии является перо, которое в основном изготовлялось из тростника. Конец тростника при помощи специального ножа заострялся до нужных размеров в зависимости от толщины шрифта.
Для написания очень тонких шрифтов также использовались металлические наконечники.
Чернила, используемые в каллиграфии, тоже имели особый способ приготовления . Масляная копоть перемешивается с некоторыми добавками и таким образом
получаются довольно
скользкие чернила, которыми нетрудно писать на бумаге и легко стирать при исправлении ошибок.
Арабская каллиграфия
Считалось, например, что священный Коран можно переписывать только от руки. Печать была объявлена богохульством,
В 1517 году, то есть в то время, когда Европа переживала настоящий бум книгопечатания, султан Селим Грозный под страхом смерти запретил печатные станки на территории империи.
Запрет продержался 300 лет. Зато Стамбул стал настоящей столицей каллиграфии.
Была пословица: «Коран ниспослан в Мекке, декламируется в Каире, а переписывается в Стамбуле».
Первая сура Корана, написанная в стиле насх: шрифт насх (араб. الخط النسخ al - Ḫaṭṭ an - nasḫ от араб. نسخ nasaḫ
«писать; копировать»). Горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом.
Сулюс (араб. ثلث , букв. «треть») — разновидность стиля
арабской каллиграфии с округлыми и переплетающимися формами букв, чаще используется для заглавий, нежели для написания основного текста
Красота и величие каллиграфии не могут не затронуть зрителя. Богатая по смыслу, абстрактная по композиции, каллиграфия не знает языковых или национальных барьеров.
В XVI веке святой Рамдас из индийского штата писал о прекрасном процессе каллиграфии. Им были выделены такие точные детали каллиграфии, как правильная осанка, аккуратность, умение держать ручку, цвет чернил, уход за листом, аккуратность и прочие.
Каллиграфы Индии традиционно использовали большое разнообразие материалов, включая глину, камни, металл, ткань и бумагу.
Способов, применяемых в Индии для выполнения настенных надписей,
насчитывалось великое множество. Одним из первых методов явилась насечка букв на камне, берущая истоки из древней индийской традиции.
Другой, более распространенный
способ заключался
в рельефном вырезании
букв на камне .
Когда
стали использовать для
строительства
белый мрамор,
надписи инкрустировали
черным мрамором, а для
мозаичных
каллиграфических
вставок использовали
глазурованную или
шлифованную плитку.
Ачут Палав — каллиграф, дизайнер, сотрудник факультета Института прикладного искусства.
Вот что говорит мастер: « Моя родина — Индия, страна прекрасных шрифтов, замечательных людей,
пышной природы, завораживающей культуры и религиозной терпимости. Всё это стало для меня неисчерпаемым
источником вдохновения » .
В индийском городе Нью-Дели это искусство представлено зрителям во всех его проявлениях, видах и формах. Проект, получивший название «Акшара».
На подготовку этого мероприятия потребовалось три года работы. 58 художников из 16 различных штатов Индии представили экспонаты каллиграфии.
К омплекс «India Habitat Centre»
Соединив искусство и ремесло, создатели выставки хотели придать новый смысл грамотности.
Вместо заключения
… этот изящный, красивый вид искусства – залог спасения мира.
Недаром говорят: «Красота спасет мир».