Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Герман Гессе, швейцарский писатель Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки. - Звук – основа музыки, цвет – основа живописи. Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.
Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагменты музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в них рассказать.
Самая известный живописный триптих Чюрлениса «Соната моря». Так что же такое «триптих» и «соната»? Триптих — произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Сонаты - это музыкальные произведения, глубокие и значительные по содержанию, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.
В то же время Микалоюс Чюрленис написал и музыкальное произведение, рисующее картину моря, находясь на Кавказе, и назвал его поэмой «Море». Послушайте симфоническую поэму «Море» и ответьте на вопросы. Какие состояния моря передает музыка? - Покой, величие, могущество, взволнованность. Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует разные состояния морской стихии? - Чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра, динамические оттенки. Какая мысль подчеркивается многократным повторением тонических заключительных аккордов? - Утверждение величия морской стихии.
Чюрлёнис показывает море как организм, в котором есть своя жизнь. Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил Чюрленис – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое.
Послушайте еще одно произведение композитора. Знакомо ли вам оно? Звучит Прелюдия «У моря» М. Чюрлениса. Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого произведения? - Оно словно гимн красоте природы. Сочетание тишины и бури, страсти и нежной любви Какую цветовую гамму вы бы использовали, рисуя картину к прелюдии?
Давайте послушаем «Прелюдию ля минор» и поговорим о характере, определим форму и средства музыкальной выразительности. Какое настроение создает музыка? - Лирическое настроение. Трехчастная форма. В середине пьесы появление нового эмоционального состояния (взволнованность, страстность, порывистость), передающегося тем же напевом, который композитор переносит в более высокий регистр, насыщая новыми красками (мажор), яркой динамикой, кульминацией. 3-я часть прелюдии повторяет 1-ю, принося успокоение и тишину.
Ребята, скоро у нас намечается праздник «День победы». День Победы – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом. 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Вот уже 75 лет мы живём под мирным небом. Мы сегодня разучим одну прекрасную песню «Славный День Победы!»
Сели как исполнители. Спины у всех ровные, ноги опущены вниз, не болтаются! Внимательно слушаем музыку и исполняем в соответствии с её характером. Разучим с вами первый куплет. Для начала проговорим шёпотом слова первого куплета.
1. Этот праздник светлый в мае Отмечает вся страна Каждый помнит, каждый знает Как закончилась война!
А сейчас споём первый куплет
Кликни на значок :
А сейчас, таким же образом, будет разучивать второй куплет!
2. В этот славный День Победы Мы "спасибо" скажем дедам Будем Родину любить Той войны нам не забыть!
А сейчас споём второй куплет
Кликни на значок :
Сейчас споём третий куплет!
3. Все друг друга поздравляют Слышны песни там и тут В синем небе звезды тают Это праздничный салют!
Кликни на значок :
А сейчас соединяем все три куплета и поём!
1. Этот праздник светлый в мае Отмечает вся страна Каждый помнит, каждый знает Как закончилась война! 2. В этот славный День Победы Мы "спасибо" скажем дедам Будем Родину любить Той войны нам не забыть! 3. Все друг друга поздравляют Слышны песни там и тут В синем небе звезды тают Это праздничный салют!
Кликни на значок:
Тест
1. Микалоюс Константинос Чюрлёнис - это литовский:
А) композитор
Б) скульптор
В) композитор-художник
2. Годы жизни М. Чюрлёниса:
А)1911 - 2011 гг.
Б) 1875 - 1911 гг.
В) 1874 - 1911 гг.
3. Мольберт это -
А) клавиатура
Б) доска для рисования
В) подставка для нот
4. Как называется живописное полотно М. Чюрлёниса?
А) Прелюдия
Б) Романс
В) Фуга
5. Необычность творчества М. Чюрлёниса заключается в:
А) стремлении сделать музыку живописной
Б) стремлении сделать картины звучащими
В) оба варианта верны
6. Вставить вместо точек пропущенные слова.
«Его живописная техника одновременно очень проста и ............. О его картинах можно сказать то, что говорят о всех гениальных творениях, — минимум формы, максимум ............. . Максимум Чувства, максимум Мысли, максимум Идеи, максимум Духа, максимум Голоса Безмолвия, ради чего, собственно, и существует .................. ». Цесюлевич Л.Р.