Музыкально-дидактические игры на развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников
Подготовила:
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Ясли-сад № 386 г. Донецка»
Герасина И.В.
«Музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания, познавательное значение музыки развивается до широчайших приделов».
Б.М. Теплов
ПЕНИЕ – ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет наиболее успешному развитию певческих навыков детей.
Благодаря ознакомлению детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие песенного творчества, интерес к этим играм и самому творческому процессу возрастёт. Это важно для накопления песенного и творческого опыта детей.
Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Музыкально-дидактические игры – являются важным средством развития музыкальной деятельности детей.
Основное их значение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамотности.
Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.
Благодаря применению музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные способности –
ладовый слух, чувство ритма.
ИГРА «ХОР СОЛОВУШЕК»
Задачи игры: Развивать умение детей осуществлять слуховой контроль во время пения. Способствовать развитию умения сравнивать своё пение с пением педагога и других детей. Способствовать развитию способности подстраиваться к общему пению.
Ход проведения игры
Педагог выбирает хорошо интонирующих детей в «хор соловушек» и добавляет к ним 1-2 детей не интонирующих «гудошников». Вначале поют «соловушки». Затем весь хор. Педагог спрашивает остальных детей, сливаются ли их голоса в одну «ниточку». Затем поют только «гудошники» вместе с педагогом. Спросить у детей выше или ниже они поют. Похвалить детей и попросить «гудошников» сесть и немого потренироваться и послушать других детей. Если «гудошник» выправляет интонирование, его добавляют в «хор соловушек».
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ»
Задачи игры: Способствовать развитию слухового контроля и умения подстраиваться в унисон к тянущемуся звуку. Развивать умение петь звуки протяжно, т. е. вокализировать.
Ход проведения игры
Педагог рассказывает детям, что «может изо рта вытянуть много разных цветных ниточек». Поднеся к губам сложенные 1-2-й пальцы, начинает имитировать вытягивание ниточки изо рта и одновременно поёт звук на произвольной высоте, доступной детям. При этом педагог выполняет движение, как будто наматывает нитку на воображаемую катушку. Дети через 2-3 секунды, услышав звук, по жесту педагога подстраиваются к тянущемуся звуку.
ИГРА «ЭСТАФЕТА»
Задачи игры: Способствовать проявлению у детей интереса к исследованию собственного голоса. Развивать умение петь звуки протяжно, т. е. вокализировать. Развивать творческий подход к пению. Привлекать детей к голосовой импровизации.
Ход проведения игры
Дети стоят в кругу с опущенными руками. Начав двигаться к любому ребёнку, педагог поёт звук-линию и делает направленное движение рукой. Подойдя к нему, передаёт ему эстафету, дотронувшись к нему рукой, и становится на его место, соединив руки внизу замком. Каждый следующий должен начать петь другой звук. Игра продолжается, пока все не примут в ней участие.
ИГРА «ПОЙ ЗА МНОЙ»
Задачи игры: Развивать умение удерживать внимание на исполнении песни. Развивать память и реакцию. Способствовать обострению слухового восприятия. Способствовать развитию умения петь про себя.
Ход проведения игры
Дети поют хорошо знакомую песню по одной строчке соло друг за другом. В качестве усложнения, педагог сам может произвольно выбирать следующего и указывать на него.
ИГРА «СОЛНЫШКО И ЛУЧИКИ»
Задачи игры: Развивать умение петь звуки протяжно, т. е. вокализировать. Способствовать формированию навыка петь слаженно дуэтом, трио, квартетом.
Ход проведения игры
Педагог вносит солнышко, нарисованное на ватмане или изготовленное из поролона без лучиков. Детям раздаёт ленточки или ниточки разной длины и предлагает подарить их солнышку. Педагог говорит, что лучики не простые, а волшебные – певучие. Каждому ребёнку предлагается пропеть свой лучик любым звуком по его выбору, проводя рукой по ленточке (ниточке).
ИГРА «КАЧЕЛИ»
Задачи игры: Формировать непринужденность звукообразования, легкость и полётность голоса. Развивать интонационный и фонетический слух, умение управлять своим голосом так, чтобы ребёнок попеременно пропевал то высокие, то низкие звуки, не фиксируя четко их высоту (глиссандо-скольжение).
Ход проведения игры
Педагог показывает детям картинку с качелей, просит детей представить себе, как они двигаются. Дети могут показать движение качелей рукой: то вверх, то вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например: слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше, помогая движением руки. Слово «вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.
Качели на веревочках (глиссандо на протяжении всей фразы идет вверх)
Понравились девчоночкам. (глиссандо вниз)
И мальчики довольны: (глиссандо вверх)
Все покачались в волю. (глиссандо вниз)
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ»
Задачи игры: Формировать звуковысотный, тембровый слух. Развивать чистоту интонации у детей, в пропевании звуков и несложных мелодий. Создать игровые ситуации, активизирующие вокальные и творческие проявления детей.
Ход проведения игры
У каждого ребенка на тыльной стороне ладони - бумажная пчелка, которая крепится на одном или нескольких пальцах при помощи резиночки. Музыкальный руководитель сначала проводит разминку, предлагая детям «оживить» своих пчелок. Дети жужжат за пчелок тихо - громко, высоко - низко, сопровождая звукоимитационное пение взлетом и падением рук с пчелкой.
ИГРА «ТРИ МЕДВЕДЯ»
Задачи игры: Развивать умение импровизировать разным тембром голоса, в зависимости от персонажа, от жанра музыки. Повышать активность, инициативу детей.
Ход проведения игры
Детям предлагается выбрать игровой образ, надеть шапочки медведей (медведя, медведицы, медвежонка.) Под пение взрослого дети ходят как медведи, затем импровизируют мелодии.
Во бору, во лесу три медведя жили,
Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут, сразу песню запоют.
Папа-мишка низко пел: ля-ля-ля….
Мама нежно песню пела: ля-ля-ля…
А Мишутка – медвежонок звонко песню запевал,
Да малину доедал: ля-ля-ля…
Усложнение: Предложить детям спеть песню медведя в жанре марша, медведицы - в жанре вальса, медвежонка - в жанре польки.
ИГРА «КОНЦЕРТ БЕЗ СЛОВ»
Задачи игры: Способствовать развитию слухового анализатора. Развивать мелодичность исполнения песен. Способствовать осознанию выразительности эмоционального исполнения.
Ход проведения игры
Педагог предлагает провести необычный загадочный концерт. Желающие дети должны исполнить любую, хорошо знакомую песню не произнося её слова, а лишь напевая мелодию любым звуком, либо сомкнув губы, по выбору солиста. Остальные дети должны угадать песню. Затем загаданное произведение исполняется всей группой.
ИГРА «НЕДОПЕТАЯ ПЕСЕНКА»
Задачи игры: Развивать навык индивидуальной импровизации. Развивать способность определять характер и настроение заданного музыкального образа и способность продолжить пение в соответствии с ним. Способствовать развитию ладового чувства и творческого потенциала.
Ход проведения игры
Педагог пропевает фразу, задавая настроение и характер мелодии. Ребёнок внимательно вслушивается в музыкальную фразу, пропетую педагогом, чтобы потом продолжить и завершить фразу самостоятельной вокальной импровизацией. Желательно, чтобы ответы детей совпадали в своём продолжении с заданным музыкальным характером.
ВЫВОД
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. А развитие певческих навыков формирует у детей определенные черты личности, развивает музыкальные способности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!