РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 386 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 386
Г.О. ДОНЕЦК» ДНР
Герасина И.В.
«… Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть; необходимо, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, умел наслаждаться природой. Равным образом и в органе слуха воспитание должно иметь целью не только правильное улавливание звуков, но еще понимание их гармонии».
В. Бехтерев
АКТУАЛЬНОСТЬ
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения.
Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.
Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может привести в состояние тоски или тихой грусти.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы.
Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.
Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЦЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребенка.
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ:
- формировать знания о музыке;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать речевую активность;
- развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;
- развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности;
- пробуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. С её помощью осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности.
Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.
Семья – первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией, примером, поступками, действиями, увлечениями.
ЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
Колыбельная песня родилась из необходимости помочь маленькому ребенку при засыпании.
Колыбельная песня – это не только укачивание, убаюкивание ребенка, но, прежде всего, общение с ним близкого, любящего человека через ласковые, успокаивающие интонации, создание для него комфортного состояния защищенности вблизи с любящими взрослыми.
Пение колыбельных песен в народной традиции реализовывало потребность ребенка в общении, способствовало накоплению у него чувственных впечатлений об окружающем его мире. Благодаря легким интонациям колыбельных песен, мир был наполнен лаской, теплом, уютом и любовью.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Семье необходимо активно включаться в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям.
Родители должны прежде всего основываться на том, что музыкальное обучение будет полноценно реализовываться через общение ребенка не только со взрослыми, но и со сверстниками, через взаимодействие ребенка с музыкой, через погружение ребенка в музыкальную деятельность.
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
Наглядно-зрительный метод. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании .
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СЕМЬЕ
МУЗЫКА В СЕМЬЕ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ВИДЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
В занятиях с детьми роль взрослого (родителей) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СЕМЬЕ
Музыка в семье может использоваться в более свободных формах – развлечение, самостоятельное музицирование детей. Она может звучать и фоном для другой деятельности.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СЕМЬЕ
СЛУШАНИЕ ГРАМЗАПИСЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК, МУЗЫКИ К МУЛЬТФИЛЬМАМ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СЕМЬЕ
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ОДНОВРЕМЕННО С ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СЕМЬЕ
МУЗЫКА МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ И ВО ВРЕМЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ
ПЕНИЕ
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В СЕМЬЕ
Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса. Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ
ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Вызывают у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА НУЖНО:
- Постоянно следить, чтобы ребёнок правильно произносил слова, если в речи есть дефекты, вовремя обратиться к логопеду, к лор врачу, если сильно возбуждается без причин- к невропатологу.
- Следить за музыкальным словарем ребёнка, добиваться увеличения количества употребляемых им эмоционально - выразительных слов, объяснять каждое непонятное музыкальное слово или предложение.
- Читать детям стихи, сказки, рассказы о детстве, творчестве композиторов.
- Петь, играть, танцевать вместе с детьми под музыку и без.
- Ходить всей семьёй в театры, цирк на детские музыкальные представления, оперу, балет, если нет возможности посещать их, купить диски с музыкальными произведениями и смотреть их вместе с детьми.
- Не сравнивать музыкальные способности своего ребёнка с другими детьми.
ВЫВОДЫ
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности.
Благодарю за внимание!