УРОК 1
Записываем в тетрадь
- Тридцать первое марта.
- Классная работа.
Вспомни из изученного
А. Избирать
Ж. Беречь памятники культуры и истории
З. Защищать Отечество
Б. Быть избранным
И. Участвовать в работе судов
В. Соблюдать Конституцию
Г. Беречь природу
К. Обращаться с заявлениями и жалобами
Л. Платить налоги и сборы
Д. Решать важнейшие
государственные вопросы
Выпиши в правый столбик буквы,
которыми обозначены права, в левый –
обязанности гражданина
Е. Участвовать в работе судов
Правильный ответ
Обязанности
В
Г
Ж
З
Л
Права
А
Б
Д
Е
И
К
Вопросы для повторения
- Что означает слово «Гражданин»?
- Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?
- Есть ли связь между словами «гражданин» и «патриот»?
Записываем в тетрадь
«Мы – многонациональный народ»
Цель урока
- выяснить и охарактеризовать основное значение многонационального народа Российской Федерации
- Познакомиться с многонациональной культурой.
- Раскрыть понятия нация, национальность
План урока:
1. Что говорит закон.
2. Мы – дети разных народов, мы – один народ.
Что говорит закон
- Россия – огромная страна.
- По территории она больше таких стран как Канада, Китай, США, Индия.
- А Франция или Германия могли бы раз-меститься на нашей территории больше 30 раз!
Народы России в национальных костюмах
- Неудивительно, что в России прожи-вают люди многих национальностей.
- Конституция РФ на-чинается словами: «Мы, многонацио-нальный народ Рос-сийской Федера-ции…» (в тетрадь)
- А это значит, что мы – люди разных национальностей, а народ один – рос-сияне.
алеуты
татары
русские
башкиры
чукчи
черкесы
белорусы
украинцы
- Записать в тетрадь
- Каждое из слов – «народ» и «нация» употребляется в 2-х значениях.
- Во-первых, это группы лю-дей, проживающих на одной территории, объединённых хозяйственными связями, от-личающиеся от других сво-им языком и культурой.
- А во-вторых, это все граж-дане одной страны.
Мы – дети разных народов, мы – один народ
- Издавна на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, тата-ры, карелы, евреи, армяне и многие-многие другие народы.
- По итогам переписи населения 2019 г. в на-шей стране проживают представители около 200 многочисленных и малочисленных нацио-нальностей и народов.
- В тетрадь
- Большинство насе-ления России соста-вляют русские.
- Русский народ – со-здатель и строитель нашего государст-ва.
- Когда образовалось Древнерусское го-сударство, народы, соседние с предка-ми русского народа славянами стали жить вместе?
- В 9 веке в Восточной Европе складывается Древнерусское государство. С 9 по 13 века образуется единая народность из многочисленных славянских племен, после распада которой образовались три родственные народности – украинцы, русские, белорусы.
- С начала 14 века Москва постепенно возвышается, а этническая территория русских расширяется за счет малонаселенных восточных, южных и северных районов.
- В 16-17 веке границы Руси расширяются, присоединяя Поволжье, Урал, Сибирь и Северный Кавказ. В 18-19 веках расширение России сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке, которые объединялись с коренными народами и оказывали большое влияние на культуры и хозяйственные навыки этих народов. Таким образом, многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.
- Но русский народ и сего-дня составляет основу России, саму её душу.
- Особое значение в спло-чении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, литература, музы-ка, живопись, архитекту-ра.
- Культурный человек любой национальности знает произведения великих русских авторов прошлого.
Лев Николаевич Толстой
Виктор Михайлович Васнецов
Михаил Васильевич Ломоносов
Константин Андреевич Тон
Александр Сергеевич Пушкин
Пётр Ильич Чайковский
- Русский язык не только государственный в Российской Федерации.
- Это язык межнационального общения.
- А что это, по твоему, значит?
Подумайте???
- Как следует понимать утверждение, что русская культура помогает сплочению народов нашей страны?
Закрепление урока:
1.Что значит словосочетание «многонациональный народ»?
2.Чем мы можем подтвердить факт многонациональности России?
Закрепление урока
- Какой из параметров является главным в определении народности?
- Почему обязательно должен существовать государственный язык?
- Какой язык в РФ является государственным?
Домашнее задание
- § 14 (стр. 112-114) - учебник 5 класс
Дополнительная оценка – подготовить материал о Родине, гражданине, деятеле культуры.
УРОК 2
Записываем в тетрадь
- Четвертое апреля.
- Классная работа.
Записываем в тетрадь
«Мы – многонациональный народ»
План урока:
1. Многонациональная культура России.
2. Что такое национальность.
Многонациональная культура России
- Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру.
- Вместе с русской культурой националь-ные культуры народов России составляет неисчерпаемое духовное богатство на-шей Родины.
- У нас общая Родина, общая земля, общая судьба.
Что такое национальность
- Принадлежность человека к определённой нации называют национальностью .
- У людей одной национальности, как правило, бывает общий язык, культура. А главное, лю-ди одной национальности осознают своё единство.
- Национальность определяет сам человек, его родители.
- Национальность не является
ни заслугой, ни достоинством,
ни недостатком.
Этнос
Народность
Народность
Нация
Нация
Нация
Нация
Что такое национальность? (в тетрадь)
Национальность – принадлежность человека к
определенной нации
В тетрадь
Национальность
Принадлежность человека к определенной нации
Общий язык
Осознание своего единства
Общая культура
Повторение пройденного материала
Почему важно уважать другие народности?
Какую роль сыграла русская культура в сплочении народов ( можно привести конкретные пример)?
В чем определяется принадлежность людей к одной национальности?
Давай повторим главное
- Реши задачу:
- Народы России объединяет:
1.Культура
2. ________________________________
3. ________________________________
4. ________________________________
- Что означают слова: народ, нация, национальность?
язык
историческая судьба
земля, Родина
Домашнее задание:
- §14 (стр. 114-117) читать, вопросы в конце параграфа
- Придумайте агитационный плакат, призывающий к дружбе народов
Придумайте агитационный плакат, призывающий к дружбе народов.
Много народов в России живет,
К новым вершинам Отчизну ведет.
В единстве народов сила страны.
Дети России дружбой сильны!
Язык порой разный и разная вера.
Мы стали для всех
образцом и примером.
Дети России дружны с детских лет,
В этом, пожалуй, наш главный секрет.
Общие игры у нас и забавы,
Общая школа и общее право.
Общее солнце, земля, где живем,
Учимся вместе и вместе растем!
УРОК 3
Прочитайте текст на стр. 188 (Учимся уважать людей любой национальности).
С какими правилами ты согласен? Почему?
С какими правилами ты не согласен? Почему?
Какое правило ты бы добавил?