СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Н. А. Некрасов "Школьник" и "В зимние сумерки нянины сказки... "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Н. А. Некрасов "Школьник" и "В зимние сумерки нянины сказки... "»

Тема:  А. Н. Некрасов  «Школьник»,  « В зимние сумерки нянины сказки…» УМК «Школа России» Литературное чтение, 4класс

Тема: А. Н. Некрасов «Школьник», « В зимние сумерки нянины сказки…»

УМК «Школа России»

Литературное чтение, 4класс

ДЕТСТВО

ДЕТСТВО

Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провёл в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса.
  • Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провёл в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса.
Река Волга в жизни поэта Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой». Они стонали от непосильной работы.Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.   О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я Один по утренним зарям, Когда ещё всё в мире спит, И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке .

Река Волга в жизни поэта

Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой».

Они стонали от непосильной работы.Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я

Один по утренним зарям,

Когда ещё всё в мире спит,

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке .

 Некрасов Николай Алексеевич  10.12.1821 – 08.01.1878   Русский писатель: поэт критик публицист издатель драматург. 

Некрасов Николай Алексеевич 10.12.1821 – 08.01.1878

Русский писатель:

  • поэт
  • критик
  • публицист
  • издатель
  • драматург. 
 О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки,  И в первый раз ее назвал  Рекою рабства и тоски!..

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..

В 1838 году Некрасов переехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, он находит подработки, даёт уроки и пишет стихи на заказ.
  • В 1838 году Некрасов переехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, он находит подработки, даёт уроки и пишет стихи на заказ.
В 1840 году Некрасов издал свой первый сборник стихов «Мечты и звуки». Книгу стихотворений не покупали, поэтому Некрасов стал писать повести и рассказы.  В 1847 году вместе с И. И. Панаевым Некрасов приобрёл журнал «Современник», вокруг которого объединил лучшие литературные силы того времени.
  • В 1840 году Некрасов издал свой первый сборник стихов «Мечты и звуки». Книгу стихотворений не покупали, поэтому Некрасов стал писать повести и рассказы.

  • В 1847 году вместе с И. И. Панаевым Некрасов приобрёл журнал «Современник», вокруг которого объединил лучшие литературные силы того времени.
Когда журнал «Современник» закрыли, Н. А. Некрасов стал работать в журнале «Отечественные записки».
  • Когда журнал «Современник» закрыли, Н. А. Некрасов стал работать в журнале «Отечественные записки».

Н.А. Некрасов в период

Н.А. Некрасов в период "Последних песен". Художник И. Крамской. 1877

  • В начале 1875 г. Николай Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом Бильротом, приехавшим из Вены, результатов не дала.
Н.А. Некрасов.  Художник И. Крамской.  1877 год Умер Николай Алексеевич Некрасов от рака 8 января 1878 (по старому стилю - 27 декабря 1877) в Петербурге.

Н.А. Некрасов. Художник И. Крамской. 1877 год

  • Умер Николай Алексеевич Некрасов от рака 8 января 1878 (по старому стилю - 27 декабря 1877) в Петербурге.
Похороны Н.А.Некрасова, состоявшиеся на кладбище Новодевичьего монастыря, приобрели характер манифестации: несмотря на сильный мороз, до места захоронения тело поэта провожала толпа в несколько тысяч человек.  Похороны Н.А. Некрасова.  Гравюра К. Крыжановского  по рисунку А. Бальдингера.  1878 год
  • Похороны Н.А.Некрасова, состоявшиеся на кладбище Новодевичьего монастыря, приобрели характер манифестации: несмотря на сильный мороз, до места захоронения тело поэта провожала толпа в несколько тысяч человек.

Похороны Н.А. Некрасова. Гравюра К. Крыжановского по рисунку А. Бальдингера. 1878 год

Памятник на могиле Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге
  • Памятник на могиле Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге
 Дом-музей Н.А.Некрасова

Дом-музей Н.А.Некрасова

Н. А. Некрасов.  Стихотворение «Школьник»

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Школьник»

- Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок – Невеселая дорога...  - Эй, садись ко мне, дружок!  Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело?  Это многих славный путь.

- Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Невеселая дорога...

- Эй, садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь... Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.  Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый – Не робей, не пропадешь!

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?..

Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый –

Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,  Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.  Не без добрых душ на свете– Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву!  Там уж поприще широко: Знай работай, да не трусь... Вот за что тебя глубоко  Я люблю, родная Русь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете–

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай, да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,  Не погиб еще тот край,  Что выводит из народа  Столько славных то и знай,   - Столько добрых, благородных,  Сильных любящих душой,  Посреди тупых, холодных  И напыщенных собой!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,

- Столько добрых, благородных, Сильных любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

1строфа -Как автор описывает дорогу? -Объясните выражение «невесёлая дорога». -Почему автор берёт попутчика? 2строфа -Опишите попутчика. Что значит «едва прикрыта грудь»? -О каком славном человеке идёт речь?

1строфа

-Как автор описывает дорогу?

-Объясните выражение «невесёлая дорога».

-Почему автор берёт попутчика?

2строфа

-Опишите попутчика. Что значит «едва прикрыта грудь»?

-О каком славном человеке идёт речь?

М.В. Ломоносов

М.В. Ломоносов

3строфа -Что же это за «архангельский мужик»? -Как он стал «разумен и велик»? Докажите текстом. Подберите синонимы и антонимы к словам: славных  разумен  велик -Приведите примеры великих людей, вышедших из народа.

3строфа

-Что же это за «архангельский мужик»?

-Как он стал «разумен и велик»? Докажите текстом.

Подберите синонимы и антонимы к словам:

  • славных
  • разумен
  • велик

-Приведите примеры великих людей, вышедших из народа.

4строфа -Объясните, как вы понимаете 1строчку. -О какой мечте узнаем из этого четверостишья? -Почему учебу сравнивают со сном? 5строфа -Что такое поприще? -Что следует делать, по мнению поэта, чтобы добиться славы, успеха? -Прочитайте, за что автор любит Русь.

4строфа

-Объясните, как вы понимаете 1строчку.

-О какой мечте узнаем из этого четверостишья?

-Почему учебу сравнивают со сном?

5строфа

-Что такое поприще?

-Что следует делать, по мнению поэта, чтобы добиться славы, успеха?

-Прочитайте, за что автор любит Русь.

6строфа -Объясните, как вы понимаете слова «не бездарна та природа…»? -Много ли вышло знаменитых людей из народа? Докажите текстом. Беседа: -Чем необычно стихотворение? -Прочитайте побудительные предложения. -Докажите текстом, что Н.А. Некрасов любит свою Родину, гордится русским простым народом. -Ответьте на вопрос учебника с. 14.

6строфа

-Объясните, как вы понимаете слова «не бездарна та природа…»?

-Много ли вышло знаменитых людей из народа? Докажите текстом.

Беседа:

-Чем необычно стихотворение?

-Прочитайте побудительные предложения.

-Докажите текстом, что Н.А. Некрасов любит свою Родину, гордится русским простым народом.

-Ответьте на вопрос учебника с. 14.

Игра-викторина 1. Тема стихотворения:  а) любовь к Родине  б) проблема народного просвещения  в) тяжелый труд крепостных   2. К кому обращается автор в начале стихотворения:  а) к читателям  б) к мальчику, герою стихотворения  в) к народу   3. Кто помог мальчику собраться на учебу?  а) батька  б) друг  в) старая дьячиха   4. Кого подразумевает автор в словах архангельский мужик:  а) А.С. Пушкина  б) И.С. Тургенева  в) М.В. Ломоносова   5. Описывая представителей простого народа и знати, автор использует:  а) сравнения  б) антонимы  в) аллегорию

Игра-викторина

1. Тема стихотворения: а) любовь к Родине б) проблема народного просвещения в) тяжелый труд крепостных 2. К кому обращается автор в начале стихотворения: а) к читателям б) к мальчику, герою стихотворения в) к народу 3. Кто помог мальчику собраться на учебу? а) батька б) друг в) старая дьячиха 4. Кого подразумевает автор в словах архангельский мужик: а) А.С. Пушкина б) И.С. Тургенева в) М.В. Ломоносова 5. Описывая представителей простого народа и знати, автор использует: а) сравнения б) антонимы в) аллегорию

 А. Н. Некрасов  « В зимние сумерки нянины сказки…»

А. Н. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки…»

Словарная работа Салазки- маленькие деревянные ручные санки Сумерки- полутьма между заходом солнца и наступлением ночи (уст.) предрассветная полутьма

Словарная работа

Салазки-

маленькие деревянные ручные санки

Сумерки-

  • полутьма между заходом солнца и наступлением ночи (уст.)
  • предрассветная полутьма
1-4строки -Что любила Саша? -Назовите метафору, найдите эпитет. -Какие слова указывают на настроение девочки? 5-8строки -Как няня называет Сашу? Почему? -Прочитайте, как катается  девочка.

1-4строки

-Что любила Саша?

-Назовите метафору, найдите эпитет.

-Какие слова указывают на настроение девочки?

5-8строки

-Как няня называет Сашу?

Почему?

-Прочитайте, как катается

девочка.

9-12строки -Расстроена ли Саша после падения?Как вы думаете она упала случайно? -Опишите девочку словами автора. -Почему он называет её «голубка»? -Как к этому происшествию относится няня? Докажите текстом. -Как Некрасов относится к героям этого произведения? Почему так решили?

9-12строки

-Расстроена ли Саша после падения?Как вы думаете она упала случайно?

-Опишите девочку словами автора.

-Почему он называет её «голубка»?

-Как к этому происшествию относится няня? Докажите текстом.

-Как Некрасов относится к героям этого произведения? Почему так решили?

Словесное рисование

Словесное рисование

Домашнее задание: с. 111, выразительное чтение, выучить по желанию

Домашнее задание:

с. 111, выразительное чтение, выучить по желанию