Тема: А. Н. Некрасов «Школьник», « В зимние сумерки нянины сказки…»
УМК «Школа России»
Литературное чтение, 4класс
ДЕТСТВО
- Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провёл в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса.
Река Волга в жизни поэта
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой».
Они стонали от непосильной работы.Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я
Один по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит,
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке .
Некрасов Николай Алексеевич 10.12.1821 – 08.01.1878
Русский писатель:
- поэт
- критик
- публицист
- издатель
- драматург.
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
- В 1838 году Некрасов переехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, он находит подработки, даёт уроки и пишет стихи на заказ.
- В 1840 году Некрасов издал свой первый сборник стихов «Мечты и звуки». Книгу стихотворений не покупали, поэтому Некрасов стал писать повести и рассказы.
- В 1847 году вместе с И. И. Панаевым Некрасов приобрёл журнал «Современник», вокруг которого объединил лучшие литературные силы того времени.
- Когда журнал «Современник» закрыли, Н. А. Некрасов стал работать в журнале «Отечественные записки».
Н.А. Некрасов в период "Последних песен". Художник И. Крамской. 1877
- В начале 1875 г. Николай Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом Бильротом, приехавшим из Вены, результатов не дала.
Н.А. Некрасов. Художник И. Крамской. 1877 год
- Умер Николай Алексеевич Некрасов от рака 8 января 1878 (по старому стилю - 27 декабря 1877) в Петербурге.
- Похороны Н.А.Некрасова, состоявшиеся на кладбище Новодевичьего монастыря, приобрели характер манифестации: несмотря на сильный мороз, до места захоронения тело поэта провожала толпа в несколько тысяч человек.
Похороны Н.А. Некрасова. Гравюра К. Крыжановского по рисунку А. Бальдингера. 1878 год
- Памятник на могиле Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге
Дом-музей Н.А.Некрасова
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Школьник»
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога...
- Эй, садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..
Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете–
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,
- Столько добрых, благородных, Сильных любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
1строфа
-Как автор описывает дорогу?
-Объясните выражение «невесёлая дорога».
-Почему автор берёт попутчика?
2строфа
-Опишите попутчика. Что значит «едва прикрыта грудь»?
-О каком славном человеке идёт речь?
М.В. Ломоносов
3строфа
-Что же это за «архангельский мужик»?
-Как он стал «разумен и велик»? Докажите текстом.
Подберите синонимы и антонимы к словам:
-Приведите примеры великих людей, вышедших из народа.
4строфа
-Объясните, как вы понимаете 1строчку.
-О какой мечте узнаем из этого четверостишья?
-Почему учебу сравнивают со сном?
5строфа
-Что такое поприще?
-Что следует делать, по мнению поэта, чтобы добиться славы, успеха?
-Прочитайте, за что автор любит Русь.
6строфа
-Объясните, как вы понимаете слова «не бездарна та природа…»?
-Много ли вышло знаменитых людей из народа? Докажите текстом.
Беседа:
-Чем необычно стихотворение?
-Прочитайте побудительные предложения.
-Докажите текстом, что Н.А. Некрасов любит свою Родину, гордится русским простым народом.
-Ответьте на вопрос учебника с. 14.
Игра-викторина
1. Тема стихотворения: а) любовь к Родине б) проблема народного просвещения в) тяжелый труд крепостных 2. К кому обращается автор в начале стихотворения: а) к читателям б) к мальчику, герою стихотворения в) к народу 3. Кто помог мальчику собраться на учебу? а) батька б) друг в) старая дьячиха 4. Кого подразумевает автор в словах архангельский мужик: а) А.С. Пушкина б) И.С. Тургенева в) М.В. Ломоносова 5. Описывая представителей простого народа и знати, автор использует: а) сравнения б) антонимы в) аллегорию
А. Н. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки…»
Словарная работа
Салазки-
маленькие деревянные ручные санки
Сумерки-
- полутьма между заходом солнца и наступлением ночи (уст.)
- предрассветная полутьма
1-4строки
-Что любила Саша?
-Назовите метафору, найдите эпитет.
-Какие слова указывают на настроение девочки?
5-8строки
-Как няня называет Сашу?
Почему?
-Прочитайте, как катается
девочка.
9-12строки
-Расстроена ли Саша после падения?Как вы думаете она упала случайно?
-Опишите девочку словами автора.
-Почему он называет её «голубка»?
-Как к этому происшествию относится няня? Докажите текстом.
-Как Некрасов относится к героям этого произведения? Почему так решили?
Словесное рисование
Домашнее задание:
с. 111, выразительное чтение, выучить по желанию