Живая легенда кряшенского народа
Работу выполнила:
Егорова Язгуль,
ученица 8 А класса
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ
Руководитель:
Даутова А.П., учитель географии
Цель нашего исследования : изучить особенности национальной одежды народа кряшен.
Задачи:
1. сбор информации об истории города Нижнекамска;
2. сбор информации о национальном составе населения республики Татарстан, города Нижнекамска и школы №31;
3. изучение национальных традиций и самобытность народа кряшен через общение с представителями данного народа;
4. описание особенностей мужской и женской национальной одежды кряшен.
Город Нижнекамск
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24668 кряшен.
Большинство из них 18767 человек проживают в Республике Татарстан .
В Нижнекамске 2277 человек.
В СОШ №31 представителями кряшенского народа являются 28 человек.
Человек- часть общества и часть его истории.
Не сохраняя себе самом прошлого, он губит часть своей личности.
Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней он обрекает себя на преждевременное увядание.
Д.С.Лихачёв
Строящийся кряшенский храм в Нижнекамске
Девочки кряшенки носили одну косу
Национальная одежда девочек платок тамакса
Тамакса-шейное украшение
Сүрәкә-(сорока) головное покрывало
Мәләнчек-волосник
Чигәчә-наушники
Наушники имели разные формы и названия: «чигәчә» называли в Елабужском районе имели овальную форму «яңак» Мензелинский и Арский районы, имеющие форму треугольника с закруглёнными углами, «җилкәлек» Мамадышский, Рыбно-Слободский и Лаишевский районы
Часть «сүрәкә» висело до середины спины.
Платья были украшены воланами
Баш яулыгы-головной платок
Маңгай укасы-налобник
Маңгай тəңкəсе-налобник
Күлмәк. Вид платья спереди и сзади
Алъяпкыч - фартук
Длина переднего подола платья было короче заднего
Муйтомар-перевязь
Женщины –кряшенки носили «сакал» –это дорогое украшение как у женщины справа на фотографии
Национальная одежда мужчин
Верхняя одежда мужчин и женщин особо не отличались.
У мужчин наиболее распространенная верхняя одежда – «казакин» (с приталенной спинкой), с длинными рукавами с невысоким стоячим воротником.
В весенне-осенний сезон носили «чикмән» чикмень из сукна (у мужчин - прямоспинный, у женщин - приталенный), женщины также «армяк» (приталенный, из черного сукна).
Мужская и женская одежда – «бишмәт» фуфайка из фабричных тканей на вате, шубы, полушубки, тулупы.
У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией.
Обувь: лапти «чабата» татарского образца, суконные чулки «тула оек» , вязаные чулки, сапоги «чəрек башмак» и валенки , также валеные калоши – «йон ката».
В люди надевали высокие кожаные сапоги .
Список использованной литературы
Белокопытов В., Сорокина Н. Город есть! Нижнекамский репортаж, Татарское книжное издательство,1978 г.
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1987. - 911 с.
Официальный сайт города Нижнекамск – [Электронный ресурс]: http://e-nizhnekamsk.ru/raion/History/history.php - (дата обращения: 2.11.2016)
Дунаева Т.Г., Кряшеноведение., Казань, 2008
Мухаметшин Ю.Г. «Татары-кряшены», Москва, изд-во «Наука», 1977
Сабиров Г.С., Знали: город будет., Нижнекамск, 000 ИПЦ «Гузель», 2016
Усачева А.Т., Тормышым баскычлары. Шигырьләр. Сценарийлар., Түбән Кама, 2006.
Фокин Аркадий. Кряшенский вопрос в Татарстане: история и современность. Доклад научной конференции «Современное кряшеноведение: состояние, перспективы», Русский журнал .
Публикации:
1.«Ваша газета» – Вера Боярова «Нижнекамск начинается с Чабьи», «Монда эле кайчан гына авыл иде», «Иман», 1972г.
2. «Шэхри Казан», 9 января 2014г., «И авыл…»
Интернет ресурсы:
http://www.kazan.aif.ru/culture/details/1312145 http://www.e-nkama.ru/raion/History/history.php http://www.missiakryashen.ru/today/documents/conference-2000/Suslova-Kadirova http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/1178
http://www.rusvera.mrezha.ru/401/7.htm