СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на научно-исследовательскую работу "Живая легенда кряшенского народа"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на научно-исследовательскую работу "Живая легенда кряшенского народа"

Цель нашего исследования: изучить особенности национальной одежды  народа кряшен.

Задачи:

1. сбор информации об истории города Нижнекамска;

2. сбор информации о национальном составе населения республики Татарстан, города Нижнекамска и школы №31;

3. изучение национальных традиций и самобытность народа кряшен через общение с представителями данного народа;

4. описание особенностей мужской и женской национальной одежды кряшен.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на научно-исследовательскую работу "Живая легенда кряшенского народа"»

 Живая легенда кряшенского народа    Работу выполнила: Егорова Язгуль, ученица 8 А класса МБОУ «СОШ №31» НМР РТ Руководитель: Даутова А.П., учитель географии

Живая легенда кряшенского народа

Работу выполнила:

Егорова Язгуль,

ученица 8 А класса

МБОУ «СОШ №31» НМР РТ

Руководитель:

Даутова А.П., учитель географии

Цель нашего исследования : изучить особенности национальной одежды народа кряшен. Задачи: 1. сбор информации об истории города Нижнекамска; 2. сбор информации о национальном составе населения республики Татарстан, города Нижнекамска и школы №31; 3. изучение национальных традиций и самобытность народа кряшен через общение с представителями данного народа; 4. описание особенностей мужской и женской национальной одежды кряшен.

Цель нашего исследования : изучить особенности национальной одежды народа кряшен.

Задачи:

1. сбор информации об истории города Нижнекамска;

2. сбор информации о национальном составе населения республики Татарстан, города Нижнекамска и школы №31;

3. изучение национальных традиций и самобытность народа кряшен через общение с представителями данного народа;

4. описание особенностей мужской и женской национальной одежды кряшен.

Город Нижнекамск

Город Нижнекамск

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24668 кряшен. Большинство из них 18767  человек проживают в Республике  Татарстан . В Нижнекамске  2277 человек. В СОШ №31 представителями кряшенского народа являются 28 человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24668 кряшен.

Большинство из них 18767 человек проживают в Республике  Татарстан .

В Нижнекамске 2277 человек.

В СОШ №31 представителями кряшенского народа являются 28 человек.

Человек- часть общества и часть его истории. Не сохраняя себе самом прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней он обрекает себя на преждевременное увядание. Д.С.Лихачёв

Человек- часть общества и часть его истории.

Не сохраняя себе самом прошлого, он губит часть своей личности.

Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней он обрекает себя на преждевременное увядание.

Д.С.Лихачёв

Строящийся кряшенский храм в Нижнекамске

Строящийся кряшенский храм в Нижнекамске

Девочки кряшенки носили одну косу

Девочки кряшенки носили одну косу

Национальная  одежда девочек     платок  тамакса

Национальная одежда девочек платок тамакса

Тамакса-шейное украшение

Тамакса-шейное украшение

Сүрәкә-(сорока)  головное покрывало

Сүрәкә-(сорока) головное покрывало

Мәләнчек-волосник

Мәләнчек-волосник

Чигәчә-наушники

Чигәчә-наушники

Наушники имели разные формы и названия:  «чигәчә» называли в Елабужском районе имели овальную форму  «яңак» Мензелинский и Арский районы, имеющие форму треугольника с закруглёнными углами,  «җилкәлек» Мамадышский, Рыбно-Слободский и Лаишевский районы

Наушники имели разные формы и названия: «чигәчә» называли в Елабужском районе имели овальную форму «яңак» Мензелинский и Арский районы, имеющие форму треугольника с закруглёнными углами, «җилкәлек» Мамадышский, Рыбно-Слободский и Лаишевский районы

Часть «сүрәкә»  висело до середины спины.   Платья были украшены воланами

Часть «сүрәкә» висело до середины спины.

Платья были украшены воланами

Баш яулыгы-головной платок

Баш яулыгы-головной платок

Маңгай укасы-налобник

Маңгай укасы-налобник

Маңгай тəңкəсе-налобник

Маңгай тəңкəсе-налобник

Күлмәк. Вид платья спереди и сзади

Күлмәк. Вид платья спереди и сзади

Алъяпкыч - фартук

Алъяпкыч - фартук

Длина переднего подола платья было короче заднего

Длина переднего подола платья было короче заднего

Муйтомар-перевязь

Муйтомар-перевязь

Женщины –кряшенки носили «сакал» –это дорогое украшение как у женщины справа на фотографии

Женщины –кряшенки носили «сакал» –это дорогое украшение как у женщины справа на фотографии

Национальная одежда мужчин

Национальная одежда мужчин

Верхняя одежда мужчин и женщин особо не отличались. У мужчин наиболее распространенная верхняя одежда – «казакин» (с приталенной спинкой), с длинными рукавами с невысоким стоячим воротником. В весенне-осенний сезон носили «чикмән» чикмень из сукна (у мужчин - прямоспинный, у женщин - приталенный), женщины также «армяк» (приталенный, из черного сукна). Мужская и женская одежда – «бишмәт» фуфайка из фабричных тканей на вате, шубы, полушубки, тулупы. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией.

Верхняя одежда мужчин и женщин особо не отличались.

У мужчин наиболее распространенная верхняя одежда – «казакин» (с приталенной спинкой), с длинными рукавами с невысоким стоячим воротником.

В весенне-осенний сезон носили «чикмән» чикмень из сукна (у мужчин - прямоспинный, у женщин - приталенный), женщины также «армяк» (приталенный, из черного сукна).

Мужская и женская одежда – «бишмәт» фуфайка из фабричных тканей на вате, шубы, полушубки, тулупы.

У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией.

Обувь: лапти «чабата» татарского образца, суконные чулки «тула оек» , вязаные чулки, сапоги «чəрек башмак» и валенки , также валеные калоши – «йон ката». В люди надевали высокие кожаные сапоги .

Обувь: лапти «чабата» татарского образца, суконные чулки «тула оек» , вязаные чулки, сапоги «чəрек башмак» и валенки , также валеные калоши – «йон ката».

В люди надевали высокие кожаные сапоги .

Список использованной литературы

Белокопытов В., Сорокина Н. Город есть! Нижнекамский репортаж, Татарское книжное издательство,1978 г.

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1987. - 911 с.

Официальный сайт города Нижнекамск – [Электронный ресурс]: http://e-nizhnekamsk.ru/raion/History/history.php - (дата обращения: 2.11.2016)

Дунаева Т.Г., Кряшеноведение., Казань, 2008

Мухаметшин Ю.Г. «Татары-кряшены», Москва, изд-во «Наука», 1977

Сабиров Г.С., Знали: город будет., Нижнекамск, 000 ИПЦ «Гузель», 2016

Усачева А.Т., Тормышым баскычлары. Шигырьләр. Сценарийлар., Түбән Кама, 2006.

Фокин Аркадий. Кряшенский вопрос в Татарстане: история и современность. Доклад научной конференции «Современное кряшеноведение: состояние, перспективы», Русский журнал .

Публикации:

1.«Ваша газета» – Вера Боярова «Нижнекамск начинается с Чабьи», «Монда эле кайчан гына авыл иде», «Иман», 1972г.

2. «Шэхри Казан», 9 января 2014г., «И авыл…»

Интернет ресурсы:

http://www.kazan.aif.ru/culture/details/1312145   http://www.e-nkama.ru/raion/History/history.php   http://www.missiakryashen.ru/today/documents/conference-2000/Suslova-Kadirova   http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/1178  

http://www.rusvera.mrezha.ru/401/7.htm