ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ и ПРИНЦИПЫ системно-деятельностного подхода Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Б. Шоу
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА: Чевокина Елена Анатольевна
Классный руководитель 2 класса
ГОУ ЛНР «Артемовская средняя школа № 8»
Системно-деятельностный подход — это организация процессобучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.
Системно-деятельностный подход помогает эффективно реализовывать следующие задачи:
1. Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
2. Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
3. Индивидуальный подход к ученикам.
4. Развитие коммуникативных навыков у обучающихся.
5. Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
Самообразование
Основные идеи СДП
Активная исследовательская и познавательная деятельность
Интерес к предмету
Умею ставить перед собой цели.
Умею решать учебные и
жизненные задачи.
Способен отвечать:
за конечный результат
и свои действия.
Основные принципы системно-деятельностного подхода:
- Принцип деятельности
- Принцип системности, непрерывности
- Принцип целостности
- Принцип минимакса
- Принцип психологического комфорта
- Принцип вариативности
- Принцип творчества
Технологии системно-деятельностного подхода:
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
- технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
- информационные и коммуникативные технологии;
- технологии оценивания;
- технология продуктивного чтения;
- проблемно-диалогическая технология.
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
- Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
- Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
- Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач.
- Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
- Оценить эффективность урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности обучающихся при минимальной деятельности учителя.
Современный урок
Формулируют сами обучающиеся
( в рамках системно-деятельностного подхода)
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану
Учащиеся сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам
Проводится рефлексия
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Требования к уроку
Объявление темы урока
Традиционный урок
Учитель сообщает обучающимся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться
Планирование
Практическая деятельность обучающихся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Осуществление коррекции
Оценивание обучающихся
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Итог урока
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили
Учитель объявляет и комментирует (чаще — задание одно для всех)
Примерные задания в рамках СДП
- Задания на мнемоническое воспроизведение
Дайте определение. Сформулируйте. Перескажите. Сделайте по образцу.
- Задания на извлечение и описание информации
Опишите процесс явления. Перечислите факторы. Дайте характеристику. Понаблюдайте.
- Задания на структурирование и переработку информации
Составьте план, конспект. Выполните. Подготовьте доклад, сообщение. Напишите эссе, изложение. Укажите главное. Озаглавьте. Подготовьте аннотацию. Заполните таблицу.
- Задания на осмысление, оценку и интерпретацию информации
Проанализируйте. Укажите сходство и различия. Сопоставьте. Сравните. Найдите закономерности. Оцените. Приведите примеры. Объясните. Докажите. Обоснуйте.
- Задания на творческое применение информации
Выскажите своё мнение. Предложите способ решения проблемы. Задайте вопрос. Исследуйте. Придумайте. Предложите. Доскажите.
Структура уроков ведения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода
- Организационный момент
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Выявление места и причины затруднения
- Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения.
Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников.
А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Учитель начальной школы должен учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
- дети в таком возрасте лучше воспринимают информацию в игровой форме;
- у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
- дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника нужно максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность.
Педагогу так же стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации : оценка ответов в парах, выполнение заданий по группам.
Используемые источники информации
1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006г.
3. Атанов Г. А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. — Донецк: изд-во ДонГУ, 2004. 4. Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/
5. Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Л. Г. Петерсон: Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.
7. Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» (в помощь учителю).
8. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе/ http://festival.1september.ru/articles/527236/
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете. Конфуций Говорят, что ребенок рождается как чистый лист бумаги. А раз «чистый лист», значит, должны что-то написать родители, близкие люди, позже — учителя, и окружение. И пишут, пишут… И в конце жизни лист оказывается исписанным. Так создаётся человек и его жизнь. Притча Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги». Я, как психолог, соучаствую в построении взаимоотношений Ребенка с внешним Миром, помогаю ему сделать правильный выбор, раскрыть в нём те внутренние ресурсы, которые дадут ему ощущение собственной целостности и ценности, помогут ему обрести уважение к себе и к Миру… И только постигая всё на собственном опыте, Ребенок учится жить самостоятельно и на своем собственном опыте познает, как проявить себя в окружающем его мире.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!