СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Басня как литературный жанр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по литературному чтени. Презентация на тему: "Басня как литературный жанр"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Басня как литературный жанр"»

Работу подготовил учитель начальных классов Дмитриева Оксана Мичеславовна

Работу подготовил учитель начальных классов

Дмитриева Оксана Мичеславовна

И.А. Крылов Жан де Лафонтен Короткий рассказ  Эзоп  Баснописцы Нравоучи-тельный характер  Б А С Н Я  Мораль Эзопов язык Аллегория (иносказание)  Олицетворение

И.А.

Крылов

Жан де Лафонтен

Короткий рассказ

Эзоп

Баснописцы

Нравоучи-тельный характер

Б А С Н Я

Мораль

Эзопов язык

Аллегория (иносказание)

Олицетворение

Басня – краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, созданное для «исправления нравов», для воспитания. Делится на 2 части :​ рассказ и мораль (нравоучительный вывод) ; Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) ; ​ Олицетворение (о  неодушевленных  предметах   говорится, как об одушевлённых) ; ​ Персонажи (герои)  – животные ; ​ Диалог (разговор двух или более героев)​ Разговорный язык ​ .
  • Басня краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, созданное для «исправления нравов», для воспитания.
  • Делится на 2 части :​ рассказ и мораль (нравоучительный вывод) ;
  • Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) ;
  • Олицетворение неодушевленных предметах   говорится, как об одушевлённых) ;
  • Персонажи (герои) животные ;
  • Диалог (разговор двух или более героев)​
  • Разговорный язык .
Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни. Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер. Аллегория (иносказание) - иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.)​ Мораль  – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.    Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши.
  • Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль «вывод», формирующий суть басни.
  • Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер.
  • Аллегория (иносказание) - иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.)​
  • Мораль  – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши.

Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Этот жанр оставался актуальным и популярным во все времена. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник.
  • Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Этот жанр оставался актуальным и популярным во все времена. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник.
 Баснописцы разных времен использовали образы животных . На смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т.д. Такие аллегорические образы животных олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих работах древние баснописцы.
  • Баснописцы разных времен использовали образы животных . На смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т.д. Такие аллегорические образы животных олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих работах древние баснописцы.
Жан де Лафонтен Эзоп И.А. Крылов

Жан де Лафонтен

Эзоп

И.А. Крылов

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. ) .  Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение  « Эзопов язык » .   ​ Эзопов язык,  позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.​
  • Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. ) .
  • Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение  « Эзопов язык » .  
  • Эзопов язык, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.​
В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В отличие от античных авторов, он описывает  происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении.
  • В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В отличие от античных авторов, он описывает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении.
В России басня начала развиваться особенно быстро в  XVIII  веке. Самую широкую известность получили басни, созданные​  И.А. Крыловым (1769-1844). Он считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.  Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
  • В России басня начала развиваться особенно быстро в  XVIII  веке.
  • Самую широкую известность получили басни, созданные​ И.А. Крыловым (1769-1844).
  • Он считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние.
  • В баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.
  • Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.  2. Вывод в басне называется: А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.  3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.  4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
  • Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.

Проверь себя!  1. Б  2. Б  3. А  4. Б

Проверь себя!

1. Б

2. Б

3. А

4. Б

Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не просто юмористические заметки о жизни животных, растений, вещей и людей. Перед нами — жанр нравоучительный, созданный для “исправления нравов”, для воспитания. Его цель — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в баснях всегда есть мораль — именно так называется “вывод”, формулирующий суть басни.  Затрагиваемые проблемы в баснях вечны.
  • Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не просто юмористические заметки о жизни животных, растений, вещей и людей. Перед нами — жанр нравоучительный, созданный для “исправления нравов”, для воспитания. Его цель — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в баснях всегда есть мораль — именно так называется “вывод”, формулирующий суть басни. Затрагиваемые проблемы в баснях вечны.