ТЕМА: ДИАГНОСТИКА И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ РАС
2018 г.
АУТИЗМ
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.
Причины Аутизма
Биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга.
Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить.
Пре- пери- и постнатальные повреждения ЦНС:
• пренатальные факторы: токсоплазмоз, врожденная краснуха;
• перинатальные факторы: родовые травмы, аноксия, маточное кровотечение между 4-м и 8-м месяцами беременности, применение некоторых медикаментов во время беременности, психологические стрессы матери;
• постнатальные факторы: асфиксия, реанимация ребенка, постнатальный энцефалит.
Вирусные инфекционные факторы:
• вирус краснухи;
• вирус цитомегалии;
• вирус простого герпеса;
• другие вирусы.
Структурные нарушения головного мозга
- структурные изменения лобных отделов
коры головного мозга,
- гиппокампа,
- срединной височной доли,
- мозжечка.
Функциональные нарушения головного мозга
У больных аутизмом на ЭЭГ выявляются изменения ритмов работы различных структур головного мозга.
Классификация аутизма (Никольской О.С.)
Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое
поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с
окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с
использованием простых повторяющихся движений и неспособность к
самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом
является отрешенность.
Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм
поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения
могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или
аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен
к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная,
построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим
синдромом является отвержение реальности.
Классификация аутизма
Третья группа. Наблюдается сложное поведение при
поглощении собственными стереотипными интересами и слабой
способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие
от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на
компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические
знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными
представлениями о реальном мире.
Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному
поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при
попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д.
Выглядят робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной
коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с
остальными группами.
Аутизм
Симптомами аутизма у детей до года являются:
- Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта
- Феномен тождества.
- Нарушение комплекса оживления.
- Патологическое отношение к близким.
- Патологическая реакция на нового человека.
- Патологическое отношение к физическому контакту.
Симптомы аутизма у детей до 3 лет.
1. Нарушение общения с детьми.
2. Привязанность к неодушевленным предметам.
3. Страхи.
4. Нарушение чувства самосохранения.
5. Патология речи.
6. Особенности интеллекта.
Частыми жалобами со стороны родителей являются:
- малыш не реагирует на обращение, создает впечатление глухого ребенка;
- ребенок не смотрит в глаза;
- отсутствуют первые слова, фразы, обращенная речь;
- регресс речевого развития (когда малыш уже говорил, но вдруг замолчал);
- хлопанье себя по щекам, укусы самого себя;
- повторяет одни и те же слова, движения;
- сторонится других детей, не играет с ними;
- предпочитает уединение;
- не любит перемены и агрессивно на них реагирует.
Дифференциальная диагностика РАС
Отличие от шизофрении.
Аутизм проявляется в младенчестве или в раннем детстве, в то время,
как шизофрения обычно обнаруживается в более позднем возрасте. В
тех редких случаях, когда шизофрения начинается в раннем детстве,
ребенок испытывает иллюзии и галлюцинации, м использует речь для
описания своих иррациональных мыслей. Напротив, аутичный ребенок
не использует речь, чтобы поделиться с другими своими мыслями, он,
как правило, не испытывает иллюзий и галлюцинаций.
В большинстве случаев, при шизофрении бывают периоды ремиссии и
нормального функционирования, в то время, как аутичные люди,
обычно, не проявляют подобных колебаний в функционировании
Умственная отсталость и аутизм
Дети, первичным нарушением которых является
умственная отсталость, проявляют более общую задержку
развития, чем дети с аутизмом. Дети с аутизмом имеют
неровное развитие: они проявляют задержку развития в
одних областях и норму в других; в то время, как умственно
отсталые неаутичные дети имеют задержку развития во
всех областях.
Необходимо также оценить развитие социальных,
коммуникативных навыков и навыков символичной игры.
Синдром Туретта и Аутизм
Клинические симптомы включают в себя голосовые тики, подергивания, все поглощенность чем-либо, навязчивые движения, дефицит внимания, беспокойство, депрессию и копролалию (неконтролируемые ругательства).
Синдром Ландау-Клеффнера и Аутизм
Невербальный интеллект у таких детей остается в норме, или даже превышает норму, многие дети (около 70%) проявляют такие симптомы, как уход в себя, агрессия, гиперактивность, отсутствие фиксированного взгляда на глазах собеседника, невосприимчивость к боли, сопротивление каким-либо изменениям, монотонность голоса, эхолалия, потеря речи, проблемы грубой и мелкой моторики, необычность походки, облизывание или обнюхивание продуктов перед тем, как их съесть, ритуальность, необычные реакции на звуковые стимулы, нарушения режима сна.
Диагностические критерии для определения синдрома
Ландау-Клеффнера, предложенные Б. Римландом (1995):
- нормальное развитие, своевременное овладение речью и нормальное развитие речи в первые 3-7 лет (У детей с аутизмом аутистические симптомы проявляются до 3-х летнего возраста).
- потеря рецептивной речи при сохранении экспрессивной.
- "телеграфическая" речь, мало глаголов.
- подозрение на глухоту.
- ребенок расстроен, озадачен происходящими в нем изменениями.
- нарушения режима сна.
- специфические энцефалографические показатели во время сна.
Синдром Ретта и Аутизм
- Первоначальное нормальное развитие в младенчестве (пренатальный период, рождение, а также первые 6 месяцев или более).
- Замедление роста головы в возрасте между 3 месяцами и 4 годами.
- Потеря значимого использования рук в период между 9 месяцами и 2,5 годами.
- Регресс психомоторного развития в тот же период, включая потерю речи и лепета, отрешенность и проявление умственной отсталости.
- Между 1 и 3 годами развиваются специфические постоянные движения рук: кручение, хлопание и другие аномальные движения.
- Аномалии походки и движений тела проявляются в возрасте от 2 до 4 лет.
Синдром Аспергера и Аутизм
Люди с синдромом Аспергера, как и люди с аутизмом, не обращают внимания на окружающих, но они могут проявлять большой интерес к встрече с людьми и установлению дружеских отношений. Однако, их неловкие попытки начать общение и невосприимчивость к чувствам и намерениям других людей приводит к невозможности завязать какие-либо продолжительные дружеские отношения. Эти неудачи вызывают расстройство и депрессию, а иногда и агрессию. Дефицит в социальном взаимодействии у людей с синдромом Аспергера менее выражен, по сравнению с классическим аутизмом. Люди с синдромом Аспергера могут развивать чувство привязанности, обычно по отношению к членам своей семьи или близкому кругу друзей семьи.
Необычные и атипичные аномалии речи, часто присутствующие при аутизме, такие как эхолалия, перестановки местоимений, обычно отсутствуют при синдроме Аспергера.
В то время, как люди с аутизмом могут проявлять задержку или полное отсутствие речи, люди с синдромом Аспергера не могут обладать, "клинически значимым общим отставанием в речевом развитии".
Люди с синдромом Аспергера могут, однако, испытывать трудности в рецептивной речи - особенно, в отношении иронии, юмора или других абстракций.
Люди с синдромом Аспергера, как правило, проявляют средний, или выше среднего, уровень интеллекта.
Рано начинают говорить.
Методики диагностики интеллекта у детей
- Д. Векслера – методика существует в двух вариантах (детский и взрослый). Определяет уровень как вербального так невербального интеллекта.
- Матрицы Равена:
- Цветные прогрессивные матрицы
- Стандартные прогрессивные матрицы
- Диагностика внимания – Таблица Шульте, Корректурная проба.
- Диагностика памяти – 10 слов А.Р. Лурия, изучает уровень кратковременной и долговременной памяти;
запомни и расставь точки, пересказ рассказа.
- Диагностика мышления – Проба Эббингауза – методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций; Методика исключения понятий - изучает индивидуальные различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения;
Методика «соотношение пословиц и фраз» - изучает индивидуальные различия в уровне развития абстрактного мышления.
1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика «Выбери нужное лицо».
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Цветовой тест Люшера
Используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Методика «Кактус»
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Рисунок семьи
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа.
- Социально-коммуникативный опросник (SCQ - Social Communication Questionnaire) - скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с РАС (для родителей).
- Интервью с родителями для диагностики аутизма.
- Тест на Аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем.
- Рейтинговая шкала аутистического поведения.
- Наблюдение за поведением ребенка в 15 сферах.
- Диагностическая шкала наблюдения ребенка «План диагностического обследования при аутизме».
- Шкала адаптивного поведения Вайнленда.
- Опросник О.Б. Богдашиной «SENSORY PROFILE CHECLIST выявляет проблемы семи сенсорных систем: зрения, слуха, тактильной чувствительности, обоняния, вкуса, проприорецепции, а также вестибулярной системы
- Никольская О.Н. Анкета «Создание предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО для детей с РАС
- Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего аутизма.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ