СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Диагностика детей с признаками РАС"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Симптомы аутизма у детей до трех лет.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Диагностика детей с признаками РАС"»

                            ТЕМА: ДИАГНОСТИКА И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ РАС                  2018 г.

ТЕМА: ДИАГНОСТИКА И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ РАС     

2018 г.

АУТИЗМ  Аутизмом  называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.

АУТИЗМ

Аутизмом  называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.

Причины Аутизма  Биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга.  Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить.

Причины Аутизма

Биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга.

Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить.

 Пре- пери- и постнатальные повреждения ЦНС: •  пренатальные факторы: токсоплазмоз, врожденная краснуха; •  перинатальные факторы: родовые травмы, аноксия, маточное кровотечение между 4-м и 8-м месяцами беременности, применение некоторых медикаментов во время беременности, психологические стрессы матери; •  постнатальные факторы: асфиксия, реанимация ребенка, постнатальный энцефалит.  Вирусные инфекционные факторы: •  вирус краснухи; •  вирус цитомегалии; •  вирус простого герпеса; •  другие вирусы.

Пре- пери- и постнатальные повреждения ЦНС:

• пренатальные факторы: токсоплазмоз, врожденная краснуха;

• перинатальные факторы: родовые травмы, аноксия, маточное кровотечение между 4-м и 8-м месяцами беременности, применение некоторых медикаментов во время беременности, психологические стрессы матери;

• постнатальные факторы: асфиксия, реанимация ребенка, постнатальный энцефалит.

Вирусные инфекционные факторы:

• вирус краснухи;

• вирус цитомегалии;

• вирус простого герпеса;

• другие вирусы.

 Структурные нарушения головного мозга структурные изменения лобных отделов  коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли,  мозжечка.

Структурные нарушения головного мозга

  • структурные изменения лобных отделов

коры головного мозга,

  • гиппокампа,
  • срединной височной доли, 
  • мозжечка.
 Функциональные нарушения головного мозга  У больных аутизмом на ЭЭГ выявляются изменения ритмов работы различных структур головного мозга.

Функциональные нарушения головного мозга

У больных аутизмом на ЭЭГ выявляются изменения ритмов работы различных структур головного мозга.

 Классификация аутизма (Никольской О.С.)  Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность.  Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности.

Классификация аутизма (Никольской О.С.)

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое

поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с

окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с

использованием простых повторяющихся движений и неспособность к

самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом

является отрешенность.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм

поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения

могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или

аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен

к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная,

построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим

синдромом является отвержение реальности.

 Классификация аутизма  Третья группа. Наблюдается сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире.  Четвертая группа.  Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. Выглядят робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами.

Классификация аутизма

Третья группа. Наблюдается сложное поведение при

поглощении собственными стереотипными интересами и слабой

способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие

от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на

компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические

знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными

представлениями о реальном мире.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному

поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при

попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д.

Выглядят робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной

коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с

остальными группами.

 Аутизм  Симптомами аутизма у детей до года являются: Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта Феномен тождества. Нарушение комплекса оживления. Патологическое отношение к близким. Патологическая реакция на нового человека. Патологическое отношение к физическому контакту.

Аутизм

Симптомами аутизма у детей до года являются:

  • Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта
  • Феномен тождества.
  • Нарушение комплекса оживления.
  • Патологическое отношение к близким.
  • Патологическая реакция на нового человека.
  • Патологическое отношение к физическому контакту.
 Симптомы аутизма у детей до 3 лет.  1. Нарушение общения с детьми.  2. Привязанность к неодушевленным предметам.   3. Страхи.   4. Нарушение чувства самосохранения.   5. Патология речи.  6. Особенности интеллекта.

Симптомы аутизма у детей до 3 лет.

1. Нарушение общения с детьми.

2. Привязанность к неодушевленным предметам.

3. Страхи.

4. Нарушение чувства самосохранения.

5. Патология речи.

6. Особенности интеллекта.

 Частыми жалобами со стороны родителей являются:  малыш не реагирует на обращение, создает впечатление глухого ребенка;  ребенок не смотрит в глаза;  отсутствуют первые слова, фразы, обращенная речь;  регресс речевого развития (когда малыш уже говорил, но вдруг замолчал);  хлопанье себя по щекам, укусы самого себя;  повторяет одни и те же слова, движения;  сторонится других детей, не играет с ними;  предпочитает уединение;  не любит перемены и агрессивно на них реагирует.

Частыми жалобами со стороны родителей являются:

  • малыш не реагирует на обращение, создает впечатление глухого ребенка;
  • ребенок не смотрит в глаза;
  • отсутствуют первые слова, фразы, обращенная речь;
  • регресс речевого развития (когда малыш уже говорил, но вдруг замолчал);
  • хлопанье себя по щекам, укусы самого себя;
  • повторяет одни и те же слова, движения;
  • сторонится других детей, не играет с ними;
  • предпочитает уединение;
  • не любит перемены и агрессивно на них реагирует.
Дифференциальная диагностика РАС  Отличие от шизофрении. Аутизм проявляется в младенчестве или в раннем детстве, в то время, как шизофрения обычно обнаруживается в более позднем возрасте. В тех редких случаях, когда шизофрения начинается в раннем детстве, ребенок испытывает иллюзии и галлюцинации, м использует речь для описания своих иррациональных мыслей. Напротив, аутичный ребенок не использует речь, чтобы поделиться с другими своими мыслями, он, как правило, не испытывает иллюзий и галлюцинаций. В большинстве случаев, при шизофрении бывают периоды ремиссии и нормального функционирования, в то время, как аутичные люди, обычно, не проявляют подобных колебаний в функционировании

Дифференциальная диагностика РАС

Отличие от шизофрении.

Аутизм проявляется в младенчестве или в раннем детстве, в то время,

как шизофрения обычно обнаруживается в более позднем возрасте. В

тех редких случаях, когда шизофрения начинается в раннем детстве,

ребенок испытывает иллюзии и галлюцинации, м использует речь для

описания своих иррациональных мыслей. Напротив, аутичный ребенок

не использует речь, чтобы поделиться с другими своими мыслями, он,

как правило, не испытывает иллюзий и галлюцинаций.

В большинстве случаев, при шизофрении бывают периоды ремиссии и

нормального функционирования, в то время, как аутичные люди,

обычно, не проявляют подобных колебаний в функционировании

 Умственная отсталость и аутизм Дети, первичным нарушением которых является умственная отсталость, проявляют более общую задержку развития, чем дети с аутизмом. Дети с аутизмом имеют неровное развитие: они проявляют задержку развития в одних областях и норму в других; в то время, как умственно отсталые неаутичные дети имеют задержку развития во всех областях. Необходимо также оценить развитие социальных, коммуникативных навыков и навыков символичной игры.

Умственная отсталость и аутизм

Дети, первичным нарушением которых является

умственная отсталость, проявляют более общую задержку

развития, чем дети с аутизмом. Дети с аутизмом имеют

неровное развитие: они проявляют задержку развития в

одних областях и норму в других; в то время, как умственно

отсталые неаутичные дети имеют задержку развития во

всех областях.

Необходимо также оценить развитие социальных,

коммуникативных навыков и навыков символичной игры.

Синдром Туретта и Аутизм Клинические симптомы включают в себя голосовые тики, подергивания, все поглощенность чем-либо, навязчивые движения, дефицит внимания, беспокойство, депрессию и копролалию (неконтролируемые ругательства). Синдром Ландау-Клеффнера и Аутизм Невербальный интеллект у таких детей остается в норме, или даже превышает норму, многие дети (около 70%) проявляют такие симптомы, как уход в себя, агрессия, гиперактивность, отсутствие фиксированного взгляда на глазах собеседника, невосприимчивость к боли, сопротивление каким-либо изменениям, монотонность голоса, эхолалия, потеря речи, проблемы грубой и мелкой моторики, необычность походки, облизывание или обнюхивание продуктов перед тем, как их съесть, ритуальность, необычные реакции на звуковые стимулы, нарушения режима сна.

Синдром Туретта и Аутизм

Клинические симптомы включают в себя голосовые тики, подергивания, все поглощенность чем-либо, навязчивые движения, дефицит внимания, беспокойство, депрессию и копролалию (неконтролируемые ругательства).

Синдром Ландау-Клеффнера и Аутизм

Невербальный интеллект у таких детей остается в норме, или даже превышает норму, многие дети (около 70%) проявляют такие симптомы, как уход в себя, агрессия, гиперактивность, отсутствие фиксированного взгляда на глазах собеседника, невосприимчивость к боли, сопротивление каким-либо изменениям, монотонность голоса, эхолалия, потеря речи, проблемы грубой и мелкой моторики, необычность походки, облизывание или обнюхивание продуктов перед тем, как их съесть, ритуальность, необычные реакции на звуковые стимулы, нарушения режима сна.

Диагностические критерии для определения синдрома Ландау-Клеффнера, предложенные Б. Римландом (1995):  нормальное развитие, своевременное овладение речью и нормальное развитие речи в первые 3-7 лет (У детей с аутизмом аутистические симптомы проявляются до 3-х летнего возраста). потеря рецептивной речи при сохранении экспрессивной.

Диагностические критерии для определения синдрома

Ландау-Клеффнера, предложенные Б. Римландом (1995):

  • нормальное развитие, своевременное овладение речью и нормальное развитие речи в первые 3-7 лет (У детей с аутизмом аутистические симптомы проявляются до 3-х летнего возраста).
  • потеря рецептивной речи при сохранении экспрессивной.
  • "телеграфическая" речь, мало глаголов.
  • подозрение на глухоту.
  • ребенок расстроен, озадачен происходящими в нем изменениями.
  • нарушения режима сна.
  • специфические энцефалографические показатели во время сна.
Синдром Ретта и Аутизм  Первоначальное нормальное развитие в младенчестве (пренатальный период, рождение, а также первые 6 месяцев или более). Замедление роста головы в возрасте между 3 месяцами и 4 годами. Потеря значимого использования рук в период между 9 месяцами и 2,5 годами. Регресс психомоторного развития в тот же период, включая потерю речи и лепета, отрешенность и проявление умственной отсталости. Между 1 и 3 годами развиваются специфические постоянные движения рук: кручение, хлопание и другие аномальные движения. Аномалии походки и движений тела проявляются в возрасте от 2 до 4 лет.

Синдром Ретта и Аутизм

  • Первоначальное нормальное развитие в младенчестве (пренатальный период, рождение, а также первые 6 месяцев или более).
  • Замедление роста головы в возрасте между 3 месяцами и 4 годами.
  • Потеря значимого использования рук в период между 9 месяцами и 2,5 годами.
  • Регресс психомоторного развития в тот же период, включая потерю речи и лепета, отрешенность и проявление умственной отсталости.
  • Между 1 и 3 годами развиваются специфические постоянные движения рук: кручение, хлопание и другие аномальные движения.
  • Аномалии походки и движений тела проявляются в возрасте от 2 до 4 лет.
Синдром Аспергера и Аутизм Люди с синдромом Аспергера, как и люди с аутизмом, не обращают внимания на окружающих, но они могут проявлять большой интерес к встрече с людьми и установлению дружеских отношений. Однако, их неловкие попытки начать общение и невосприимчивость к чувствам и намерениям других людей приводит к невозможности завязать какие-либо продолжительные дружеские отношения. Эти неудачи вызывают расстройство и депрессию, а иногда и агрессию. Дефицит в социальном взаимодействии у людей с синдромом Аспергера менее выражен, по сравнению с классическим аутизмом. Люди с синдромом Аспергера могут развивать чувство привязанности, обычно по отношению к членам своей семьи или близкому кругу друзей семьи.

Синдром Аспергера и Аутизм

Люди с синдромом Аспергера, как и люди с аутизмом, не обращают внимания на окружающих, но они могут проявлять большой интерес к встрече с людьми и установлению дружеских отношений. Однако, их неловкие попытки начать общение и невосприимчивость к чувствам и намерениям других людей приводит к невозможности завязать какие-либо продолжительные дружеские отношения. Эти неудачи вызывают расстройство и депрессию, а иногда и агрессию. Дефицит в социальном взаимодействии у людей с синдромом Аспергера менее выражен, по сравнению с классическим аутизмом. Люди с синдромом Аспергера могут развивать чувство привязанности, обычно по отношению к членам своей семьи или близкому кругу друзей семьи.

Необычные и атипичные аномалии речи, часто присутствующие при аутизме, такие как эхолалия, перестановки местоимений, обычно отсутствуют при синдроме Аспергера. В то время, как люди с аутизмом могут проявлять задержку или полное отсутствие речи, люди с синдромом Аспергера не могут обладать,

Необычные и атипичные аномалии речи, часто присутствующие при аутизме, такие как эхолалия, перестановки местоимений, обычно отсутствуют при синдроме Аспергера.

В то время, как люди с аутизмом могут проявлять задержку или полное отсутствие речи, люди с синдромом Аспергера не могут обладать, "клинически значимым общим отставанием в речевом развитии".

Люди с синдромом Аспергера могут, однако, испытывать трудности в рецептивной речи - особенно, в отношении иронии, юмора или других абстракций.

Люди с синдромом Аспергера, как правило, проявляют средний, или выше среднего, уровень интеллекта.

Рано начинают говорить.

 Методики диагностики интеллекта у детей Д. Векслера – методика существует в двух вариантах (детский и взрослый). Определяет уровень как вербального так невербального интеллекта.  Матрицы Равена: - Цветные прогрессивные матрицы - Стандартные прогрессивные матрицы

Методики диагностики интеллекта у детей

  • Д. Векслера – методика существует в двух вариантах (детский и взрослый). Определяет уровень как вербального так невербального интеллекта.
  • Матрицы Равена:

- Цветные прогрессивные матрицы

- Стандартные прогрессивные матрицы

Диагностика внимания – Таблица Шульте, Корректурная проба. Диагностика памяти – 10 слов А.Р. Лурия, изучает уровень кратковременной и долговременной памяти;  запомни и расставь точки, пересказ рассказа. Диагностика мышления – Проба Эббингауза – методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций;     Методика исключения понятий - изучает индивидуальные различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения;   Методика «соотношение пословиц и фраз» - изучает индивидуальные различия в уровне развития абстрактного мышления.
  • Диагностика внимания – Таблица Шульте, Корректурная проба.
  • Диагностика памяти – 10 слов А.Р. Лурия, изучает уровень кратковременной и долговременной памяти;

запомни и расставь точки, пересказ рассказа.

  • Диагностика мышления – Проба Эббингауза – методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций; Методика исключения понятий - изучает индивидуальные различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения;

Методика «соотношение пословиц и фраз» - изучает индивидуальные различия в уровне развития абстрактного мышления.

 1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.  Методика «Выбери нужное лицо».    Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика «Выбери нужное лицо».

Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Цветовой тест Люшера  Используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.    Методика «Лесенка» В.Г. Щур.  Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Цветовой тест Люшера

Используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Методика «Лесенка» В.Г. Щур.

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Методика «Кактус» Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Рисунок семьи Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа.

Методика «Кактус»

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Рисунок семьи

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа.

Социально-коммуникативный опросник (SCQ - Social Communication Questionnaire) - скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с РАС (для родителей). Интервью с родителями для диагностики аутизма. Тест на Аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем. Рейтинговая шкала аутистического поведения. Наблюдение за поведением ребенка в 15 сферах. Диагностическая шкала наблюдения ребенка «План диагностического обследования при аутизме».
  • Социально-коммуникативный опросник (SCQ - Social Communication Questionnaire) - скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с РАС (для родителей).
  • Интервью с родителями для диагностики аутизма.
  • Тест на Аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем.
  • Рейтинговая шкала аутистического поведения.
  • Наблюдение за поведением ребенка в 15 сферах.
  • Диагностическая шкала наблюдения ребенка «План диагностического обследования при аутизме».
Шкала адаптивного поведения Вайнленда. Опросник О.Б. Богдашиной «SENSORY PROFILE CHECLIST выявляет проблемы семи сенсорных систем: зрения, слуха, тактильной чувствительности, обоняния, вкуса, проприорецепции, а также вестибулярной системы Никольская О.Н. Анкета «Создание предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО для детей с РАС  Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего аутизма.
  • Шкала адаптивного поведения Вайнленда.
  • Опросник О.Б. Богдашиной «SENSORY PROFILE CHECLIST выявляет проблемы семи сенсорных систем: зрения, слуха, тактильной чувствительности, обоняния, вкуса, проприорецепции, а также вестибулярной системы
  • Никольская О.Н. Анкета «Создание предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО для детей с РАС
  • Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего аутизма.
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ