СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему " Диагностика просодических компонентов языка"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследование умения ребенка изменять темп речи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему " Диагностика просодических компонентов языка"»

Диагностика  просодической стороны речи © Прудникова О.Ю.

Диагностика просодической стороны речи

© Прудникова О.Ю.

Диагностический материал взят из книги Лазаренко О.И. «Диагностика и коррекция выразительности речи детей»

Диагностический материал взят из книги Лазаренко О.И. «Диагностика и коррекция выразительности речи детей»

Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построе­нием предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя.      Н.С. Рождественский

Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построе­нием предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя. Н.С. Рождественский

Выразительность речи зависит от: Правильного дыхания; Звучности голоса; Интонации и ритма; Четкой дикции; Нормального темпа; Силы и высоты голоса

Выразительность речи зависит от:

  • Правильного дыхания;
  • Звучности голоса;
  • Интонации и ритма;
  • Четкой дикции;
  • Нормального темпа;
  • Силы и высоты голоса
Диагностика темпа речи  и умения его изменять.

Диагностика темпа речи и умения его изменять.

Задание № 1. Произнести автоматизированные ряды слов с изменением речи по инструкции.

Задание № 1.

Произнести автоматизированные ряды слов с изменением речи по инструкции.

 Инструкция для  ребенка:  Посчитай от 1 до 10, произнося слова  сначала в медленном,  затем в среднем  темпе (нормально),  закончи в быстром  темпе (быстро). И  наоборот. Цель:   Обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов .

Инструкция для ребенка:

Посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе (быстро). И наоборот.

Цель:

Обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов .

Задание № 2. Прослушать 2 стихотворения и определить, в каком темпе их нужно читать (быстро или медленно).

Задание № 2.

Прослушать 2 стихотворения и определить, в каком темпе их нужно читать (быстро или медленно).

 Инструкция для  ребенка:  Прослушай 2 стихотворения и скажи, какое из них надо читать быстро, а какое - медленно. Цель:   Обследовать умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте. .

Инструкция для ребенка:

Прослушай 2 стихотворения и скажи, какое из них надо читать быстро, а какое - медленно.

Цель:

Обследовать умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

.

Очень медленны движенья, И «походка» - как скольженье, В дом свой прячется от страха. Хвост поджавши, черепаха.   В. Талызин

Очень медленны движенья,

И «походка» - как скольженье,

В дом свой прячется от страха. Хвост поджавши, черепаха.

В. Талызин

С горки мчится паровоз Без трубы и без колес. С паровозом — три вагона: Михаил и два Антона. О. и К. Соловьевы С горки мчится паровоз Без трубы и без колес. С паровозом — три вагона: Михаил и два Антона.   О. и К. Соловьевы

С горки мчится паровоз Без трубы и без колес. С паровозом — три вагона: Михаил и два Антона.

О. и К. Соловьевы

С горки мчится паровоз

Без трубы и без колес.

С паровозом — три вагона:

Михаил и два Антона.

О. и К. Соловьевы

Задание № 3 .  (только для школьников) Прочитать стихотворение с разным темпом речи.

Задание № 3 . (только для школьников)

Прочитать стихотворение с разным темпом речи.

 Инструкция для  ребенка:   Прочитай стихотворение про себя. Подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном, среднем, быстром темпе. Затем прочти стихотворение вслух.  Цель:    Обследовать умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте

Инструкция для ребенка:

Прочитай стихотворение про себя. Подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном, среднем, быстром темпе. Затем прочти стихотворение вслух.

Цель:

Обследовать умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте

С горки мчится паровоз Без трубы и без колес. С паровозом — три вагона: Михаил и два Антона. О. и К. Соловьевы Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели,  А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом!  Все быстрей, быстрей бегом. Карусель, кругом, кругом!  Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

С горки мчится паровоз Без трубы и без колес. С паровозом — три вагона: Михаил и два Антона.

О. и К. Соловьевы

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей бегом. Карусель, кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

Диагностика ритма речи  и умения его изменять.

Диагностика ритма речи и умения его изменять.

Задание № 1. Узнать ритмический рисунок фразы при про­стукивании.

Задание № 1.

Узнать ритмический рисунок фразы при

про­стукивании.

 Инструкция для  ребенка:   Послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов «та-та-та» или простучу. Узнай, какая фра­за произнесена первой, какая - второй . Цель:    Выявить возможности детей узнавать ритмо-интонационный рисунок предложенной педагогом фразы.

Инструкция для ребенка:

Послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов «та-та-та» или простучу. Узнай, какая фра­за произнесена первой, какая - второй .

Цель:

Выявить возможности детей узнавать ритмо-интонационный рисунок предложенной педагогом фразы.

    От топота копыт пыль по полю летит.  Много снега — много хлеба.

От топота копыт пыль

по полю летит.

Много снега — много хлеба.

Задание № 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотвор­ных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

Задание № 2.

Узнать ритмический рисунок двух стихотвор­ных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

 Инструкция для  ребенка:   Послушай внимательно тексты. А теперь я про­изнесу один из них без слов с помощью слогов та-та-та или простукивания. Узнай, какой это текст - первый или второй. Цель:    Выявить возможности детей узнавать ритмо-интонационный рисунок предложенных педагогом текстов.

Инструкция для ребенка:

Послушай внимательно тексты. А теперь я про­изнесу один из них без слов с помощью слогов та-та-та или простукивания. Узнай, какой это текст - первый или второй.

Цель:

Выявить возможности детей узнавать ритмо-интонационный рисунок предложенных педагогом текстов.

          Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.   Ф. Тютчев   Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А между кочками жемчужины На тонких ниточках висят.    С. Маршак

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф. Тютчев

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А между кочками жемчужины

На тонких ниточках висят.

С. Маршак

Задание № 3. Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.

Задание № 3.

Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.

 Инструкция для  ребенка:   Послушай стихотворение, подбери из несколь­ких слов нужное — то, которое подходит по ритму и смыслу.  Цель:    Выявить возможности детей чувствовать ритмичес­кий рисунок стихотворения и вставлять слова, которые под­ходят по ритму и смыслу.

Инструкция для ребенка:

Послушай стихотворение, подбери из несколь­ких слов нужное — то, которое подходит по ритму и смыслу.

Цель:

Выявить возможности детей чувствовать ритмичес­кий рисунок стихотворения и вставлять слова, которые под­ходят по ритму и смыслу.

   На шесте, ветвях, на крыше Гнезда вьет он, где повыше, Ест лягушек, что попались, С клювом длинным белый ...    В. Талызин  (попугай, аист, лебедь)

На шесте, ветвях, на крыше

Гнезда вьет он, где повыше,

Ест лягушек, что попались,

С клювом длинным белый ...

В. Талызин

(попугай, аист, лебедь)

   В самых разных морях они водятся И опасны, коль рядом находятся. Может съесть даже ножку от стула, Если пахнет съедобным, — ...    В. Талызин  (рыба, кит, акула)

В самых разных морях они водятся

И опасны, коль рядом находятся. Может съесть даже ножку от стула,

Если пахнет съедобным, — ...

В. Талызин

(рыба, кит, акула)

Трудности, встречающиеся у детей:   Не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм; Затрудняются самостоятельно прохлопать ритм стихо­творения; Затрудняются в определении ритмического рисунка сти­хотворения и не могут вставить слово.

Трудности, встречающиеся у детей:

  • Не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм;
  • Затрудняются самостоятельно прохлопать ритм стихо­творения;
  • Затрудняются в определении ритмического рисунка сти­хотворения и не могут вставить слово.
Диагностика умения изменять высоту голоса.

Диагностика умения изменять высоту голоса.

Задание № 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

Задание № 1.

Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

 Инструкция для  ребенка:   Посчитать от 1 до 5 разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было про­изнесено высоко, второе ниже и т.д. Выполни задание наоборот.  Цель:    Определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция для ребенка:

Посчитать от 1 до 5 разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было

про­изнесено высоко, второе ниже и т.д. Выполни задание наоборот.

Цель:

Определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Задание № 2. Рассказать сказку, используя разную высоту.

Задание № 2.

Рассказать сказку,

используя разную высоту.

 Инструкция для  ребенка:  Расскажи отрывок из сказки от лица каждого героя, изобразив голосом, как говорит каждый герой.  Цель:   Определить возможности ребенка использовать раз­ную высоту голоса при чтении стихов, сказок «Теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя» .

Инструкция для ребенка:

Расскажи отрывок из сказки от лица каждого героя, изобразив голосом, как говорит каждый герой.

Цель:

Определить возможности ребенка использовать раз­ную высоту голоса при чтении стихов, сказок «Теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя» .

Сказка «Теремок». Педагог: - Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка и говорит:  Ребенок (высоким голосом): Что за терем-теремок? Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Сказка «Теремок».

Педагог:

- Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка и говорит:

Ребенок (высоким голосом):

  • Что за терем-теремок?
  • Кто-кто в теремочке живет?
  • Кто-кто в невысоком живет?

Сказка «Теремок». Педагог: - Бежит мимо лисичка-сестричка и спрашивает: Ребенок (средним голосом): Что за терем-теремок? Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Сказка «Теремок».

Педагог:

- Бежит мимо лисичка-сестричка и спрашивает:

Ребенок (средним голосом):

  • Что за терем-теремок?
  • Кто-кто в теремочке живет?
  • Кто-кто в невысоком живет?
Сказка «Теремок». Педагог: Идет мимо медведь и говорит: Ребенок (низким голосом): Что за теремок-теремок? Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Сказка «Теремок».

Педагог:

  • Идет мимо медведь и говорит:

Ребенок (низким голосом):

  • Что за теремок-теремок?
  • Кто-кто в теремочке живет?
  • Кто-кто в невысоком живет?

Диагностика умения изменять силу голоса.

Диагностика умения изменять силу голоса.

Задание № 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).

Задание № 1.

Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).

 Инструкция для  ребенка:  Посчитай от 1 до 5 (10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произ­несено тихо, второе громче , третье – еще громче и т.д. И наоборот. Цель:  Определить возможность ребенка самостоятельно из­менять силу голоса и произвольно переключать его.

Инструкция для ребенка:

Посчитай от 1 до 5 (10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произ­несено тихо, второе громче , третье – еще громче и т.д. И наоборот.

Цель:

Определить возможность ребенка самостоятельно из­менять силу голоса и произвольно переключать его.

Диагностика сформированности умения выделять ударный слог в слове.

Диагностика сформированности умения выделять ударный слог в слове.

Задание № 1. Отхлопать слова: ударный слог — громкий хло­пок, безударный слог — негромкий.

Задание № 1.

Отхлопать слова:

ударный слог — громкий хло­пок, безударный слог — негромкий.

 Инструкция для  ребенка:  Прохлопай за мной названия окружаю­щих предметов, имена детей, выделяя ударный слог сильным хлопком. Цель:  Выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.

Инструкция для ребенка:

Прохлопай за мной названия окружаю­щих предметов, имена детей, выделяя ударный слог сильным хлопком.

Цель:

Выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.

Задание № 2. Подобрать слова, картинки, предметы под за­данные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.

Задание № 2.

Подобрать слова, картинки, предметы под за­данные схемы:

х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.

 Инструкция для  ребенка:  К каждой схеме подбери нужную картинку, зная, что : Х – ударный слог; х – безударный слог. Цель:  Выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и выделять ударный слог.

Инструкция для ребенка:

К каждой схеме подбери нужную картинку, зная, что :

Х – ударный слог;

х – безударный слог.

Цель:

Выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и выделять ударный слог.

Х-х Х-х-х х- Х х-х-Х

Х-х

Х-х-х

х- Х

х-х-Х

Диагностика сформированности умения пользоваться логическим ударением.

Диагностика сформированности умения пользоваться логическим ударением.

Задание № 1. Прослушать предложение и выделить голосом главное слово.

Задание № 1.

Прослушать предложение и выделить голосом главное слово.

 Инструкция для  ребенка:  Прослушай предложение, которое я прочитаю ровным голосом, без выделения какого-либо слова. Самостоятельно сделай ударение на любом слове, нужном по смыслу, и объяс­ни этот выбор. Цель:  Выявить умение ребенка делать логическое ударение в предложении.

Инструкция для ребенка:

Прослушай предложение, которое я прочитаю ровным голосом, без выделения какого-либо слова. Самостоятельно сделай ударение на любом слове, нужном по смыслу, и объяс­ни этот выбор.

Цель:

Выявить умение ребенка делать логическое ударение в предложении.

 Мы с мамой пошли в лес.

Мы с мамой пошли в лес.

Задание № 2. Выделить в предложениях поочередно каждое сло­во и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.

Задание № 2.

Выделить в предложениях поочередно каждое сло­во и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.

 Инструкция для  ребенка:  Произнеси несколько раз одно и то же предложение, делая ударение на разных словах. Обрати внимание на то, как при этом меняется смысл высказывания. Цель:  Выявить умение ребенка делать ударение на заданном слове в предложении.

Инструкция для ребенка:

Произнеси несколько раз одно и то же предложение, делая ударение на разных словах. Обрати внимание на то, как при этом меняется смысл высказывания.

Цель:

Выявить умение ребенка делать ударение на заданном слове в предложении.

ДЕВОЧКА играет в саду с куклой. Девочка ИГРАЕТ в саду с куклой. Девочка играет в САДУ с куклой. Девочка играет в саду с КУКЛОЙ.

ДЕВОЧКА играет в саду с куклой.

Девочка ИГРАЕТ в саду с куклой.

Девочка играет в САДУ с куклой.

Девочка играет в саду с КУКЛОЙ.

Диагностика сформированности интонационной выразительности речи.

Диагностика сформированности интонационной выразительности речи.

Задание № 1. Выделить в предложениях поочередно каждое сло­во и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.

Задание № 1.

Выделить в предложениях поочередно каждое сло­во и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.

 Инструкция для  ребенка:  Произнеси предложение с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией. Цель:  Выявить умение ребенка голосом вос­производить повествовательную, восклицательную, вопроси­тельную интонации.

Инструкция для ребенка:

Произнеси предложение с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией.

Цель:

Выявить умение ребенка голосом вос­производить повествовательную, восклицательную, вопроси­тельную интонации.

Мы любим школу. Мы любим школу! Мы любим школу?

Мы любим школу.

Мы любим школу!

Мы любим школу?

Задание № 2. Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердеч­но, ласково).

Задание № 2.

Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердеч­но, ласково).

 Инструкция для  ребенка:  Произнеси фразу так, чтобы все поняли, какие эмоции ты испытываешь от этого действия. Цель:  Выявить возможности ребенка произносить фразу с различной эмоциональной окраской.

Инструкция для ребенка:

Произнеси фразу так, чтобы все поняли, какие эмоции ты испытываешь от этого действия.

Цель:

Выявить возможности ребенка произносить фразу с различной эмоциональной окраской.

Мы поедем на экскурсию. Произнеси эту фразу так, чтобы все поняли, как ты рад поехать на экскурсию; у тебя были другие планы, и ты огорчен, что приходится ехать на экскурсию; ты боишься ехать с другим классом; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии.

Мы поедем на экскурсию.

Произнеси эту фразу так, чтобы все поняли,

  • как ты рад поехать на экскурсию;
  • у тебя были другие планы, и ты огорчен, что приходится ехать на экскурсию;
  • ты боишься ехать с другим классом;
  • тебе надоели экскурсии;
  • ты очень любишь экскурсии.

Сводная итоговая таблица.

Сводная итоговая таблица.