СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему Эксплуатация электроприводов по специальности 13.02.11 МДК.01.02 организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему Эксплуатация электроприводов по специальности 13.02.11 МДК.01.02 организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования»

ТЕМА 2.5 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА И ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ

ТЕМА 2.5 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА И ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ

Приемка в эксплуатацию 2.5.3На электродвигателях нанесены стрелки, указывающие направления вращения и надписи указывающие назначение. Электродвигатели и аппараты управления должны быть заземлены или занулены. В подшипниках проверяем наличие смазки или уровень масла. Проверяем состояние щеток и коллектора (колец) Проверяем наличие ограждений вращающихся и токоведущих частей. Проверяем легкость вращения вала двигателя Измеряем сопротивление изоляции мегомметром  R” 60 ≥ 1МОм у двигателя до 1кВ

Приемка в эксплуатацию

  • 2.5.3На электродвигателях нанесены стрелки, указывающие направления вращения и надписи указывающие назначение.
  • Электродвигатели и аппараты управления должны быть заземлены или занулены.
  • В подшипниках проверяем наличие смазки или уровень масла.
  • Проверяем состояние щеток и коллектора (колец)
  • Проверяем наличие ограждений вращающихся и токоведущих частей.
  • Проверяем легкость вращения вала двигателя
  • Измеряем сопротивление изоляции мегомметром

R” 60 ≥ 1МОм у двигателя до 1кВ

Эксплуатация электродвигателей 2.5.9. Напряжение на шинах распределительных устройств должно поддерживаться в пределах (100 - 105)% от номинального значения. Для обеспечения долговечности электродвигателей использовать их при напряжении выше 110 и ниже 90% от номинального не рекомендуется.  2.5.10. На групповых сборках и щитках электродвигателей должны быть предусмотрены вольтметры или сигнальные лампы контроля наличия напряжения.  2.5.11. Электродвигатели механизмов, технологический процесс которых регулируется по току статора, а также механизмов, подверженных технологической перегрузке, должны быть оснащены амперметрами, устанавливаемыми на пусковом щите или панели. На шкале амперметра должна быть красная черта, соответствующая длительно допустимому или номинальному значению тока статора (ротора).  На электродвигателях постоянного тока, используемых для привода ответственных механизмов, независимо от их мощности должен контролироваться ток якоря.

Эксплуатация электродвигателей

  • 2.5.9. Напряжение на шинах распределительных устройств должно поддерживаться в пределах (100 - 105)% от номинального значения. Для обеспечения долговечности электродвигателей использовать их при напряжении выше 110 и ниже 90% от номинального не рекомендуется. 2.5.10. На групповых сборках и щитках электродвигателей должны быть предусмотрены вольтметры или сигнальные лампы контроля наличия напряжения. 2.5.11. Электродвигатели механизмов, технологический процесс которых регулируется по току статора, а также механизмов, подверженных технологической перегрузке, должны быть оснащены амперметрами, устанавливаемыми на пусковом щите или панели. На шкале амперметра должна быть красная черта, соответствующая длительно допустимому или номинальному значению тока статора (ротора). На электродвигателях постоянного тока, используемых для привода ответственных механизмов, независимо от их мощности должен контролироваться ток якоря.
2.5.12. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего количества пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя.  Повторные включения электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешаются после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции
  • 2.5.12. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего количества пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя. Повторные включения электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешаются после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции
Эксплуатация щеточно-коллекторного узла  люфт 0,1-0,2мм

Эксплуатация щеточно-коллекторного узла

люфт

0,1-0,2мм

Степени искрения щеток

Степени искрения щеток

Подшипник качения

Подшипник качения

Снятие и насадка  подшипников качения

Снятие и насадка подшипников качения

Температура нагрева подшипника до 90º-110º

Температура нагрева подшипника до 90º-110º

Величина зазоров в подшипниках КАЧЕния Диаметр вала мм Минимальный зазор мм Шариковый подшипник 20-30 35-50 0,005 Роликовый подшипник Максимальный зазор мм 0,010 55-80 0,01 85-120 0,015 0,1 0,02 0.15 0,020 0,03 0,2 0,04 0,3

Величина зазоров в подшипниках КАЧЕния

Диаметр вала

мм

Минимальный зазор

мм

Шариковый подшипник

20-30

35-50

0,005

Роликовый подшипник

Максимальный зазор

мм

0,010

55-80

0,01

85-120

0,015

0,1

0,02

0.15

0,020

0,03

0,2

0,04

0,3

Смазка для подшипников качения электрических машин Марка Температура каплепадения Условия работы  подшипников °С, не менее  Универсальная среднеплавкая  УС (жировой солидол)  75  Повышенная влажность,  температура до 65 °С Смазка 1-13 жировая  тугоплавкая  120  То же, до 90 °С Универсальная тугоплавкая УТ-1 (жировой консталин)  130  Сухие помещения,  температура до 115°С  Универсальная тугоплавкая УТ-2 (жировой консталин)  150 То же, до 135 °С  ЦИАТИМ  170 Везде, до 150 °С

Смазка для подшипников качения электрических машин

Марка Температура каплепадения Условия работы

подшипников °С, не менее

Универсальная среднеплавкая

УС (жировой солидол) 75 Повышенная влажность,

температура до 65 °С Смазка 1-13 жировая

тугоплавкая 120 То же, до 90 °С

Универсальная тугоплавкая

УТ-1 (жировой консталин) 130 Сухие помещения,

температура до 115°С

Универсальная тугоплавкая

УТ-2 (жировой консталин) 150 То же, до 135 °С

ЦИАТИМ 170 Везде, до 150 °С

Смазка подшипника качения

Смазка подшипника качения

Подшипник скольжения

Подшипник скольжения

Величина зазоров в подшипниках скольжения

Величина зазоров в подшипниках скольжения

  • Баббит  — антифрикционный  сплав  на основе  олова  или  свинца , предназначенный для использования ввиде слоя, залитого или  напыленного  по корпусу вкладыша  подшипника .
  • Наиболее распространённые варианты сплава:
  • 90 % олова, 10 % меди;
  • 89 % олова, 7 % сурьмы, 4 % меди;
  • 80 % свинца, 15 % сурьмы, 5 % олова;
  • В качестве присадок могут быть использованы:  сурьмамедьникельмышьяккадмийтеллуркальций , натриймагний .
  • Температура   плавления  — 300—440 °C.
  • Первый подшипниковый сплав [1]  разработан американцем  Исааком   Бэббитом в  1839   году .
  • Баббит, основу которого составляет олово (Б88, Б83, Б83С, SAE11, SAE12, ASTM2), используют, когда отантифрикционного материала требуются повышенная  вязкость  и минимальный  коэффициент   трения .Оловянный баббит по сравнению со свинцовым обладает более высокой  коррозионной   стойкостью , износостойкостью  и  теплопроводностью .
  • Баббиты на основе свинца (Б16, БН, БСб, БКА, БК2, БК2Ш, SAE13, SAE14, ASTM7, SAE15, ASTM15)обладают более высокой рабочей температурой, чем на основе олова. Применяется для подшипников дизельных  двигателейпрокатных станов .
  • Свинцовокальциевый баббит используют в подшипниках подвижного состава  железнодорожного транспорта .
  • Все баббиты имеют существенный недостаток — низкое  сопротивление усталости , что ухудшаетработоспособность подшипника. Из-за небольшой прочности баббиты могут успешно эксплуатироваться только в подшипниках, имеющих прочный стальной (чугунный) или бронзовый корпус. Обычно тонкостенные подшипниковые вкладыши автомобильных двигателей изготовляют штамповкой из биметаллической ленты,полученной на линии непрерывной заливки. Продолжительность работы подшипников зависит от толщины баббитового слоя, залитого на стальной вкладыш. Уменьшение толщины слоя увеличивает срок службы подшипника.
2.5.14. [7]Вертикальная и поперечная составляющая вибрации, измеренные на подшипниках, сочлененных с механизмами, не должны превышать следующих значений. Синхронная частота вращения, об/мин 3000 1500 1000 750 и менее Удвоенная амплитуда колебаний подшипников, мкм 30 60 80 95
  • 2.5.14. [7]Вертикальная и поперечная составляющая вибрации, измеренные на подшипниках, сочлененных с механизмами, не должны превышать следующих значений.
  • Синхронная частота вращения, об/мин 3000 1500 1000 750 и менее
  • Удвоенная амплитуда колебаний подшипников, мкм 30 60 80 95
Эксплуатация аппаратов управления Пускатели Контакторы Контроллеры Реостаты При работе проверяем  внешний вид, нагрев, вибрацию, шум. При ремонте чистим контакты, подтягиваем все болты, измеряем сопротивление изоляции катушки R 60 =0,5 МОм

Эксплуатация аппаратов управления

  • Пускатели
  • Контакторы
  • Контроллеры
  • Реостаты
  • При работе проверяем
  • внешний вид,
  • нагрев,
  • вибрацию, шум.
  • При ремонте чистим контакты, подтягиваем все болты, измеряем сопротивление изоляции катушки R 60 =0,5 МОм
Техника безопасности  При работе двигателей разрешается производить шлифовку колец и коллектора. При ремонте двигателей механизмов, которые могут вращаться потоком воздуха или воды их следует заклинить. При ремонте электроприводов их следует отключить.  2.5.16. Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети в следующих случаях:  · при несчастных случаях с людьми;  · появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения;  · поломке приводного механизма;  · резком увеличении вибрации подшипников агрегата;  · нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода-изготовителя.  В эксплуатационных инструкциях могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели должны быть немедленно отключены, а также определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.

Техника безопасности

  • При работе двигателей разрешается производить шлифовку колец и коллектора.
  • При ремонте двигателей механизмов, которые могут вращаться потоком воздуха или воды их следует заклинить.
  • При ремонте электроприводов их следует отключить. 2.5.16. Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети в следующих случаях: · при несчастных случаях с людьми; · появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения; · поломке приводного механизма; · резком увеличении вибрации подшипников агрегата; · нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода-изготовителя. В эксплуатационных инструкциях могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели должны быть немедленно отключены, а также определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.

Контрольные вопросы

1.Какие работы выполняются при техническом обслуживании и при текущем ремонте?

2.Какие факторы влияют на выбор смазки (масла) для подшипников, на величину вибрации электродвигателей, на величину сопротивления изоляции?

3.Какой уровень масла (смазки) и температуры в подшипниках допустим, а так же при какой температуре нагревают подшипники качения перед насаживанием?

4.В каких случаях двигатель должен быть немедленно отключен от сети?

5.Как рассчитать по паспортным данным Р н и U н ток двигателя и определить режим работы?

6. При какой минимальной величине сопротивления изоляции электродвигатель можно включать в работу?

7.Какой величины должен быть люфт щетки в щеткодержателе и зазор между ним и коллектором; какова необходимая площадь соприкосновения сердечника и якоря в пускателе (контакторе)?

8. Что обозначает степень искрения щеток?

9.Какой допускается: предел износа подшипников скольжения (качения); уровень вибрации электродвигателя свыше 1кВ; уровень биения коллектора?

10. Какая квалификационная группа должна быть у персонала при обслуживании электроприводов до 1кВ и свыше?