Формирование межнациональных отношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
г. Ханты-Мансийск 2013 год
Ценности и принципы
этика и стратегия
идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам
необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов
Формирование межнационального согласия
в начальной школе
Этапы:
1. Освоение родной культуры, ее истории,
традиций, нравственных ценностей.
2. Формирование чувства гордости за принадлежность
к родному народу, а также уважения к культуре
других народов.
3. Формирование потребности в освоении родной
культуры и культуры народов-соседей, а также
культуры межнациональных отношений.
4. Перевод нравственных знаний в поведенческие
нормы.
Структура культуры
межнационального общения
Компоненты:
когнитивный
мотивационный
эмоционально - коммуникативный
поведенческо - деятельностный
Методы формирования межнациональных отношений
Интеллектуальная сфера
метод убеждения
самоубеждение
Мотивационная сфера
Эмоциональная сфера
стимулирование
метод внушения
самовнушение
Методы формирования межнациональных отношений
Предметно –
практическая среда
метод воспитывающих
ситуаций
Сфера саморегуляции
метод коррекции поведения
самокоррекция
Экзистенциональная сфера
Волевая сфера
метод дилемм
метод развития
инициативы,
настойчивости
рефлексия
Приёмы обучения
упражнения детей в элементарном анализе и сравнении предметов;
постановка вопросов проблемного характера;
наблюдение;
создание игровых ситуаций;
использование цикла бесед, игр - диалогов;
чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;
прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.
Формы работы:
специально организованные фронтальные занятия;
индивидуальные занятия;
совместная деятельность взрослого и детей;
самостоятельная деятельность детей;
целевые прогулки;
беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные);
подвижные игры разных стран;
трудовые поручения (акции «Сделаем чище нашу планету», «Покорми птиц»);
создание выставок, мини – музеев, альбомов, посвящённых национальной культуре и традициям, мировой культуре;
проведение досугов, развлечений, праздников, театрализованных представлений;
смотры, конкурсы, викторины;
совместные вечера с родителями.
Средства обучения и воспитания:
социальная действительность (семья, школа, библиотека, музей и т.д);
общение;
предметы рукотворного мира: игрушки разных народов, технические игрушки, национальные куклы;
художественная литература, произведения устного народного творчества стран мира.
изобразительное искусство стран мира;
музыка стран мира;
случайная информация, полученная ребёнком из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности.
Предметно – пространственная
толерантная среда
произведения детских писателей и поэтов разных народов;
произведения устного народного творчества людей разных национальностей;
репродукции картин великих художников России и других стран;
куклы в одежде людей разных национальностей;
народные игрушки;
картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на формирование у детей толерантности;
музыкальные произведения композиторов мира;
альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья».
Формирование культуры
межнационального общения
Задачи:
1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.
2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.
3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.
4. Воспитание гражданственности и патриотизма.
5. Воспитание толерантности.
Показатели культуры межнационального общения
Внешние
Внутренние
Потребностно – отношенческого характера
- интерес к культуре, истории другого народа;
- потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;
- развитие отношений с людьми
другой национальности.
Этнического характера
Деятельностно-поведенческого характера
Мировоззренческого характера
Интеллектуально-эмоционального характера
«Нельзя стремиться сделать всех людей подобными себе, но нужно учиться быть с ними в согласии»
Л.Н.Гумилев