СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушением речи через игру"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушением речи посредством использования игровых технологий.

И следующие задачи:

1. Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов.

2. Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове.

3. Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетанияхпредложениях.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушением речи через игру"»

Использование игровых технологий в работе над предложно-падежными конструкциями с детьми  с нарушениями речи Подготовила учитель-логопед Марченко Елена Александровна  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81»  г. Курска

Использование игровых технологий в работе над предложно-падежными конструкциями с детьми с нарушениями речи

Подготовила учитель-логопед

Марченко Елена Александровна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81»

г. Курска

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.  Вся его жизнь – это игра».   А.С. Макаренко

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её

удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть,

но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра». А.С. Макаренко

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ   В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе и его речевое развитие. « обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…» « обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…» «обеспечение коррекции нарушений развития, оказание квалифицированной помощи» «обеспечение коррекции нарушений развития, оказание квалифицированной помощи»  « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний»  « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний» Нарушения ориентации в окружающем пространстве Дошкольники  Непонимание значения предлогов Несформированность пространственных понятий

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе и его речевое развитие.

  • « обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…»
  • « обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…»
  • «обеспечение коррекции нарушений развития, оказание квалифицированной помощи»
  • «обеспечение коррекции нарушений развития, оказание квалифицированной помощи»
  • « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний»
  • « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний»

Нарушения ориентации

в окружающем пространстве

Дошкольники

Непонимание значения предлогов

Несформированность

пространственных

понятий

Характерные ошибки: пропуск или замена предлогов пропуск или замена предлогов замена одной предложно-падежной конструкции другой замена одной предложно-падежной конструкции другой неправильное употребление падежного окончания существительного неправильное употребление падежного окончания существительного неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания

Характерные ошибки:

  • пропуск или замена предлогов
  • пропуск или замена предлогов
  • замена одной предложно-падежной конструкции другой
  • замена одной предложно-падежной конструкции другой
  • неправильное употребление падежного окончания существительного
  • неправильное употребление падежного окончания существительного
  • неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
  • неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
Результаты обследования детей дошкольного возраста Недостаточно развит зрительно-пространственный гнозис у 53% детей;  Выявлено большое количество ошибок при различении предлогов «около», «перед», «над»;  Наблюдались ошибки при употреблении существительных в косвенных падежах у 57% детей; и предлогов так же у 59%; Пропуск предлогов выявлен у 29% детей.

Результаты обследования детей дошкольного возраста

  • Недостаточно развит зрительно-пространственный гнозис у 53% детей;
  • Выявлено большое количество ошибок при различении предлогов «около», «перед», «над»;
  • Наблюдались ошибки при употреблении существительных в косвенных падежах у 57% детей; и предлогов так же у 59%;
  • Пропуск предлогов выявлен у 29% детей.
Теоретическое обоснование Ткаченко Т.А. предлагает использовать графические символы – схемы предлогов пространственного значения Яцель О.С. разработала двухгодичную систему занятий по обучению детей употреблению предлогов с использованием зрительных образов предлогов Лагутина А.В. рекомендует использовать графические символы в коррекционной работе с детьми Хабарова Т.В. говорит о педагогической технологии как о сочетании методов и приёмов, направленных на достижение поставленных целей Маркова А.К. рекомендует использование игровых технологий для повышения мотивации к занятиям

Теоретическое обоснование

Ткаченко Т.А. предлагает использовать графические символы – схемы предлогов пространственного значения

Яцель О.С. разработала двухгодичную систему занятий по обучению детей употреблению предлогов с использованием зрительных образов предлогов

Лагутина А.В. рекомендует использовать графические символы в коррекционной работе с детьми

Хабарова Т.В. говорит о педагогической технологии как о сочетании методов и приёмов, направленных на достижение поставленных целей

Маркова А.К. рекомендует использование игровых технологий для повышения мотивации к занятиям

Игровые технологии для успешного формирования навыков употребления предложно-падежных конструкций используются с учётом принципов:  Учитывается уровень речевого развития ребенка, патогенез   Создание мотивационной основы   Следование принципу « от простого к сложному»   Соответствие принципу системности, комплексности   Соответствие онтогенетического принципа Учитывается принцип максимальной опоры на различные анализаторы. Учитывается принцип «зоны ближайшего развития» Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода Учитываются индивидуальные особенности детей Осуществляется принцип ведущей деятельности

Игровые технологии для успешного формирования навыков употребления

предложно-падежных конструкций используются с учётом принципов:

 Учитывается уровень речевого развития ребенка, патогенез  Создание мотивационной основы  Следование принципу « от простого к сложному»  Соответствие принципу системности, комплексности  Соответствие онтогенетического принципа

  • Учитывается принцип максимальной опоры на различные анализаторы.
  • Учитывается принцип «зоны ближайшего развития»
  • Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода
  • Учитываются индивидуальные особенности детей
  • Осуществляется принцип ведущей деятельности
Цель - формирование предложно-падежных  конструкций у дошкольников с нарушениями речи посредством использования игровых технологий Задачи : Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов. Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове. Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетаниях, предложениях. Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в самостоятельной речи.

Цель - формирование предложно-падежных  конструкций у дошкольников с нарушениями речи посредством использования игровых технологий

Задачи :

  • Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов.
  • Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове.
  • Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетаниях, предложениях.
  • Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в самостоятельной речи.
Направления работы по формированию навыков употребления предлогов у дошкольников коррекционное диагностическое  выявление  формирование навыков  понимания значения  ориентации в окружающем  пространстве;  предлогов;  развитие навыков понимания  изучение правильности  предлогов;  употребления предлогов в  специально созданных  формирование навыков  правильного употребления  условиях;  предлогов в речи;  изучение правильности  дифференциация предлогов  употребления предлогов  в речи.  в самостоятельной речи .

Направления работы по формированию навыков употребления предлогов у дошкольников

коррекционное

диагностическое

  • выявление
  • формирование навыков

понимания значения

ориентации в окружающем

пространстве;

предлогов;

  • развитие навыков понимания
  • изучение правильности

предлогов;

употребления предлогов в

специально созданных

  • формирование навыков

правильного употребления

условиях;

предлогов в речи;

  • изучение правильности
  • дифференциация предлогов

употребления предлогов

в речи.

в самостоятельной речи .

По игровому оборудованию Игровые технологии По содержанию По характеру игровой методики  По характеру коррекционного процесса

По игровому оборудованию

Игровые технологии

По содержанию

По характеру игровой методики

По характеру коррекционного процесса

Формы работы по формированию навыков употребления предлогов Занятия с родителями дома Логопедические индивидуальные занятия ФОРМЫ РАБОТЫ Фронтальные и подгрупповые занятия Режимные моменты

Формы работы по формированию навыков употребления предлогов

Занятия с родителями дома

Логопедические индивидуальные

занятия

ФОРМЫ

РАБОТЫ

Фронтальные и подгрупповые занятия

Режимные моменты

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов   Уточнение понимания предлогов в импрессивной речи Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи Игры с реальными предметами Игры с реальными предметами Игры с картинками Игры с картинками Игры с использованием схем-моделей предлога Игры с моделированием графических схем предложения

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

Уточнение понимания предлогов в импрессивной речи

Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи

  • Игры с реальными предметами
  • Игры с реальными предметами
  • Игры с картинками
  • Игры с картинками
  • Игры с использованием схем-моделей предлога
  • Игры с моделированием графических схем предложения
Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами. Например : Даем детям «усеченное» задание: - Положи кружок... стол, а грибок... стул. И спрашиваем: -Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушай ещё раз: «Положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность .

Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

Например : Даем детям «усеченное» задание: - Положи кружок... стол, а грибок... стул. И спрашиваем: -Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушай ещё раз: «Положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность .

Уточнение понимания предлогов  в импрессивной речи 1. «Покажи… » « Где матрешка в сундуке?» 2. «Сделай, как я скажу»  «Положи куклу  на кровать» 3. «Закрой картинку» «Где удочка в ведре?» «Что на тарелке?» 4. «Ответь на вопрос…» « Где лимон?»

Уточнение понимания предлогов

в импрессивной речи

1. «Покажи… »

« Где матрешка в сундуке?»

2. «Сделай, как я скажу»

«Положи куклу

на кровать»

3. «Закрой картинку»

«Где удочка в ведре?»

«Что на тарелке?»

4. «Ответь на вопрос…»

« Где лимон?»

Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи «Чебурашка сидит «Чебурашка сидит на стуле» на колокольчике»

Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи

«Чебурашка сидит

«Чебурашка сидит

на стуле»

на колокольчике»

 Игры с реальными предметами «Путешествие пчелки» НАД ПОД НА К Пчелка опустилась на цветок. Пчелка подлетела к цветку. Пчелка спряталась под цветок. ЗА Пчелка скрылась за цветком. Пчелка кружит над цветком.

Игры с реальными предметами

«Путешествие пчелки»

НАД

ПОД

НА

К

Пчелка опустилась на цветок.

Пчелка подлетела к цветку.

Пчелка спряталась под цветок.

ЗА

Пчелка скрылась за цветком.

Пчелка кружит над цветком.

 Игры с реальными предметами «Что изменилось?» Задача : Учить пользоваться в речи предлогом между.

Игры с реальными предметами

«Что изменилось?»

Задача : Учить пользоваться в речи предлогом между.

 Игры с реальными предметами «Что изменилось?» Задача : Учить пользоваться в речи предлогом под, за, из-под, в, на, у, между, перед

Игры с реальными предметами

«Что изменилось?»

Задача : Учить пользоваться в речи предлогом

под, за, из-под, в, на, у, между, перед

 Игры с реальными предметами «Большая стирка» Задача : Учить понимать порядок слов в предложении, учить понимать и исправлять предложения, в которых допущена ошибка. Повысить уровень понимания предложений.

Игры с реальными предметами

«Большая стирка»

Задача : Учить понимать порядок слов в предложении, учить понимать и исправлять предложения, в которых допущена ошибка. Повысить уровень понимания предложений.

Дидактическая игра «Исправь ошибки Чебурашки» Задача : Дифференцировать на слух предлоги на-в, на-под, в-у, под-над.

Дидактическая игра «Исправь ошибки Чебурашки»

Задача : Дифференцировать на слух предлоги на-в, на-под, в-у, под-над.

 Игры с картинками ( моделирование предлогов на магнитной доске) «Оживи полянку» Задача : Тренировать в правильном употреблении предлогов, включать различные предложно-падежные конструкции в активную игровую речевую практику

Игры с картинками

( моделирование предлогов на магнитной доске)

«Оживи полянку»

Задача : Тренировать в правильном употреблении предлогов, включать различные предложно-падежные конструкции в активную игровую речевую практику

 Игры с картинками «Поможем малышам» Задачи : Учить пользоваться в речи предлогами, включать различные предложно-падежные конструкции в активную речевую практику. Дифференцировать предлоги под – из-под; на – с; в-из; за – из-за.

Игры с картинками

«Поможем малышам»

Задачи : Учить пользоваться в речи предлогами, включать различные предложно-падежные конструкции в активную речевую практику. Дифференцировать предлоги под – из-под; на – с; в-из; за – из-за.

 Игры с картинками «Кто к кому спешит?» Задача : Формировать чёткое понимание лексического и грамматического  значения предлогов в соответствующих падежах (предлог К –дат.пад.); закреплять умение составлять предложения с предлогом К с опорой на предметную картинку.

Игры с картинками

«Кто к кому спешит?»

Задача : Формировать чёткое понимание лексического и грамматического

значения предлогов в соответствующих падежах (предлог К –дат.пад.);

закреплять умение составлять предложения с предлогом К с опорой на предметную картинку.

 Игры с картинками «Кто с кем играет?» - предлог С с сущ в тв. падеже «Кто у кого?» - предлог У с сущ. в род. падеже «Кто о чем мечтает?» - предлог О с сущ. в пред. падеже

Игры с картинками

«Кто с кем играет?» - предлог С с сущ в тв. падеже

«Кто у кого?» - предлог У с сущ. в род. падеже

«Кто о чем мечтает?» - предлог О с сущ. в пред. падеже

Дидактическая игра «Альбом друзей Оленёнка» Задача : Тренировать в правильном использовании предлога У с сущ. родительного падежа.

Дидактическая игра «Альбом друзей Оленёнка»

Задача : Тренировать в правильном использовании предлога У с сущ. родительного падежа.

 Игры по лексическим темам «Помоги повару» (тема «Продукты») Задача : Практическое использование предлога из  с сущ. в родительном падеже.

Игры по лексическим темам

«Помоги повару» (тема «Продукты»)

Задача : Практическое использование предлога из с сущ. в родительном падеже.

 Игры по лексическим темам «Мы едем, едем, едем…» (тема «Транспорт») Задачи : Развивать понимание предложных конструкций, выраженных различными синтаксическими отношениями. Развивать навык правильного употребления предложно-падежных конструкций. Формировать понимание лексического и грамматического значения предлогов. (по небу)

Игры по лексическим темам

«Мы едем, едем, едем…» (тема «Транспорт»)

Задачи : Развивать понимание предложных конструкций, выраженных различными синтаксическими отношениями.

Развивать навык правильного употребления предложно-падежных конструкций. Формировать понимание лексического и грамматического значения предлогов.

(по небу)

 Игры по лексическим темам «Птичья столовая» (тема «Зимующие птицы») Задача : Формировать четкое понимание лексического и грамматического значения пространственных предлогов в соответствующих падежах.

Игры по лексическим темам

«Птичья столовая» (тема «Зимующие птицы»)

Задача : Формировать четкое понимание лексического и грамматического значения пространственных предлогов в соответствующих падежах.

Дидактическая игра «Наряди ёлку» Задача : Дифференцировать в речи детей предлоги НА и ПОД; использовать предлоги и правильно употреблять падежное окончание существительного в вин. падеже.

Дидактическая игра «Наряди ёлку»

Задача : Дифференцировать в речи детей предлоги НА и ПОД;

использовать предлоги и правильно употреблять падежное окончание существительного в вин. падеже.

«Ай-да, Ёлка-Ёлочка !»

«Ай-да, Ёлка-Ёлочка !»

 Игры с картинками  (с использованием схем предлогов) «Домики весёлых матрёшек» Задачи: Дифференцировать в речи предлоги НА и ЗА; использовать предлоги и правильно употреблять падежное окончание; соотносить схему предлога и картинку. Одна матрёшка любит ставить НА что-то. Другая матрёшка – ЗА что-то. Найди ошибку.

Игры с картинками (с использованием схем предлогов)

«Домики весёлых матрёшек»

Задачи: Дифференцировать в речи предлоги НА и ЗА; использовать предлоги и правильно употреблять падежное окончание; соотносить схему предлога и картинку.

Одна матрёшка любит ставить НА что-то.

Другая матрёшка – ЗА что-то.

Найди ошибку.

Игры с использованием схем предлогов «ЛОТО» Задачи : Тренировать детей в понимании и правильном использовании предлогов. Понимать схему предлога и соотносить её с картинкой. 6

Игры с использованием схем предлогов

«ЛОТО»

Задачи : Тренировать детей в понимании и правильном использовании предлогов. Понимать схему предлога и соотносить её с картинкой.

6

Игры с использованием схем предлогов «Паровозик » Задачи : дифференцировать предлоги ПОД НАД У; учить понимать схему предлога. Обезьянка ведёт паровозик. 1-й вагон- с предлогом НАД; 2-й вагон-У ; 3-й вагон -ПОД. - Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом НАД. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом У , а в третьем - со словом ПОД.

Игры с использованием схем предлогов

«Паровозик »

Задачи : дифференцировать предлоги ПОД НАД У; учить понимать схему предлога.

Обезьянка ведёт паровозик. 1-й вагон- с предлогом НАД; 2-й вагон-У ; 3-й вагон -ПОД.

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом НАД. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом У , а в третьем - со словом ПОД.

Дидактическая игра «Часы» Задачи : Помочь детям понять значение и правильное употребление предлогов, соотносить схему предлога с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Часы»

Задачи : Помочь детям понять значение и правильное употребление предлогов, соотносить схему предлога с соответствующей картинкой.

Работа над предложением (с использованием схем предлогов) Пособие (флексор) Задачи : Тренировать в понимании схемы предлога, правильно употреблять предлог в активной речевой практике. Закреплять зрительный образ схемы предлога.

Работа над предложением

(с использованием схем предлогов)

Пособие (флексор)

Задачи : Тренировать в понимании схемы предлога, правильно употреблять предлог в активной речевой практике. Закреплять зрительный образ схемы предлога.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с маленьким словом» Задачи : Тренировать в понимании схем предлогов, правильно употреблять предлог в словосочетании и предложении.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с маленьким словом»

Задачи : Тренировать в понимании схем предлогов, правильно употреблять предлог в словосочетании и предложении.

«Составь схему предложения» лес. … в идут Мальчики Бабочка летает над ромашкой.

«Составь схему предложения»

лес. …

в

идут

Мальчики

Бабочка

летает

над

ромашкой.

Игры с использованием схем предлогов Дидактическое упражнение «Зашифрованное предложение» Задачи : Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог, понимать схему предлога и использовать ее по назначению в заданной предложно-падежной конструкции; закреплять умение составлять предложение с опорой на предметную или сюжетную картинку.

Игры с использованием схем предлогов

Дидактическое упражнение «Зашифрованное предложение»

Задачи : Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог, понимать схему предлога и использовать ее по назначению в заданной предложно-падежной конструкции; закреплять умение составлять предложение с опорой на предметную или сюжетную картинку.

«Играем-закрепляем…» Игра «Морское путешествие» В путешествие!. .Из детского сада… На батискафе… По морскому дну… В мастерскую подводного царства… Через преграды и напасти, через решение трудных заданий – К Нептуну!.. .В Детский сад!

«Играем-закрепляем…»

Игра «Морское путешествие»

В путешествие!. .Из детского сада… На батискафе… По морскому дну… В мастерскую подводного царства…

Через преграды и напасти, через решение трудных заданий – К Нептуну!.. Детский сад!

«Играем-закрепляем…» Игра «Едем в гости к Буратино» В дорогу!.. На паровозике… Через речку… К дереву «Родственных слов»… До плачущей девочки… По кочкам… По дорожке… С горки… К Домику Буратино… В гостях!

«Играем-закрепляем…»

Игра «Едем в гости к Буратино»

В дорогу!.. На паровозике… Через речку… К дереву «Родственных слов»… До плачущей девочки…

По кочкам… По дорожке… С горки… К Домику Буратино… В гостях!

Занятие-игра «Что? Где? Когда?»

Занятие-игра «Что? Где? Когда?»

Играем с родителями «Что? Где? Когда?»

Играем с родителями «Что? Где? Когда?»

Взаимодействие с родителями Консультации:  - «Роль игры в развитии речи дошкольников»,  - «Формирование предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста» Обмен опытом по закреплению предложно – конструкций в повседневной жизни Мастер-класс «Вместе мастерим, вместе играем» (по предложно-падежным конструкциям)

Взаимодействие с родителями

Консультации:

- «Роль игры в развитии речи дошкольников»,

- «Формирование предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»

Обмен опытом по закреплению предложно – конструкций в повседневной жизни

Мастер-класс «Вместе мастерим, вместе играем» (по предложно-падежным конструкциям)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!