Использование игровых технологий в работе над предложно-падежными конструкциями с детьми с нарушениями речи
Подготовила учитель-логопед
Марченко Елена Александровна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81»
г. Курска
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её
удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра». А.С. Макаренко
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе и его речевое развитие.
- « обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…»
- « обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…»
- «обеспечение коррекции нарушений развития, оказание квалифицированной помощи»
- «обеспечение коррекции нарушений развития, оказание квалифицированной помощи»
- « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний»
- « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний»
Нарушения ориентации
в окружающем пространстве
Дошкольники
Непонимание значения предлогов
Несформированность
пространственных
понятий
Характерные ошибки:
- пропуск или замена предлогов
- пропуск или замена предлогов
- замена одной предложно-падежной конструкции другой
- замена одной предложно-падежной конструкции другой
- неправильное употребление падежного окончания существительного
- неправильное употребление падежного окончания существительного
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
Результаты обследования детей дошкольного возраста
- Недостаточно развит зрительно-пространственный гнозис у 53% детей;
- Выявлено большое количество ошибок при различении предлогов «около», «перед», «над»;
- Наблюдались ошибки при употреблении существительных в косвенных падежах у 57% детей; и предлогов так же у 59%;
- Пропуск предлогов выявлен у 29% детей.
Теоретическое обоснование
Ткаченко Т.А. предлагает использовать графические символы – схемы предлогов пространственного значения
Яцель О.С. разработала двухгодичную систему занятий по обучению детей употреблению предлогов с использованием зрительных образов предлогов
Лагутина А.В. рекомендует использовать графические символы в коррекционной работе с детьми
Хабарова Т.В. говорит о педагогической технологии как о сочетании методов и приёмов, направленных на достижение поставленных целей
Маркова А.К. рекомендует использование игровых технологий для повышения мотивации к занятиям
Игровые технологии для успешного формирования навыков употребления
предложно-падежных конструкций используются с учётом принципов:
Учитывается уровень речевого развития ребенка, патогенез Создание мотивационной основы Следование принципу « от простого к сложному» Соответствие принципу системности, комплексности Соответствие онтогенетического принципа
- Учитывается принцип максимальной опоры на различные анализаторы.
- Учитывается принцип «зоны ближайшего развития»
- Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода
- Учитываются индивидуальные особенности детей
- Осуществляется принцип ведущей деятельности
Цель - формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушениями речи посредством использования игровых технологий
Задачи :
- Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов.
- Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове.
- Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетаниях, предложениях.
- Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в самостоятельной речи.
Направления работы по формированию навыков употребления предлогов у дошкольников
коррекционное
диагностическое
понимания значения
ориентации в окружающем
пространстве;
предлогов;
- развитие навыков понимания
предлогов;
употребления предлогов в
специально созданных
правильного употребления
условиях;
предлогов в речи;
употребления предлогов
в речи.
в самостоятельной речи .
По игровому оборудованию
Игровые технологии
По содержанию
По характеру игровой методики
По характеру коррекционного процесса
Формы работы по формированию навыков употребления предлогов
Занятия с родителями дома
Логопедические индивидуальные
занятия
ФОРМЫ
РАБОТЫ
Фронтальные и подгрупповые занятия
Режимные моменты
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов
Уточнение понимания предлогов в импрессивной речи
Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи
- Игры с реальными предметами
- Игры с реальными предметами
- Игры с использованием схем-моделей предлога
- Игры с моделированием графических схем предложения
Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Например : Даем детям «усеченное» задание: - Положи кружок... стол, а грибок... стул. И спрашиваем: -Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушай ещё раз: «Положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность .
Уточнение понимания предлогов
в импрессивной речи
1. «Покажи… »
« Где матрешка в сундуке?»
2. «Сделай, как я скажу»
«Положи куклу
на кровать»
3. «Закрой картинку»
«Где удочка в ведре?»
«Что на тарелке?»
4. «Ответь на вопрос…»
« Где лимон?»
Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи
«Чебурашка сидит
«Чебурашка сидит
на стуле»
на колокольчике»
Игры с реальными предметами
«Путешествие пчелки»
НАД
ПОД
НА
К
Пчелка опустилась на цветок.
Пчелка подлетела к цветку.
Пчелка спряталась под цветок.
ЗА
Пчелка скрылась за цветком.
Пчелка кружит над цветком.
Игры с реальными предметами
«Что изменилось?»
Задача : Учить пользоваться в речи предлогом между.
Игры с реальными предметами
«Что изменилось?»
Задача : Учить пользоваться в речи предлогом
под, за, из-под, в, на, у, между, перед
Игры с реальными предметами
«Большая стирка»
Задача : Учить понимать порядок слов в предложении, учить понимать и исправлять предложения, в которых допущена ошибка. Повысить уровень понимания предложений.
Дидактическая игра «Исправь ошибки Чебурашки»
Задача : Дифференцировать на слух предлоги на-в, на-под, в-у, под-над.
Игры с картинками
( моделирование предлогов на магнитной доске)
«Оживи полянку»
Задача : Тренировать в правильном употреблении предлогов, включать различные предложно-падежные конструкции в активную игровую речевую практику
Игры с картинками
«Поможем малышам»
Задачи : Учить пользоваться в речи предлогами, включать различные предложно-падежные конструкции в активную речевую практику. Дифференцировать предлоги под – из-под; на – с; в-из; за – из-за.
Игры с картинками
«Кто к кому спешит?»
Задача : Формировать чёткое понимание лексического и грамматического
значения предлогов в соответствующих падежах (предлог К –дат.пад.);
закреплять умение составлять предложения с предлогом К с опорой на предметную картинку.
Игры с картинками
«Кто с кем играет?» - предлог С с сущ в тв. падеже
«Кто у кого?» - предлог У с сущ. в род. падеже
«Кто о чем мечтает?» - предлог О с сущ. в пред. падеже
Дидактическая игра «Альбом друзей Оленёнка»
Задача : Тренировать в правильном использовании предлога У с сущ. родительного падежа.
Игры по лексическим темам
«Помоги повару» (тема «Продукты»)
Задача : Практическое использование предлога из с сущ. в родительном падеже.
Игры по лексическим темам
«Мы едем, едем, едем…» (тема «Транспорт»)
Задачи : Развивать понимание предложных конструкций, выраженных различными синтаксическими отношениями.
Развивать навык правильного употребления предложно-падежных конструкций. Формировать понимание лексического и грамматического значения предлогов.
(по небу)
Игры по лексическим темам
«Птичья столовая» (тема «Зимующие птицы»)
Задача : Формировать четкое понимание лексического и грамматического значения пространственных предлогов в соответствующих падежах.
Дидактическая игра «Наряди ёлку»
Задача : Дифференцировать в речи детей предлоги НА и ПОД;
использовать предлоги и правильно употреблять падежное окончание существительного в вин. падеже.
«Ай-да, Ёлка-Ёлочка !»
Игры с картинками (с использованием схем предлогов)
«Домики весёлых матрёшек»
Задачи: Дифференцировать в речи предлоги НА и ЗА; использовать предлоги и правильно употреблять падежное окончание; соотносить схему предлога и картинку.
Одна матрёшка любит ставить НА что-то.
Другая матрёшка – ЗА что-то.
Найди ошибку.
Игры с использованием схем предлогов
«ЛОТО»
Задачи : Тренировать детей в понимании и правильном использовании предлогов. Понимать схему предлога и соотносить её с картинкой.
6
Игры с использованием схем предлогов
«Паровозик »
Задачи : дифференцировать предлоги ПОД НАД У; учить понимать схему предлога.
Обезьянка ведёт паровозик. 1-й вагон- с предлогом НАД; 2-й вагон-У ; 3-й вагон -ПОД.
- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом НАД. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом У , а в третьем - со словом ПОД.
Дидактическая игра «Часы»
Задачи : Помочь детям понять значение и правильное употребление предлогов, соотносить схему предлога с соответствующей картинкой.
Работа над предложением
(с использованием схем предлогов)
Пособие (флексор)
Задачи : Тренировать в понимании схемы предлога, правильно употреблять предлог в активной речевой практике. Закреплять зрительный образ схемы предлога.
Дидактическое упражнение «Составь предложение с маленьким словом»
Задачи : Тренировать в понимании схем предлогов, правильно употреблять предлог в словосочетании и предложении.
«Составь схему предложения»
лес. …
в
идут
Мальчики
Бабочка
летает
над
ромашкой.
Игры с использованием схем предлогов
Дидактическое упражнение «Зашифрованное предложение»
Задачи : Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог, понимать схему предлога и использовать ее по назначению в заданной предложно-падежной конструкции; закреплять умение составлять предложение с опорой на предметную или сюжетную картинку.
«Играем-закрепляем…»
Игра «Морское путешествие»
В путешествие!. .Из детского сада… На батискафе… По морскому дну… В мастерскую подводного царства…
Через преграды и напасти, через решение трудных заданий – К Нептуну!.. .В Детский сад!
«Играем-закрепляем…»
Игра «Едем в гости к Буратино»
В дорогу!.. На паровозике… Через речку… К дереву «Родственных слов»… До плачущей девочки…
По кочкам… По дорожке… С горки… К Домику Буратино… В гостях!
Занятие-игра «Что? Где? Когда?»
Играем с родителями «Что? Где? Когда?»
Взаимодействие с родителями
Консультации:
- «Роль игры в развитии речи дошкольников»,
- «Формирование предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»
Обмен опытом по закреплению предложно – конструкций в повседневной жизни
Мастер-класс «Вместе мастерим, вместе играем» (по предложно-падежным конструкциям)
Спасибо за внимание!