«Имя прилагательное» Урок обобщения знаний
- Я задала вопрос о слове, имеющем корень сад, и получила на него следующие ответы:
- второстепенный член предложения
- множественное число
- дательный падеж.
- Как Вы думаете, о какой части речи сейчас шла речь?
Игра «Да – нет»
Задайте мне тот единственный вопрос, который сразу позволит определить часть речи. Только сами части речи не называть в вопросе.
Имя прилагательное
Чистописание Что напоминают вам эти соединения? Какое сочетание здесь лишнее? Разделите их на группы.
ая яя ий ый ой ое ее ые ие ию
Ед. число
Ж.р.
М. р.
-ая
С.р.
Мн. число
-ый
-яя
-ий
-ое
-ие
-ее
-ой
-ые
Словарная работа К именам прилагательным подберите имя существительное с непроверяемой буквой безударного гласного в корне, запишите его, обозначьте орфограмму
1.Свежая, русская, интересная, ежедневная …
2.Сильный, крепкий, лютый, трескучий…..
3. Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …
4. Настенный, обрывной, настольный, карманный …..
5. Прекрасная, солнечная, морозная …
газета
мороз
облака
календарь
погода
Образуйте от имен существительных имена прилагательные Запишите прилагательные в следующей форме:
1.в начальной форме
2.в форме ед. ч , ж.р., И.п.
3.в форме ед.ч, ср. р, И.п.
4.образуйте прилагательное с окончанием –ого
5.в форме .мн.ч. , И.п
газетный
морозная
облачное
календарного
погодные
Выпишите из предложения прилагательное и разберите его как часть речи Наступила долгожданная весна, она радует нас теплыми деньками .
1 вариант
Выписывает прилагательное из первой части предложения
2 вариант
Выписывает прилагательное из второй части предложения
Выпишите из предложения прилагательное и разберите его как часть речи
1 вариант
Долгожданная (весна)- прил., н.ф.- долгожданный, ед. ч., ж.р., И.п., определение
2 вариант
Теплыми (деньками) прил., н.ф.- теплый, мн. ч., Т.п., определение
Работав парах
В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу. Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.
сладкой
Горькая правда лучше____________лжи.
глупого
Не бойся умного врага, а бойся _________друга.
Найдите свою команду. Подсказки на ваших партах.
2 . Смешной
4.Добрый
1.Быстрый
3.Смелый
стремительный
проворный
резвый молниеносный
шустрый
забавный
храбрый
комичный
отважный
мужественный
потешный
героический
уморительны й
шуточный
бесстрашный
решительный
сердечный
душевный
добродушный
милосердный
беззлобный
1 группа Прочитайте пословицы. Найдите прилагательные. В какой форме даны прилагательные в тексте? Измените форму имен прилагательных, если это необходимо. Как можно это сделать и для чего? Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.
1.Маленький пенёк опрокидывает большой воз.
2.Маленький крючком большой рыбу не выудишь.
3. Даже самое большой дерево выросло из маленький семени.
1 группа Прочитайте пословицы. Найдите прилагательные. В какой форме даны прилагательные в тексте? Измените форму имен прилагательных, если это необходимо. Как можно это сделать и для чего? Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.
1.Маленький пенёк опрокидывает большой воз.
2.Маленьким (м.р., Т.п.) крючком большую (ж.р., В.п.) рыбу не выудишь.
3. Даже самое большое (ср.р., И.п.) дерево выросло из маленького (ср.р., Р.п.) семени.
2 группа Из данного ниже предложения выписаны словосочетания. Проверьте, нет ли ошибок? Обоснуйте свое мнение и запишите правильные словосочетания.
Нежные подснежники пробиваются на темнеющих проталинах.
на каких?
какие?
на темнеющих проталинах
нежные подснежники
что?
подснежники пробиваются
2 группа Из данного ниже предложения выписаны словосочетания. Проверьте, нет ли ошибок? Обоснуйте свое мнение.
Нежные подснежники пробиваются на темнеющих проталинах.
на каких?
какие?
нежные подснежники
на темнеющих проталинах
3 группа Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Расскажите , как вы действовали, чтобы правильно написать букву гласного в безударном окончании прилагательного.
в чист__ светл__ комнате
в тепл__ весенн___ ночь
ранн__ апрельск___ утром
3 группа Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Расскажите , как вы действовали, чтобы правильно написать букву гласного в безударном окончании прилагательного.
( в какой?) в чистой светлой комнате
(в какую?) в теплую весеннюю ночь
(каким?) ранним апрельским утром
4 группа Озаглавьте текст. Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные. Как изменился текст? Какую роль прилагательные играют в нашей речи?
Пришла весна. Светит солнце. Быстро тает снег. Журчат ручьи. Зеленеет травка на полях.
Слова для справок : ранняя, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.
4 группа Озаглавьте текст. Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные. Как изменился текст? Какую роль прилагательные играют в нашей речи?
Пришла ранняя весна. Светит весеннее солнце. Быстро тает рыхлый снег. Журчат звонкие ручьи. Зеленеет свежая травка на полях.
Тест
- Имя прилагательное обозначает признак предмета.
- В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом предложения.
- Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам ( в ед. ч)
- Род прилагательного во множественном числе определить можно.
- Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.
- Прилагательное стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные, с которыми они связаны.
- Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.
- Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.
- Начальной формой имени прилагательного множественное число мужского рода.
- Имена прилагательные не изменяются по числам.
№
1
2
да
3
да
4
да
5
нет
6
да
да
7
8
нет
9
да
нет
10
нет
10
8-9
Оценка- 5
6-7
Оценка- 4
Оценка- 3
5и менее
Оценка- 2
Домашнее задание
1.Упр.104 с.64
2.Используя предложенные словосочетания, составить текст-описание «Весна в лесу» (ранняя весна, последний снег, говорливые ручьи
ласковое солнце, голосистые птицы)
3.Представьте, что вам посчастливилось очутиться в сказочном лесу, где всё преобразилось в лучах яркого весеннего солнца ... Опишите, что и каким вы увидели.