И.С. Бах
И. С. Бах – великий немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко.
Творчество И. С. Баха – вершина
полифонического стиля эпохи барокко.
Баро́кко - от итал. «barocco» - «причудливый, странный,
склонный к излишествам»,
– эпоха европейской культуры XVII-XVIII веков,
центром которой была Италия.
КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Большинству произведений И.С. Баха присущ полифонический склад.
Полифония – греческое слово и означает «многоголосие».
Один из основных средств мелодического развития в полифонии является – имитация.
Имитация – в переводе с латинского «подражание .
Инвенция ре минор ( пример на «подражание» голосов)
Мастера полифонического искусства до И.С. Баха
Музыка полифонического склада существовала задолго до И.С. Баха.
Немецкий композитор, органист
Клавесинист
Фробергер
Клавирная музыка Баха – вершина клавирного искусства XVII-XVIII веков.
- Музыка для клавира создана в основном в г. Кетене и г. Лейпциге.
ИНВЕНЦИИ
- Годы создания 1720 – 1723 ( г. Кетене и г. Лейпциг)
Полифония - многоголосие в которой все голоса равны. Нет никакого сопровождения, все голоса главные.
- Инвенция – небольшая пьеса полифонического склада. Бах написал 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций .
- Слово «инвенция» переводится как «выдумка», «изобретение».
Несмотря на скромные размеры, инвенции разнообразны по содержанию и чрезвычайно выразительны.
Каждая инвенция построена на одной теме , которая и определяет основной характер произведения. Тема неоднократно проводится во всех голосах.
Инвенции имеют педагогическую направленность , цель которой – привить ученикам серьезное отношение к музыке и выработать певучий звук на основе связной игры (legato).
До мажор
Инвенция До мажор
Мелодия спокойна ,нетороплива, звучит очень мягко и плавно.
Со вступлением второго голоса первый не прекращает движения, от оттеняет выразительность темы, который уже поет другой голос.
Противосложение - мелодия, которая звучит в голосе после проведения в нем темы.
Интермедия – эпизод, в котором нет темы
Инвенция Фа мажор
ФА МАЖОР
- Характер – подвижный, жизнерадостный.
Одноголосной теме в верхнем голосе отвечает нижний голос, имитирующий ее в октаве ниже. Но нижний голос имитирует не только тему, но и ее продолжение. Такая непрерывная имитация называется канонической или каноном
Канон – непрерывная имитация ( каноническая имитация )
Трехголосные инвенции «Симфонии»
Инвенции И.С.Баха были написаны для сына Вильгельма Фридемана.
Позднее Бах сочинил еще 15 пьес в тех же тональностях, но в трехголосном изложении, назвав их «симфониями»
Инвенция си минор
«Симфония» си минор №15
Характер – лиреческий, взволнованный, темп – подвижный
Теме характерна интонация горесной мольбы.
Если теме сопутствует одно и то же противосложение, то оно называется удержанным противосоложением .
НОВАТОРСТВО
- Обогатил содержание клавирной музыки. Расширил круг образов, привнеся в нее лиризм и глубокую философию.
- Трактовал клавир не только как домашний инструмент, но и как концертный.
- Добиваясь певучести инструмента, реформировал технику игры.
- Вместо обычного в то время использования при игре трех пальцев, ввел в постоянное употребление первый и пятый пальцы. Применял систему подкладывания первого пальца под третий и четвертый, что позволяло продлевать мелодическую линию.
- Расширил круг жанров, традиционных для этого инструмента.
- Под влиянием скрипичного концерта сочинил клавирные концерты,
- а под влиянием органного искусства – фантазии и фуги, прелюдии и фуги.
- Клавирные сочинения Баха имеют педагогическую ценность.
- Многие из них были созданы для занятий его жены, сыновей и учеников