СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: История развития профессионально-прикладная физическая подготовка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: История развития профессионально-прикладная физическая подготовка»

Государственное автономное учреждение Калининградской области Профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма» Тема: «История развития профессионально-прикладная физическая подготовка» Выполнила: студентка группы ТП17-11 Петрова Т.А. Проверил: преподаватель Алукриева Э.Л. Калининград 2020г.

Государственное автономное учреждение

Калининградской области

Профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

Тема: «История развития профессионально-прикладная физическая подготовка»

Выполнила: студентка группы ТП17-11

Петрова Т.А.

Проверил: преподаватель Алукриева Э.Л.

Калининград 2020г.

Содержание Введение……………………………………………………………………..3 1.О формах прикладности физической культуры……………………….. 5 2.Становление профессионально-прикладной физической подготовки в России………………………………………………………………………10 3.Совершенствование прикладной физической культуры на современном этапе……………………………………………………….. 13 Заключение………………………………………………………….……...16 Cписок литературы…………………………………….…………………..17

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1.О формах прикладности физической культуры……………………….. 5

2.Становление профессионально-прикладной физической подготовки в России………………………………………………………………………10

3.Совершенствование прикладной физической культуры на современном этапе……………………………………………………….. 13

Заключение………………………………………………………….……...16

Cписок литературы…………………………………….…………………..17

Введение Между профессиональными видами труда и физическим воспитанием существует самая тесная связь. В качестве разновидности физического воспитания  профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.  Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность. Результативность многих видов профессионального труда во многом зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма.

Введение

Между профессиональными видами труда и физическим воспитанием существует самая тесная связь.

В качестве разновидности физического воспитания  профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.  Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность.

Результативность многих видов профессионального труда во многом зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма.

В свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности эта зависимость получила научное объяснение (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Использование ее на практике и привел к становлению особой разновидности физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно - ППФП).

В свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности эта зависимость получила научное объяснение (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии).

Использование ее на практике и привел к становлению особой разновидности физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно - ППФП).

1. О формах прикладности физической культуры Прикладность физической культуры является непременным атрибутом, - неотъемлемым, необходимым и существенным ее свойством, которое было замечено и выделено еще в работах основоположников теории и методики физической культуры П.Ф. Лесгафта, Г. Демени, А.Д. Бутовского и др., когда они указывали на изначальную взаимосвязь физической культуры в целом или ее частей с различными сторонами бытия, и прежде всего с трудовой и военной практикой. Полянский В.П. О формах прикладности физической культуры // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 5. - С. 46-51

1. О формах прикладности физической культуры

Прикладность физической культуры является непременным атрибутом, - неотъемлемым, необходимым и существенным ее свойством, которое было замечено и выделено еще в работах основоположников теории и методики физической культуры П.Ф. Лесгафта, Г. Демени, А.Д. Бутовского и др., когда они указывали на изначальную взаимосвязь физической культуры в целом или ее частей с различными сторонами бытия, и прежде всего с трудовой и военной практикой. Полянский В.П. О формах прикладности физической культуры // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 5. - С. 46-51

Имеется множество сведений о самых разнообразных аспектах и нюансах прикладного использования физической культуры для удовлетворения потребностей, возникающих в разные времена у разных народов. С позиций прикладности выдвинуты в разное время разными авторами в качестве изначальных следующие причины возникновения физической культуры: - связь с первобытным трудом, (М.Д. Оробинский, 1959; Н.И. Пономарев, 1960-1989; В.В. Столбов, 1970, 1989; Л. Кун, 1982; В. Оливова, 1985; и мн. др.); - игровое начало (А.А. Чалов-Шиман, 1926; Н.И. Новоселов, 1953; K. Reutler, 1940;); - инстинктивные биологические потребности в движении (А.А. Чалов - Шиман, 1926; Э. Нейдердоф, 1930); - магические культово-обрядовые действа (А.Д. Бутовский, 1913; Л.Я. Штейнберг, 1936; А.С. Спиркин, 1960; Д.М. Угринович, 1963; F.K. Mathys, 1958).

Имеется множество сведений о самых разнообразных аспектах и нюансах прикладного использования физической культуры для удовлетворения потребностей, возникающих в разные времена у разных народов. С позиций прикладности выдвинуты в разное время разными авторами в качестве изначальных следующие причины возникновения физической культуры:

- связь с первобытным трудом, (М.Д. Оробинский, 1959; Н.И. Пономарев, 1960-1989; В.В. Столбов, 1970, 1989; Л. Кун, 1982; В. Оливова, 1985; и мн. др.);

- игровое начало (А.А. Чалов-Шиман, 1926; Н.И. Новоселов, 1953; K. Reutler, 1940;);

- инстинктивные биологические потребности в движении (А.А. Чалов - Шиман, 1926; Э. Нейдердоф, 1930);

- магические культово-обрядовые действа (А.Д. Бутовский, 1913; Л.Я. Штейнберг, 1936; А.С. Спиркин, 1960; Д.М. Угринович, 1963; F.K. Mathys, 1958).

Из приведенного перечня причин видно, что в процессе первоначального возникновения физической культуры как социокультурного феномена ведущую роль сыграла ее прикладность, т.е. прикладные по сути возможности содействовать различным сферам жизнедеятельности, участвовать в них. Этот вывод подтверждают   другие   результаты, которые дало   ретроспективное изучение проявлений форм прикладности физической культуры. Многочисленные исторические примеры показывают, что среди многих форм прикладности физической культуры преимущественное развитие получили трудовая и военная.

Из приведенного перечня причин видно, что в процессе первоначального возникновения физической культуры как социокультурного феномена ведущую роль сыграла ее прикладность, т.е. прикладные по сути возможности содействовать различным сферам жизнедеятельности, участвовать в них.

Этот вывод подтверждают   другие   результаты, которые дало   ретроспективное изучение проявлений форм прикладности физической культуры.

Многочисленные исторические примеры показывают, что среди многих форм прикладности физической культуры преимущественное развитие получили трудовая и военная.

В дородовом обществе игры и физические упражнения почти целиком воспроизводили элементарные трудовые движения, главным образом охотничьи. В физической культуре народов, перешедших к оседлому образу жизни, на передний план выдвинулись верховая езда, борьба, поднятие тяжестей, танцы, медитации. На начальной стадии первобытнообщинного строя подобные игровые действия являлись важнейшим средством трудового воспитания молодежи. В Средние века среди телесных упражнений появившегося среднего сословия выделяется борьба, бег «вперегонку», состязания в прыжках, в стрельбе, в метании камней и палок, в плавании и разнообразные игры в мяч, менявшие свой характер соответственно национальности. То есть осознание зависимости между умением пользоваться орудиями труда и получаемыми результатами привело их к игровому воспроизведению трудовых процессов в состязательных ритуальных действиях.

В дородовом обществе игры и физические упражнения почти целиком воспроизводили элементарные трудовые движения, главным образом охотничьи. В физической культуре народов, перешедших к оседлому образу жизни, на передний план выдвинулись верховая езда, борьба, поднятие тяжестей, танцы, медитации. На начальной стадии первобытнообщинного строя подобные игровые действия являлись важнейшим средством трудового воспитания молодежи.

В Средние века среди телесных упражнений появившегося среднего сословия выделяется борьба, бег «вперегонку», состязания в прыжках, в стрельбе, в метании камней и палок, в плавании и разнообразные игры в мяч, менявшие свой характер соответственно национальности. То есть осознание зависимости между умением пользоваться орудиями труда и получаемыми результатами привело их к игровому воспроизведению трудовых процессов в состязательных ритуальных действиях.

На рубеже XIX-XX вв. стало возникать самостоятельное направление, суть которого заключалась в применении физических упражнений для совершенствования возможностей человека с целью его наиболее продуктивного участия в определенном производстве. В начале XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совершенствования и расширения функциональных возможностей человека.

На рубеже XIX-XX вв. стало возникать самостоятельное направление, суть которого заключалась в применении физических упражнений для совершенствования возможностей человека с целью его наиболее продуктивного участия в определенном производстве.

В начале XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совершенствования и расширения функциональных возможностей человека.

2. Становление профессионально-прикладной физической подготовки в России

В России история становления системы физического воспитания неразрывно связана с военной и трудовой прикладностью.

Ростки государственного подхода к использованию военно-прикладных возможностей физической культуры прослеживаются с эпохи Петра I. Вначале это были организованные молодым царем военные игры - потехи.

Позднее физическая подготовка преподавалась как обязательный предмет в школе математических и навигационных наук, в общеобразовательной гимназии Глюка, в Морской академии и кадетских корпусах. Все без исключения воспитанники занимались верховой ездой, греблей, парусным делом, фехтованием (Г.А. Дюперрон, Ф.И. Самоуков и Г.А. Колодный).

Очевидно, что причинами более широкого внедрения целенаправленной физической подготовки в армии и в учебных заведениях послужили поражения России в Крымской и Русско-Японской войнах. Напротив, военные успехи выдающихся русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова во многом связаны с их внимательным отношением к физической подготовке воинов.

Великий русский полководец А.В. Суворов говорил: «Потомство мое, прошу брать мой пример!». По свидетельству биографов, А.В. Суворов всю жизнь настойчиво тренировал тело и волю, совершенствовал свою личную физическую подготовленность, закалял организм. Спартанский режим, стальная сила воли позволили ему стойко переносить физическое и нервное напряжение войны. Для многих русских полководцев, военачальников и командиров жизнь и полководческая деятельность А.В. Суворова были и остаются образцом беспримерной самоотверженности, большой физической и умственной работоспособности, бесстрашия и смелости .

Великий русский полководец А.В. Суворов говорил: «Потомство мое, прошу брать мой пример!».

По свидетельству биографов, А.В. Суворов всю жизнь настойчиво тренировал тело и волю, совершенствовал свою личную физическую подготовленность, закалял организм. Спартанский режим, стальная сила воли позволили ему стойко переносить физическое и нервное напряжение войны. Для многих русских полководцев, военачальников и командиров жизнь и полководческая деятельность А.В. Суворова были и остаются образцом беспримерной самоотверженности, большой физической и умственной работоспособности, бесстрашия и смелости .

В 60-70-е годы вопросами ППФП студентов активно занимались педагоги В.И. Ильинич, М.Я. Виленский, В.А. Кабачков, Н.И. Пономарев, Р.Т. Раевский и др. По данным Р.Т. Раевского (1985 г.) недостаточный уровень развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24% всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше - 37% ошибок. В последующем сложилась целая профилированная отрасль физической культуры - профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП).

В 60-70-е годы вопросами ППФП студентов активно занимались педагоги В.И. Ильинич, М.Я. Виленский, В.А. Кабачков, Н.И. Пономарев, Р.Т. Раевский и др. По данным Р.Т. Раевского (1985 г.) недостаточный уровень развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24% всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше - 37% ошибок.

В последующем сложилась целая профилированная отрасль физической культуры - профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП).

3. Совершенствование прикладной физической культуры на современном этапе С накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры - профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время прослеживается новый этап в развитии прикладной физической культуры. Это связано с изменениями в характере и условиях современного труда, обусловленных научно-техническими, социально-экономическими и экологическими процессами и с современными проблемами социальной практики физической культуры.

3. Совершенствование прикладной физической культуры на современном этапе

С накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры - профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП).

В настоящее время прослеживается новый этап в развитии прикладной физической культуры. Это связано с изменениями в характере и условиях современного труда, обусловленных научно-техническими, социально-экономическими и экологическими процессами и с современными проблемами социальной практики физической культуры.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами: 1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков. 2) производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера;

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

2) производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера;

3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; 4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся;

4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

Заключение Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. Иначе говоря, профессионально-прикладная физическая подготовка - это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Ими лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, авто-, мотоспортом, водным и различными видами конного спорта.

Заключение

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. Иначе говоря, профессионально-прикладная физическая подготовка - это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Ими лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, авто-, мотоспортом, водным и различными видами конного спорта.

Список литературы 1.  Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 2014. 2. Михонина Т.Н., Михонин А.А., Глушков Ю.Ю. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: Учебное пособие. - СПб., 2016. 3. Полянский В.П. О формах прикладности физической культуры // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 2015. 4. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 2017. 5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М., 2014. 6. Физическая культура: Учебное пособие /Под ред. В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2016.

Список литературы

1.  Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 2014.

2. Михонина Т.Н., Михонин А.А., Глушков Ю.Ю. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: Учебное пособие. - СПб., 2016.

3. Полянский В.П. О формах прикладности физической культуры // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 2015.

4. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 2017.

5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М., 2014.

6. Физическая культура: Учебное пособие /Под ред. В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2016.