СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Художественное конструирование в подготовительной группе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы педагога по художественному конструированию в подготовительной группе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Художественное конструирование в подготовительной группе"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябрёнок» города Смоленска Художественное конструирование  программа «Развитие»  подготовительная группа «Лесовичок» Подготовили: Асипенко М.А.-воспитатель Апраксина Г.В.-старший воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябрёнок» города Смоленска

Художественное конструирование

программа «Развитие»

подготовительная группа «Лесовичок»

Подготовили: Асипенко М.А.-воспитатель

Апраксина Г.В.-старший воспитатель

Художественное конструирование детей 3 – 7 лет направлено на создание художественных композиций и поделок из разных по форме, цвету, величине природных и бумажных заместителей: самостоятельно вырезанных или готовых геометрических фигур, комочков, полосок, клочков, жгутиков и других элементов. Из них, как из кирпичиков, дети конструируют предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные работы .

Художественное конструирование позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальному или сказочному миру в работе, максимально используя символические средства.

Художественное конструирование – развивающаяся деятельность. Ее развитие проходит путь от манипулирования с конструкционными элементами и возникновения ассоциативных образов (в оценке которых применяется только первоначальный критерий – узнавание объекта по форме) к функциональному применению их в творческой деятельности. Дети переходят к намеренному построению сначала обобщенных изображений, схематически передающих структуру определенного класса объектов (человек, животное, растение, здание и др.), затем – к построению все более выразительных художественных композиций и поделок.

В процессе занятий по художественному конструированию в подготовительной группе продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в предыдущих возрастных группах.  Первое направление: ​развитие познавательных и творческих способностей детей. Сюда входят задания направленные на развитие мышления, воображения детей, овладение ими модельными и символическими средствами. Второе направление развитие художественных способностей. Сюда входят задания, направленные на овладение «языком» изобразительной деятельности (изобразительными средствами: точкой, линией, тоном, цветом, светом и композиционными средствами: ритмом, симметрией, асимметрией и др.); построение разнообразных композиций (сюжетных, декоративных, пейзажных; характерных персонажей; разных по стилю архитектурных сооружений с выделением в конструируемом объекте признаков, отличающих его не только среди других, но и подобных ему объектов; совершенствование технических навыков изобразительной деятельности (работа с ножницами).

В процессе занятий по художественному конструированию в подготовительной группе продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в предыдущих возрастных группах.

Первое направление: ​развитие познавательных и творческих способностей детей. Сюда входят задания направленные на развитие мышления, воображения детей, овладение ими модельными и символическими средствами.

Второе направление развитие художественных способностей. Сюда входят задания, направленные на овладение «языком» изобразительной деятельности (изобразительными средствами: точкой, линией, тоном, цветом, светом и композиционными средствами: ритмом, симметрией, асимметрией и др.); построение разнообразных композиций (сюжетных, декоративных, пейзажных; характерных персонажей; разных по стилю архитектурных сооружений с выделением в конструируемом объекте признаков, отличающих его не только среди других, но и подобных ему объектов; совершенствование технических навыков изобразительной деятельности (работа с ножницами).

От упрощенной передачи формы и строения объектов дети постепенно переходят к изображению характерных различий предметов по форме. С этой целью они используют уже несколько геометрических фигур, разными способами соединяя, накладывая их друг на друга, или с помощью ножниц видоизменяют сенсорный элемент и получают выразительное изображение, имеющее свою характерную форму. В состав набора конструктора включаются обрезки шерстяных ниток, куски непряденой шерсти, что также предполагает владение ребенком навыками рационального вырезания ножницами. Третье направление: развитие конструктивных способностей, совершенствование технических навыков конструирования. Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) конструируют художественные композиции только на фоне – цветной фоновой поверхности листа плотной бумаги или тканевой поверхности. Фоновые композиции, выполненные педагогом, в работе с детьми данного возраста не используются.

От упрощенной передачи формы и строения объектов дети постепенно переходят к изображению характерных различий предметов по форме. С этой целью они используют уже несколько геометрических фигур, разными способами соединяя, накладывая их друг на друга, или с помощью ножниц видоизменяют сенсорный элемент и получают выразительное изображение, имеющее свою характерную форму.

В состав набора конструктора включаются обрезки шерстяных ниток, куски непряденой шерсти, что также предполагает владение ребенком навыками рационального вырезания ножницами.

Третье направление: развитие конструктивных способностей, совершенствование технических навыков конструирования.

Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) конструируют художественные композиции только на фоне – цветной фоновой поверхности листа плотной бумаги или тканевой поверхности. Фоновые композиции, выполненные педагогом, в работе с детьми данного возраста не используются.

Типы задач по развитию умственных и творческих способностей в процессе художественного конструирования Развивающие задачи Средства решения Использование в конструировании 4-5 взаимосвязанных сюжетных композиций готовой модели, передающей все основные временные события (сказки «Гуси-лебеди», «Хаврошечка») Для самостоятельного конструирования сюжетных композиций. задач Материал Пространственная модель сказки (блоки рамочки с расположенными в них условными заместителями). Символические средства Элементы конструктора, нитки, ножницы, текст сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка»  Действия детей  Дети рассматривают модель, пытаются отгадать название сказки, объясняют свой выбор, каждый заместитель на модели закрепляют за определенным персонажем сказки, договариваются о распределении фрагментов диафильма (блоков-рамочек) и приступают к конструированию сюжетных композиций по 2-3 ребенка в соответствии с моделью

Типы задач по развитию умственных и творческих способностей в процессе художественного конструирования

Развивающие

задачи

Средства решения

Использование в конструировании 4-5 взаимосвязанных сюжетных композиций готовой модели, передающей все основные временные события (сказки «Гуси-лебеди», «Хаврошечка»)

Для самостоятельного конструирования сюжетных композиций.

задач

Материал

Пространственная модель сказки (блоки рамочки с расположенными в них условными заместителями). Символические средства

Элементы конструктора, нитки, ножницы, текст сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка»

Действия детей

Дети рассматривают модель, пытаются отгадать название сказки, объясняют свой выбор, каждый заместитель на модели закрепляют за определенным персонажем сказки, договариваются о распределении фрагментов диафильма (блоков-рамочек) и приступают к конструированию сюжетных композиций по 2-3 ребенка в соответствии с моделью

«Хаврошечка» «Гуси – лебеди»

«Хаврошечка»

«Гуси – лебеди»

Развивающие задачи Средства решения Составление (сообща) пространственно-временных моделей по сказкам: «Зимовье», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Царевна-лягушка». Конструирование сюжетных композиций по составленной пространственно-временной модели. По каждой сказке работают 2-4 занятия. задач Пространственно-временная модель сказки (блоки-рамочки с расположенными в них условными заместителями), сделанная детьми на 1-ом занятии из 2-3 занятий по теме каждой сказки. Символические средства. Материал Действия детей Элементы конструктора, нитки, ножницы, тексты сказок, иллюстрации к сказкам. На первом занятии дети подбирают заместители для каждого персонажа сказки, определяют количество эпизодов и их конкретное содержание для будущего диафильма, на следующих 2-3 занятиях рисуют подсказку (5-6 блоков-рамочек) – заполняют каждый кадр заместителями в соответствии с содержанием сказки, распределяют кадры диафильма и приступают к конструированию сюжетных композиций в соответствии с моделью

Развивающие

задачи

Средства решения

Составление (сообща) пространственно-временных моделей по сказкам: «Зимовье», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Царевна-лягушка». Конструирование сюжетных композиций по составленной пространственно-временной модели. По каждой сказке работают 2-4 занятия.

задач

Пространственно-временная модель сказки (блоки-рамочки с расположенными в них условными заместителями), сделанная детьми на 1-ом занятии из 2-3 занятий по теме каждой сказки. Символические средства.

Материал

Действия детей

Элементы конструктора, нитки, ножницы, тексты сказок, иллюстрации к сказкам.

На первом занятии дети подбирают заместители для каждого персонажа сказки, определяют количество эпизодов и их конкретное содержание для будущего диафильма, на следующих 2-3 занятиях рисуют подсказку (5-6 блоков-рамочек) – заполняют каждый кадр заместителями в соответствии с содержанием сказки, распределяют кадры диафильма и приступают к конструированию сюжетных композиций в соответствии с моделью

«Снегурочка» «Зимовье»

«Снегурочка»

«Зимовье»

Развивающие задачи Средства решения Использование в конструирование изображений разных по архитектурным стилям жилых помещений и декоративных композиций для составления схем по предложенным иллюстрациям и конструирования задач Схемы в 1-2 наиболее информативных проекциях. Символические средства. Материал Действия детей Элементы конструктора, нитки, ножницы , иллюстрации древнерусской архитектуры, русской деревни, городецкой, хохломской росписей и вологодских кружев.  Дети анализируют иллюстрации совместно с воспитателе, самостоятельно составляют схемы и конструируют декоративные композиции по каждому архитектурному стилю и виду народного промысла в соответствии со схемой.

Развивающие

задачи

Средства решения

Использование в конструирование изображений разных по архитектурным стилям жилых помещений и декоративных композиций для составления схем по предложенным иллюстрациям и конструирования

задач

Схемы в 1-2 наиболее информативных проекциях. Символические средства.

Материал

Действия детей

Элементы конструктора, нитки, ножницы , иллюстрации древнерусской архитектуры, русской деревни, городецкой, хохломской росписей и вологодских кружев.

Дети анализируют иллюстрации совместно с воспитателе, самостоятельно составляют схемы и конструируют декоративные композиции по каждому архитектурному стилю и виду народного промысла в соответствии со схемой.

Городецкая роспись Жостовские подносы Гжель

Городецкая роспись

Жостовские подносы

Гжель

Развивающие задачи Средства решения Конструирование сюжетных и пейзажных композиций без помощи наглядной модели. задач Словесная инструкция. Иллюстрации картин А.Саврвсова, И.Грабаря, В.Поленова, В.Мешкова, А.Рылова, И.Остроухова Д.Александрова, Символические средства. Материал Элементы конструктора нитки, ножницы. Действия детей Дети участвуют в короткой беседе, нацеливающей их на конструктивную деятельность по темам: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Дети идут в школу», «Новогодний праздник», «Мороз и солнце», «Масленица», «Весна пришла», «Первый дождь» и др. Самостоятельно конструируют пейзажные композиции. Пейзажные композиции Дождь

Развивающие

задачи

Средства решения

Конструирование сюжетных и пейзажных композиций без помощи наглядной модели.

задач

Словесная инструкция. Иллюстрации картин А.Саврвсова, И.Грабаря, В.Поленова, В.Мешкова, А.Рылова, И.Остроухова Д.Александрова, Символические средства.

Материал

Элементы конструктора нитки, ножницы.

Действия детей

Дети участвуют в короткой беседе, нацеливающей их на конструктивную деятельность по темам: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Дети идут в школу», «Новогодний праздник», «Мороз и солнце», «Масленица», «Весна пришла», «Первый дождь» и др. Самостоятельно конструируют пейзажные композиции.

Пейзажные композиции

Дождь

Золотая осень  Мороз и солнце Дети идут в школу

Золотая осень

Мороз и солнце

Дети идут в школу

Развивающие задачи Средства решения Развитие воображения: конструирование предметных изображений по отдельным признакам предметов, обозначенных неполно, схематически (достраивание незавершенной модели). задач Неполная схематическая модель структуры предмета. Материал Элементы конструктора, нитки, ножницы. Действия детей Дети анализируют модель (выполненную схематически, неполно). Конструктивная задача предлагает детям в виде конструктивных загадок, типа: «Угадай, что это и дострой». Загадка предполагает несколько правильных ответов. Каждый ребенок достраивает незавершенную модель в нескольких вариантах.

Развивающие

задачи

Средства решения

Развитие воображения: конструирование предметных изображений по отдельным признакам предметов, обозначенных неполно, схематически (достраивание незавершенной модели).

задач

Неполная схематическая модель структуры предмета.

Материал

Элементы конструктора, нитки, ножницы.

Действия детей

Дети анализируют модель (выполненную схематически, неполно). Конструктивная задача предлагает детям в виде конструктивных загадок, типа: «Угадай, что это и дострой». Загадка предполагает несколько правильных ответов. Каждый ребенок достраивает незавершенную модель в нескольких вариантах.

Развивающие Развитие воображения: конструирование на заданную тему целостной композиции из нескольких сюжетных композиций, составленных индивидуально каждым ребенком. задачи Средства решения Материал Словесная инструкция. задач Элементы конструктора, нитки, ножницы. Действия детей Дети участвуют в короткой беседе, нацеливающей их на самостоятельное конструирование на сказочную тему: «Герои Лукоморья», «Необычный лес». Герои Лукоморья Необычный лес

Развивающие

Развитие воображения: конструирование на заданную тему целостной композиции из нескольких сюжетных композиций, составленных индивидуально каждым ребенком.

задачи

Средства решения

Материал

Словесная инструкция.

задач

Элементы конструктора, нитки, ножницы.

Действия детей

Дети участвуют в короткой беседе, нацеливающей их на самостоятельное конструирование на сказочную тему: «Герои Лукоморья», «Необычный лес».

Герои Лукоморья

Необычный лес

Конструктивный материал

Конструктивный материал

МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Фамилия имя, возраст ребенка

Использование в конструировании «подсказки» для диафильма – готовой пространственно-временной модели, передающей все основные временные события сказки (4-9 взаимосвязанные сюжетные композиции).

Составление (сообща) пространственно-временной модели по сказкам: «Зимовье», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Царевна-лягушка». Конструирование сюжетных композиций по составленной пространственно-временной модели

Использование в конструирование предварительно составленных схем по предложенным иллюстрациям, передающих разные архитектурные стили жилых помещений и декоративные композиции.

Конструирование сюжетных и пейзажных композиций без помощи наглядной модели.

Развитие воображения: конструирование предметных изображений по отдельным признакам предметов, обозначенных неполно, схематически (достраивание незавершенной модели).

Развитие воображения: конструирование на заданную тему целостной композиции из нескольких сюжетных изображений составленных индивидуально каждым ребенком.

Низкий уровень: ребенок создает бедные схематические изолированные изображения, каждый фрагмент работы не имеет образной выразительности и существует сам по себе. Средний уровень: ребенок создает образное решение, пытается передать характерные признаки каждого персонажа, но взаимосвязь образов выявлена сразу, выразительность приглушена стереотипами. Высокий уровень: ребенок создает хорошо узнаваемые яркие, эмоционально динамичные или пластичные образы, передает характерные особенности каждого персонажа, прорисовывает дополнительные штрихи и делает смысловые акценты.

Низкий уровень: ребенок создает бедные схематические изолированные изображения, каждый фрагмент работы не имеет образной выразительности и существует сам по себе.

Средний уровень: ребенок создает образное решение, пытается передать характерные признаки каждого персонажа, но взаимосвязь образов выявлена сразу, выразительность приглушена стереотипами.

Высокий уровень: ребенок создает хорошо узнаваемые яркие, эмоционально динамичные или пластичные образы, передает характерные особенности каждого персонажа, прорисовывает дополнительные штрихи и делает смысловые акценты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ Подготовительная группа - Конструирует плоскостные и объемные художественные композиции и игрушки из бумажных и природных элементов без опоры на графическую схему и с использованием готовых или самостоятельно созданных наглядных планов; - Конструирует выразительные изображения, передающие характерные движения людей, животных в конкретной ситуации (например, играющих в футбол или выступающих на арене цирка) и особенности растительного мира, природных явлений конкретной экологической системы;  - Владеет разнообразными приемами вырезания из бумаги фигуры определенной формы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Подготовительная группа

- Конструирует плоскостные и объемные художественные композиции и игрушки из бумажных и природных элементов без опоры на графическую схему и с использованием готовых или самостоятельно созданных наглядных планов;

- Конструирует выразительные изображения, передающие характерные движения людей, животных в конкретной ситуации (например, играющих в футбол или выступающих на арене цирка) и особенности растительного мира, природных явлений конкретной экологической системы;

- Владеет разнообразными приемами вырезания из бумаги фигуры определенной формы.

Литература. Программа «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И. Планы занятий по программе «Развития» /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.(все возрастные группы). Педагогическая диагностика по программе «Развитие»./ Учебный центр Л.А.Венгера.

Литература.

Программа «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И.

Планы занятий по программе «Развития» /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.(все возрастные группы).

Педагогическая диагностика по программе «Развитие»./ Учебный центр Л.А.Венгера.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.