СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "М.И. Глинка. Вокальное творчество"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по музыкальной литературе  для 6 класса."Вокальное творчество М.И. Глинки"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "М.И. Глинка. Вокальное творчество"»

«Между небом и землёй…» Романсы и песни М.И. Глинки

«Между небом и землёй…»

Романсы и песни М.И. Глинки

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для них эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для них эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Романс — это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания Родина романса - Испания

Романс — это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания

Родина романса - Испания

Замечательные образцы русских романсов создали композиторы А. Алябьев А. Варламов А. Гурилёв С. Рахманинов Н. Римский-Корсаков П. Чайковский Г. Свиридов

Замечательные образцы русских романсов создали композиторы

А. Алябьев

А. Варламов

А. Гурилёв

С. Рахманинов

Н. Римский-Корсаков

П. Чайковский

Г. Свиридов

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки

Глинка был основоположником русской классической музыки . Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки. Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Глинка был основоположником русской классической музыки . Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки.

Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Кадры из кинофильма «Композитор Глинка»  Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть

Кадры из кинофильма «Композитор Глинка»

Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть "красивого пения", где плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова.

 В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких стран и времен.  Нельзя не отметить жанровое многообразие вокального творчества композитора. Это и лирический романс, элегия, русская песня, серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах – вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза.  Все романсы Глинки были очень популярны.

В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких стран и времен.

Нельзя не отметить жанровое многообразие вокального творчества композитора. Это и лирический романс, элегия, русская песня, серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах – вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза.

Все романсы Глинки были очень популярны.

Ранний период Романсы раннего периода отличают теплота чувств, выразительность, национальная окраска.

Ранний период

  • Романсы раннего периода отличают теплота чувств, выразительность, национальная окраска.
Элегия «Не искушай» на сл. Баратынского Элегия – жалобная песня В ней проявились характерные для бытовых романсов того времени черты

Элегия «Не искушай» на сл. Баратынского Элегия – жалобная песня

В ней проявились характерные для бытовых романсов того времени черты

Зрелый период Романс «Я здесь, Инезильзя» на сл. А.С. Пушкина. В это время Глинка широко использовал поэзию Пушкина. На его тексты написаны 9 романсов («В крови горит огонь желанья» «Ночной зефир», « Я помню чудное мгновенье» и др.)

Зрелый период

  • Романс «Я здесь, Инезильзя» на сл. А.С. Пушкина. В это время Глинка широко использовал поэзию Пушкина. На его тексты написаны 9 романсов («В крови горит огонь желанья» «Ночной зефир», « Я помню чудное мгновенье» и др.)
«Я помню чудное мгновенье» Муз. М. Глинки, сл. А. Пушкина Жемчужиной глинкинской вокальной музыки по праву считается романс «Я помню чудное мгновенье». Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Екатерине Ермолаевне Керн , дочери Анна Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание этого гениального стихотворения. Е.Е. Керн

«Я помню чудное мгновенье»

Муз. М. Глинки, сл. А. Пушкина

Жемчужиной глинкинской вокальной музыки по праву считается романс «Я помню чудное мгновенье». Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Екатерине Ермолаевне Керн , дочери Анна Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание этого гениального стихотворения.

Е.Е. Керн

Элегия «Сомнение» на стихи Н. Кукольника  Один из ярких образцов зрелой лирики Глинки Поэт писал текст на уже готовую музыку. В стихотворении говорится о сложной борьбе чувств в душе человека. Очень тонко музыка передает эту борьбу.  Глинка внес нечто новое в жанр элегии – он воплотил в ней сложную картину душевных переживаний.

Элегия «Сомнение» на стихи Н. Кукольника

Один из ярких образцов зрелой лирики Глинки Поэт писал текст на уже готовую музыку. В стихотворении говорится о сложной борьбе чувств в душе человека. Очень тонко музыка передает эту борьбу.

Глинка внес нечто новое в жанр элегии – он воплотил в ней сложную картину душевных переживаний.

Центральный период творчества Глинки В этот период творчества расширился круг жанров в романсах Глинки. Цикл из 12 романсов на ст. Н. Кукольника «Прощание с Петербургом» В нем есть песни народного характера ( «Жаворонок», «Колыбельная», «Прощальная песня»), марш («Рыцарский романс»), баркаролла («Уснули голубые»), болеро («О дева чудная»), фантазия («Давноли роскошно ты розой цвела») и др.

Центральный период творчества Глинки

  • В этот период творчества расширился круг жанров в романсах Глинки.
  • Цикл из 12 романсов на ст. Н. Кукольника «Прощание с Петербургом» В нем есть песни народного характера ( «Жаворонок», «Колыбельная», «Прощальная песня»), марш («Рыцарский романс»), баркаролла («Уснули голубые»), болеро («О дева чудная»), фантазия («Давноли роскошно ты розой цвела») и др.

"Прощание с Петербургом ", цикл из 12 романсов созданный Глинкой в 1840 году.

В этих романсах слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе «Жаворонок » - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь!

М Глинка – Н. Кукольник

«Прощание с Петербургом»

романс «Жаворонок» Нестор Михаил  Кукольник  Глинка Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя. В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия — то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г . Белинский).

романс

«Жаворонок»

Нестор

Михаил

Кукольник

Глинка

Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя. В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия — то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г . Белинский).

Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя. В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия — то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г. Белинский).

Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя. В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия — то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г. Белинский).

«Попутная песня».   Данная композиция, вошедшая в цикл «Прощание с Петербургом», написана Михаилом Ивановичем в 1840 году на стихи Нестора Кукольника . Эта красочная жанровая зарисовка ярко отображает впечатления композитора, которые он получил, побывав первый раз на железной дороге, открывшейся в 1837 году и соединившей Петербург с Павловском. Жизнерадостная миниатюра колоритно изображает всё, что связано с удивительным по тому времени новшеством: вокзальная сутолока, громкий шум от голосов, перестук колёс, ожидание желанных встреч и новых впечатлений.

«Попутная песня».  

Данная композиция, вошедшая в цикл «Прощание с Петербургом», написана Михаилом Ивановичем в 1840 году на стихи Нестора Кукольника . Эта красочная жанровая зарисовка ярко отображает впечатления композитора, которые он получил, побывав первый раз на железной дороге, открывшейся в 1837 году и соединившей Петербург с Павловском. Жизнерадостная миниатюра колоритно изображает всё, что связано с удивительным по тому времени новшеством: вокзальная сутолока, громкий шум от голосов, перестук колёс, ожидание желанных встреч и новых впечатлений.

Романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова   Образы природы находят красочное воплощение в этом романса. Музыка передает спокойное, безмятежное настроение, вызванное наслаждением жизнью и красотой природы. История создания. Глинка жил в Милане, восхищался поэтичными картинами лунных ночей. Как он писал в дневнике, его приводил в восторг «вид великолепного, из белого мрамора сооружения храма и самого города, прозрачность неба, черноокие миланки с их вуалями». Трепетное чувство радости жизни нашло выражение в баркароле, которую композитор назвал фантазией. Баркарола - песнь лодочника в итальянской народной музыке (песня венецианских гондольеров) , в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами (венецианская гребная лодка). Песни певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки.

Романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова

Образы природы находят красочное воплощение в этом романса. Музыка передает спокойное, безмятежное настроение, вызванное наслаждением жизнью и красотой природы.

История создания.

Глинка жил в Милане, восхищался поэтичными картинами лунных ночей. Как он писал в дневнике, его приводил в восторг «вид великолепного, из белого мрамора сооружения храма и самого города, прозрачность неба, черноокие миланки с их вуалями». Трепетное чувство радости жизни нашло выражение в баркароле, которую композитор назвал фантазией.

Баркарола - песнь лодочника в итальянской народной музыке (песня венецианских гондольеров) , в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами (венецианская гребная лодка). Песни певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки.

Баллада «Ночной смотр» на стихи Жуковского   Баллада – это вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера Во Франции существует легенда о Наполеоне, который встает по ночам из гроба и делает смотр своим войскам. Музыка баллады создает картину призрачного, фантастического ночного парада . Использование жанра военного марша, вызывает воспоминания о боевых походах, доблести, подвигах, придает романсу характер романтического воспевания верности воинскому долгу. .

Баллада «Ночной смотр» на стихи Жуковского

Баллада – это вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера

Во Франции существует легенда о Наполеоне, который встает по ночам из гроба и делает смотр своим войскам.

Музыка баллады создает картину призрачного, фантастического ночного парада . Использование жанра военного марша, вызывает воспоминания о боевых походах, доблести, подвигах, придает романсу характер романтического воспевания верности воинскому долгу.

.

В заключении можно с уверенностью сказать, что светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки – это великое достояние русской музыкальной культуры.  А его романсы — это уникальное откровение, волнующий, поэтичный мир с тончайшими мелодическими отражениями чувств и настроений.  

В заключении можно с уверенностью сказать, что светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки –

это великое достояние русской музыкальной культуры.

А его романсы —

это уникальное откровение, волнующий, поэтичный мир с тончайшими мелодическими отражениями чувств и настроений.

 

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание