Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Метод игротерапии для детей с РАС"»
- ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД (АВА, ТЕАССН)
- ЭМОЦИОНАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД ( DIR- FT)
МЕТОД ИГРОТЕРАПИИ
- (играть необходимо перед ребенком или под углом 45 градусов, интенсивность занятий 20 часов в неделю)
- взаимная адаптация аутичного ребенка и специалиста реабилитационного центра, дозированное включение в группу детей ;
- узнать от родителей сенсорные , пищевые, социальной «истощаемости», стимулы, вызывающие дискомфорт;
- включение специалиста в цикл стереотипных движений (повторение вращений, раскачивания);
- (например, аутостимуляционные движения с веревочками – игра «Змейка»); вращение, кружение – игра «самолетики»;
- присоединяйтесь к движениям ребенка «мы делаем вместе».
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕНСОРНОЙ
ИГРОВОЙ ЗОНЫ РЕБЕНКА С РАС
- замкнутая композиция игрового пространства с одним входом и выходом, наличием свободного пространства вокруг игрового оборудования;
- все элементы невысокие, чтобы обеспечить видимость всего игрового пространства;
- наличие зон с тихими играми: с песком, с водой, с природными материалами;
- наличие игровых зон для подвижных игр;
- наличие уединенных мест для уединения и расслабления ребенка (домик, труба, сухой душ, эластичный тренажер);
- специальные средства для преодоления моторной неловкости, развития физической активности, чувства равновесия и координации , качели, балансир, скейт с веслом, тазики, ходули, бревно, ортопедиче- ские массажные коврики .
Примеры сенсорной
интеграции
- Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)
- Танец под музыку (слуховая система)
- Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)
- Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)
- Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)
- Вращение на стуле (баланс и зрение)
- Балансирование на перекладине (баланс)
ЦЕЛИ ИГРОТЕРАПИИ
- 1) создание безопасного игрового пространства с целью поддержки исследовательской и игровой активности ребенка;
- 2) установление и развитие эмоционального контакта в игре;
- 3) подбор индивидуальной игровой программы с опорой на самостоятельную игровую и исследовательскую активность ребенка;
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ
Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных
навыков - подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты на фитболах, мячах BOSU;
- игры типа «Тир»;
- ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нари сованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу.
- бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой.
Пальчиковая гимнастика: «Гнездо»: пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Замок»: соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить; «Пальчики здороваются»; «Пальцеход»: на плотном ковролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник);
- тренажеры-шнуровки;
- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин;
- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков;
- завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек;
- надевание и снимание колечка суджок (массаж пальца);
- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
- прикрепление бельевых прищепок;
- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
- катание мячей-ежиков (с шипами).
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия
- Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует.
Игры на восприятие предметов в движении
- игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу»);
- передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок);
- рисование орнамента рукой в воздухе.
Игры на развитие зрительного восприятия
- Игры с фонариком «Где зажегся огонек?», «Путешествуем вместе».
ЗАДАЧИ НА ЭТАПЕ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С РАС В ГРУППУ
- увеличение физической выносливости ребенка с РАС, привыкание к тактильному взаимодействию;
- появление и увеличение числа случаев установления и поддержания контакта с воспитателем и специалистами, инициация контакта;
- увеличение частоты проявлений самостоятельных форм поведения;
- адекватная реакция на простые инструкции бытового и учебного характера;
- функциональное использование игрушек, накопление количества эпизодов игрового и социального взаимодействия;
- формирование привычки следовать правилам и режиму группы;
- формирование основ учебного поведения на групповых занятиях»;
- обучение навыкам общения на основе визуальной поддержки (альтернативная коммуникационная система PECS, визуальное расписание, карточки-подсказки, карточки-правила, технологические карты).
КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
(сенсорные игры с водой, сыпучими и пластичными материалами,
со светом и тенью)
МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Цель: научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их интерпретировать
1. Задания на песочном столе:
- знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за работой специалиста;
- «Отпечатки»;
- пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
- рисование кисточкой/пальцем на песке;
- рисование без подсветки/с подсветкой;
- «Сделай так» (повторение действий за специалистом);
- добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на песке;
- добавление/смена цветного песка;
- разные способы рисования;
- написание букв/цифр на песке;
- дорожки и линии»
- рисование различных фигур, линий на песке;
- (способ: просеивание, расхлопывание, дождиком или волной)
МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
2. Задания в классической песочнице:
- использование сухого/мокрого песка;
- «Давай вместе» (повторение действий за специалистом);
- использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры, из различного материала, звуковые игрушки);
- игры с фигурками животных/людей;
- проигрывание диалогов.
3. Задания с использованием кинетического песка:
- знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за игрой специалиста;
- «Рассада» (использование овощей и фруктов, лопаты, граблей без тактильного взаимодействия с песком);
- «Найди буквы (камушки, цифры, бусинки, животных и др.)»;
- «Пекарня» (использование формочек в соответствии с темой занятия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком);
- «Найденыши» (прячется различный по тактильным ощущениям материал);
- «Железная дорога» (перемещение предмета/поезда по заданной линии в песке); «Сделай так»; «Домик крота»; «Строим замок»; «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта, плавающего пластилина, ракушек и камней).
ПОПУЛЯРНАЯ ТЕРАПИЯ
- Система визуальных карточек РЕKS
- Речевая терапия (логотерапия)
- Модель Денвер (социальное взаимодействие)
- ТЕАССН – жить самостоятельно в созданных условиях
- Сенсорная и слуховая интеграция
- Томатис – музыкальная терапия
- Холдинг-терапия
- Физиотерапия
МЕТОД АРТТЕРАПИИ
- Техника Эбру - искусство обработки материала «Турецким мраморирование»
Изображение делается красками на воде, а затем переводится на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику.
Смешиваясь между собой, краски образуют причудливые и неповторимые узоры
2) Пальчиковые краски (приемы)
- ладошки (рисование в технике оттиска ладони)
- тычки (прием рисования с помощью оставления на бумаге следов от пальцев;
- мазки (рисование мазками при помощи пальчиковых красок;
- штампы (из различных материалов)
- спонжи и губки;
- оттиск (отпечаток изображения с гладкой поверхности)
- стеки и палочек различного диаметра.
- (примеры: ладошкой - осьминога, сомкнутой ладошкой - скелет рыбки, кулаком -снеговика, солнышко, человечека)
.
Виды поощрений
- Пищевое поощрение;
- Жетоны;
- Непищевое материальное поощрение;
- Социальное поощрение взрослым: похвала, одобрение;
- Комбинированное поощрение;
- Самостоятельный выбор места для деятельности и определение последовательности ее осуществления.