СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Метод игротерапии для детей с РАС"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к организации сенсорной зоны для ребенка с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Метод игротерапии для детей с РАС"»

 ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД (АВА, ТЕАССН) ЭМОЦИОНАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД ( DIR- FT)      МЕТОД ИГРОТЕРАПИИ (играть необходимо перед ребенком или под углом 45 градусов, интенсивность занятий 20 часов в неделю) взаимная адаптация аутичного ребенка и специалиста реабилитационного центра, дозированное включение в группу детей ; узнать от родителей сенсорные , пищевые, социальной «истощаемости», стимулы, вызывающие дискомфорт;  включение специалиста в цикл стереотипных движений (повторение вращений, раскачивания); (например, аутостимуляционные движения с веревочками – игра «Змейка»); вращение, кружение – игра «самолетики»; присоединяйтесь к движениям ребенка «мы делаем вместе».

  • ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД (АВА, ТЕАССН)
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД ( DIR- FT)

МЕТОД ИГРОТЕРАПИИ

  • (играть необходимо перед ребенком или под углом 45 градусов, интенсивность занятий 20 часов в неделю)
  • взаимная адаптация аутичного ребенка и специалиста реабилитационного центра, дозированное включение в группу детей ;
  • узнать от родителей сенсорные , пищевые, социальной «истощаемости», стимулы, вызывающие дискомфорт;
  • включение специалиста в цикл стереотипных движений (повторение вращений, раскачивания);
  • (например, аутостимуляционные движения с веревочками – игра «Змейка»); вращение, кружение – игра «самолетики»;
  • присоединяйтесь к движениям ребенка «мы делаем вместе».

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕНСОРНОЙ  ИГРОВОЙ ЗОНЫ РЕБЕНКА С РАС  замкнутая композиция игрового пространства с одним входом и выходом, наличием свободного пространства вокруг игрового оборудования;  все элементы невысокие, чтобы обеспечить видимость всего игрового пространства;  наличие зон с тихими играми: с песком, с водой, с природными материалами;  наличие игровых зон для подвижных игр;  наличие уединенных мест для уединения и расслабления ребенка (домик, труба, сухой душ, эластичный тренажер);  специальные средства для преодоления моторной неловкости, развития физической активности, чувства равновесия и координации , качели, балансир, скейт с веслом, тазики, ходули, бревно, ортопедиче- ские массажные коврики .

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕНСОРНОЙ

ИГРОВОЙ ЗОНЫ РЕБЕНКА С РАС

  • замкнутая композиция игрового пространства с одним входом и выходом, наличием свободного пространства вокруг игрового оборудования;
  • все элементы невысокие, чтобы обеспечить видимость всего игрового пространства;
  • наличие зон с тихими играми: с песком, с водой, с природными материалами;
  • наличие игровых зон для подвижных игр;
  • наличие уединенных мест для уединения и расслабления ребенка (домик, труба, сухой душ, эластичный тренажер);
  • специальные средства для преодоления моторной неловкости, развития физической активности, чувства равновесия и координации , качели, балансир, скейт с веслом, тазики, ходули, бревно, ортопедиче- ские массажные коврики .

Примеры сенсорной  интеграции Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве) Танец под музыку (слуховая система) Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения) Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве) Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация) Вращение на стуле (баланс и зрение) Балансирование на перекладине (баланс)

Примеры сенсорной

интеграции

  • Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)
  • Танец под музыку (слуховая система)
  • Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)
  • Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)
  • Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)
  • Вращение на стуле (баланс и зрение)
  • Балансирование на перекладине (баланс)

ЦЕЛИ ИГРОТЕРАПИИ  1) создание безопасного игрового пространства с целью поддержки исследовательской и игровой активности ребенка; 2) установление и развитие эмоционального контакта в игре; 3) подбор индивидуальной игровой программы с опорой на самостоятельную игровую и исследовательскую активность ребенка;

ЦЕЛИ ИГРОТЕРАПИИ

  • 1) создание безопасного игрового пространства с целью поддержки исследовательской и игровой активности ребенка;
  • 2) установление и развитие эмоционального контакта в игре;
  • 3) подбор индивидуальной игровой программы с опорой на самостоятельную игровую и исследовательскую активность ребенка;

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ             Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных навыков - подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты на фитболах, мячах BOSU; игры типа «Тир»; ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нари сованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу. бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой. Пальчиковая гимнастика: «Гнездо»: пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Замок»: соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить; «Пальчики здороваются»; «Пальцеход»: на плотном ковролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных

навыков - подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты на фитболах, мячах BOSU;

  • игры типа «Тир»;
  • ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нари сованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу.
  • бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой.

Пальчиковая гимнастика: «Гнездо»: пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Замок»: соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить; «Пальчики здороваются»; «Пальцеход»: на плотном ковролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

 ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ              составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка суджок (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

  • составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник);
  • тренажеры-шнуровки;
  • нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин;
  • сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков;
  • завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек;
  • надевание и снимание колечка суджок (массаж пальца);
  • комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
  • прикрепление бельевых прищепок;
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
  • катание мячей-ежиков (с шипами).

 ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

 ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

                Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует. Игры на восприятие предметов в движении игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу»); передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок);  рисование орнамента рукой в воздухе. Игры на развитие зрительного восприятия - Игры с фонариком «Где зажегся огонек?», «Путешествуем вместе».

Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия

  • Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует.

Игры на восприятие предметов в движении

  • игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу»);
  • передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок);
  • рисование орнамента рукой в воздухе.

Игры на развитие зрительного восприятия

- Игры с фонариком «Где зажегся огонек?», «Путешествуем вместе».

 ЗАДАЧИ НА ЭТАПЕ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С РАС В ГРУППУ  увеличение физической выносливости ребенка с РАС, привыкание к тактильному взаимодействию;  появление и увеличение числа случаев установления и поддержания контакта с воспитателем и специалистами, инициация контакта;  увеличение частоты проявлений самостоятельных форм поведения;  адекватная реакция на простые инструкции бытового и учебного характера;  функциональное использование игрушек, накопление количества эпизодов игрового и социального взаимодействия; формирование привычки следовать правилам и режиму группы;  формирование основ учебного поведения на групповых занятиях»;  обучение навыкам общения на основе визуальной поддержки (альтернативная коммуникационная система PECS, визуальное расписание, карточки-подсказки, карточки-правила, технологические карты).

ЗАДАЧИ НА ЭТАПЕ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С РАС В ГРУППУ

  • увеличение физической выносливости ребенка с РАС, привыкание к тактильному взаимодействию;
  • появление и увеличение числа случаев установления и поддержания контакта с воспитателем и специалистами, инициация контакта;
  • увеличение частоты проявлений самостоятельных форм поведения;
  • адекватная реакция на простые инструкции бытового и учебного характера;
  • функциональное использование игрушек, накопление количества эпизодов игрового и социального взаимодействия;
  • формирование привычки следовать правилам и режиму группы;
  • формирование основ учебного поведения на групповых занятиях»;
  • обучение навыкам общения на основе визуальной поддержки (альтернативная коммуникационная система PECS, визуальное расписание, карточки-подсказки, карточки-правила, технологические карты).

 КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ (сенсорные игры с водой, сыпучими и пластичными материалами, со светом и тенью)                 МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Цель: научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их интерпретировать  1. Задания на песочном столе: знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за работой специалиста;  «Отпечатки»;  пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);  рисование кисточкой/пальцем на песке;  рисование без подсветки/с подсветкой;  «Сделай так» (повторение действий за специалистом);  добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на песке;  добавление/смена цветного песка;  разные способы рисования;  написание букв/цифр на песке;  дорожки и линии»  рисование различных фигур, линий на песке; (способ: просеивание, расхлопывание, дождиком или волной)

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ

(сенсорные игры с водой, сыпучими и пластичными материалами,

со светом и тенью)

МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Цель: научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их интерпретировать

1. Задания на песочном столе:

  • знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за работой специалиста;
  • «Отпечатки»;
  • пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
  • рисование кисточкой/пальцем на песке;
  • рисование без подсветки/с подсветкой;
  • «Сделай так» (повторение действий за специалистом);
  • добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на песке;
  • добавление/смена цветного песка;
  • разные способы рисования;
  • написание букв/цифр на песке;
  • дорожки и линии»
  • рисование различных фигур, линий на песке;
  • (способ: просеивание, расхлопывание, дождиком или волной)

МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ                  2. Задания в классической песочнице: использование сухого/мокрого песка;  «Давай вместе» (повторение действий за специалистом);  использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры, из различного материала, звуковые игрушки);  игры с фигурками животных/людей;  проигрывание диалогов.   3. Задания с использованием кинетического песка:  - знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за игрой специалиста; - «Рассада» (использование овощей и фруктов, лопаты, граблей без тактильного взаимодействия с песком); - «Найди буквы (камушки, цифры, бусинки, животных и др.)»; «Пекарня» (использование формочек в соответствии с темой занятия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком); «Найденыши» (прячется различный по тактильным ощущениям материал); «Железная дорога» (перемещение предмета/поезда по заданной линии в песке); «Сделай так»; «Домик крота»; «Строим замок»; «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта, плавающего пластилина, ракушек и камней).

МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

2. Задания в классической песочнице:

  • использование сухого/мокрого песка;
  • «Давай вместе» (повторение действий за специалистом);
  • использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры, из различного материала, звуковые игрушки);
  • игры с фигурками животных/людей;
  • проигрывание диалогов.

3. Задания с использованием кинетического песка:

- знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за игрой специалиста;

- «Рассада» (использование овощей и фруктов, лопаты, граблей без тактильного взаимодействия с песком);

- «Найди буквы (камушки, цифры, бусинки, животных и др.)»;

  • «Пекарня» (использование формочек в соответствии с темой занятия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком);
  • «Найденыши» (прячется различный по тактильным ощущениям материал);
  • «Железная дорога» (перемещение предмета/поезда по заданной линии в песке); «Сделай так»; «Домик крота»; «Строим замок»; «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта, плавающего пластилина, ракушек и камней).

 ПОПУЛЯРНАЯ ТЕРАПИЯ                 Система визуальных карточек РЕKS Речевая терапия (логотерапия) Модель Денвер (социальное взаимодействие) ТЕАССН – жить самостоятельно в созданных условиях Сенсорная и слуховая интеграция Томатис – музыкальная терапия Холдинг-терапия Физиотерапия

ПОПУЛЯРНАЯ ТЕРАПИЯ

  • Система визуальных карточек РЕKS
  • Речевая терапия (логотерапия)
  • Модель Денвер (социальное взаимодействие)
  • ТЕАССН – жить самостоятельно в созданных условиях
  • Сенсорная и слуховая интеграция
  • Томатис – музыкальная терапия
  • Холдинг-терапия
  • Физиотерапия

МЕТОД АРТТЕРАПИИ                  Техника Эбру - искусство обработки материала «Турецким мраморирование» Изображение делается красками на воде, а затем переводится на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику. Смешиваясь между собой, краски образуют причудливые и неповторимые узоры 2) Пальчиковые краски (приемы) ладошки (рисование в технике оттиска ладони) тычки (прием рисования с помощью оставления на бумаге следов от пальцев;  мазки (рисование мазками при помощи пальчиковых красок;  штампы (из различных материалов) спонжи и губки;  оттиск (отпечаток изображения с гладкой поверхности) стеки и палочек различного диаметра. (примеры: ладошкой - осьминога, сомкнутой ладошкой - скелет рыбки, кулаком -снеговика, солнышко, человечека)

МЕТОД АРТТЕРАПИИ

  • Техника Эбру - искусство обработки материала «Турецким мраморирование»

Изображение делается красками на воде, а затем переводится на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику.

Смешиваясь между собой, краски образуют причудливые и неповторимые узоры

2) Пальчиковые краски (приемы)

  • ладошки (рисование в технике оттиска ладони)
  • тычки (прием рисования с помощью оставления на бумаге следов от пальцев;
  • мазки (рисование мазками при помощи пальчиковых красок;
  • штампы (из различных материалов)
  • спонжи и губки;
  • оттиск (отпечаток изображения с гладкой поверхности)
  • стеки и палочек различного диаметра.
  • (примеры: ладошкой - осьминога, сомкнутой ладошкой - скелет рыбки, кулаком -снеговика, солнышко, человечека)

         .

.

Виды поощрений Пищевое поощрение; Жетоны; Непищевое материальное поощрение; Социальное поощрение взрослым: похвала, одобрение; Комбинированное поощрение; Самостоятельный выбор места для деятельности и определение последовательности ее осуществления.

Виды поощрений

  • Пищевое поощрение;
  • Жетоны;
  • Непищевое материальное поощрение;
  • Социальное поощрение взрослым: похвала, одобрение;
  • Комбинированное поощрение;
  • Самостоятельный выбор места для деятельности и определение последовательности ее осуществления.