Тема выступления:
« Thinking out of the box »
и современный ученик»
Профессиональное педагогическое сообщество учителей иностранного языка
Лямичева Лидия Александровна, учитель иностранного языка
2022 г. , апрель
Сегодня
- Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками:
- Своим родным языком,
- иностранным языком
- и языком технологий…
- «Thinking out of the box» и современный ученик»
Необходимо учить детей нестандартно мыслить, это требование сегодняшнего дня!
Навык ХХI века — «нестандартно мыслить», то есть творчески удивлять, остро и широко рассуждать. Из обычной жизненной ситуации находить выходы, которые еще бы приковывали внимание окружающих своей оригинальностью. …
Выражение «thinking out of the box» или
«мыслить нестандартно»
чаще всего используется в деловом мире и означает, что вы должны мыслить творчески, вы должны научиться видеть препятствия и придумывать творческие идеи для преодоления этих препятствий
- Выбор этой темы неслучаен. Педагогическая практика показала, что традиционные методы уже не позволяют добиваться желаемых результатов в обучении учащихся.
- А чтобы учащиеся учились с интересом, их надо вовлекать в творческие процессы на уроках и во внеурочное время, предоставлять им самостоятельность, помогать раскрывать скрытые возможности
- Научить детей работать творчески, осмысливать задания, исходя из собственного жизненного опыта, искать собственный путь решения проблемы — вот задачи современного учителя.
- Технология ТРИЗ, которую учитель использует на своих уроках, эффективно работает на развитие креативного мышления
- ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) — это философия решения проблем, основанная на логике, данных и исследованиях, а не на интуиции
Приведу примеры приемов использования элементов ТРИЗ на уроках английского языка:
Найди отгадку:
Тема урока во 2 классе:
«Аnimals»
I live in the jungle
I like to eat bananas ( а monkey)
«Круги Луцция»
Прием является прекрасным средством для активизации лексических знаний обучающихся на стадии закрепления и актуализации знаний
Тема: «Seasons»
Подберите слова к «Spring»
S un P ullover R ain I… N… G…
Кластеры
Тема: «Free time».
Задание: Ответить на вопрос «Как вы проводите свободное время?»
Задача: Составить кластеры к ответу на вопрос. Можно работать в парах или всей группой. На следующих этапах изучения темы можно дополнять кластеры новой информацией.
Такие кластеры могут служить опорной схемой для монологического высказывания.
Какие же задания я использую для развития творческого мышления?
1. Необычное использование предметов
Предлагаю ученикам придумать как можно больше способов (лучше необычных) использования разных предметов. Например, как можно использовать карандаш (to paint/to knit/to fish/to build…)
Предлагаю ученикам рассмотреть фотографию или картинку и придумать заголовок к нему на английском языке. Он может быть смешным, странным, страшным и др.
Проектная деятельность
Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта
Главным результатом работы будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, и их творческое применение в новых условиях
Так, во втором классе
Мы «строили» дом своей мечты.
Это были и трехэтажные дома,
и дома с бассейнами и другое…
Метод ассоциаций
Данный метод позволяет создать новый, оригинальный продукт на основе уже изученного материала
Тема: «Дом»
Форма работы:
группа из 3-4 человек.
Задача: описать дом своей мечты.
Даны слова : a garden, a swimming pool, flying beds и т . д .
Пример :
I have a big house. There are 10 rooms, three swimming pools and a beautiful garden on the roof. There is a flying bed in my room…
Задумаемся над следующими цифрами:
Учитель за свою жизнь даёт более 25 тысяч уроков.
Ученик посещает за 11 лет почти 11тысяч уроков.
Всё самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся ещё раз к известной цитате
В.А. Сухомлинского: « Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
Интернет - ресурсы:
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-
методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Курс лекций. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000.
Груздева О.П. Формирование позитивной мотивации в изучении английского языка в семье. – URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye- yazyki/angliiskii-yazyk/library/formirovanie-pozitivnoy-motivacii-v-izuchenii.
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000.
Нечаева Я. С. Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2017– URL: http://e-koncept.ru/2017/771127.ht
Какие изменения должны произойти ?
- Смена типа педагогического мышления: от репродуктивного - к продуктивному, от исполнительского - к творческому, от установки на трансляцию знаний - к самостоятельному, осмысленному конструированию образовательного диалога
Учитель - не информатор .
Учитель - КОНСУЛЬТАНТ,
ОРГАНИЗАТОР,
КООРДИНАТОР деятельности учащихся
“ Teachers only open the door but you must enter by yourself” a Chinese proverb
«Учитель только открывает дверь,
но вы должны войти в нее самостоятельно»