СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана к уроку русского языка на тему "Обращение". В презентации используются примеры из басен Крылова. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Обращение"»

Урок русского языка в 5 классе на тему

Урок русского языка в 5 классе на тему

"Обращение"

Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ "Гимназия 1 г.Волоколамска" Самоделова Д.А.

Оцените свое настроение

Оцените свое настроение

Наши цели, задачи и способы действия Как? Зачем? Работаем в парах Интонация Что? Наблюдаем Обращение Знаки Делаем препинания выводы

Наши цели, задачи и способы действия

Как?

Зачем?

Работаем

в парах

Интонация

Что?

Наблюдаем

Обращение

Знаки

Делаем

препинания

выводы

Обращение -  - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (см.Правило, с.81).

Обращение -

- это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (см.Правило, с.81).

Соседка, перестань срамиться. Спой, светик, не стыдись! Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! Послушай-ка, дружище!

Соседка, перестань срамиться.

Спой, светик, не стыдись!

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!

Послушай-ка, дружище!

 Соседка, перестань срамиться.  [ О,…].  Спой, светик, не стыдись!  [ …,О,…]!  Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!  […,О, …]!  Послушай-ка, дружище!  [ …, О]! Друзья!  Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!   [О! …]!

Соседка, перестань срамиться.

[ О,…].

Спой, светик, не стыдись!

[ …,О,…]!

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!

[…,О, …]!

Послушай-ка, дружище!

[ …, О]!

Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!

[О! …]!

Упражнение № 1 Какой член предложения, как и обращение, может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. Составьте схему 2-го предложения. Мой куманёк пришёл ко мне на ужин. Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Упражнение № 1

Какой член предложения, как и обращение,

может быть выражен существительным в

именительном падеже? Расставьте знаки

препинания, объясните свой выбор. Составьте схему 2-го предложения.

Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.

Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Ответы к упражнению 1. Подлежащее. Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.  ( обращ.) Тебя, мой куманёк, век слушать я готова.

Ответы к упражнению 1.

Подлежащее.

Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.

( обращ.)

Тебя, мой куманёк, век слушать я готова.

Упражнение № 2 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями (всего 4 предложения). Используйте в 1 предложении этикетное слово «пожалуйста».  мамочка Николай Иванович

Упражнение № 2

Составьте предложения так, чтобы в одном

случае данные слова были подлежащими, а в

других – обращениями (всего 4 предложения). Используйте в 1 предложении этикетное слово «пожалуйста».

мамочка Николай Иванович

Ответы к упражнению № 2 Мамочка – самый дорогой для меня человек. Мамочка , ты самый дорогой для меня человек. Николай Иванович работает инженером. Николай Иванович , подготовьте, пожалуйста, чертежи.

Ответы к упражнению № 2

Мамочка – самый дорогой для меня человек.

Мамочка , ты самый дорогой для меня человек.

Николай Иванович работает инженером.

Николай Иванович , подготовьте, пожалуйста, чертежи.

Упражнение № 3. «Басни Крылова»  Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басни. 1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? 2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! 3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. 4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры… 5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

Упражнение № 3. «Басни Крылова» Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басни.

1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?

2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.

4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…

5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

Ответы к упражнению № 3  «Басни Крылова» 1. Соседка («Слон и Моська»). 2. Соседушка, мой свет, миленький дружочек («Демьянова уха»). 3. Полканушка («Собачья дружба»). 4. Друзья! («Волк на псарне»). 5. Хавронья («Свинья»).

Ответы к упражнению № 3 «Басни Крылова»

1. Соседка («Слон и Моська»).

2. Соседушка, мой свет, миленький дружочек («Демьянова уха»).

3. Полканушка («Собачья дружба»).

4. Друзья! («Волк на псарне»).

5. Хавронья («Свинья»).

Закончите предложения Обращение – это ... Обращения выражаются … На письме обращения выделяются ... Обращения нужны для того, чтобы… Например ...

Закончите предложения

Обращение – это ...

Обращения выражаются …

На письме обращения выделяются ...

Обращения нужны для того, чтобы…

Например ...

Домашнее задание Найти в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова обращения. Выписать эти предложения, составить их схемы. §.41, с.81. упр.213.

Домашнее задание

Найти в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова обращения. Выписать эти предложения, составить их схемы.

§.41, с.81. упр.213.

Оцени свое настроение сейчас Выбери рисунок

Оцени свое настроение сейчас

Выбери рисунок