Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему " Обучение русской лексике в системе РКИ"»
О бучение русской лексике в системе РКИ
Составитель: студентка 2 курса магистерской программы, З. С-С. Иналова
Лексический навык входит в состав речевых умений:
Умение говорить
Умение писать
Умение читать
Умение понимать речь на слух
Цели обучения лексике
Целью обучения лексике является формирование лексического навыка.
Лексический навык- это способность автоматически вызывать из долговременной памяти слова и словосочетания и включать их в речь конкретной ситуации для решения коммуникативной задачи.
В научной литературе принято различать продуктивные и рецептивные лексические навыки
Продуктивная лексика
Рецептивная лексика
Усваивается при овладении навыками лексического оформления экспрессивной речи
Усваивается при чтении и аудировании
Цель – научится употреблять в говорении и письменной речи
Цель – научиться узнавать и понимать при чтении и на слух
При обучении лексике выделяют следующие этапы работы с лексическим материалом
- Презентация вводимой лексики;
- Методические действия обеспечивающие усвоение учащимися новой лексики;
- Организация повторения изученной лексики и контроль качества усвоения;
Ученики должны назвать предметы изображенные на картинке или фотографии
Выбрать из ряда слов одно, соответствующие данной ситуации
Исключить из предлагаемого ряда слов слово, которое не соответствует данной ситуации
Образовать предложения с выделенным словом
Дополнить предложения подходящими по смыслу словами
Употребить синоним или антоним к выделенному слову
Приемы семантизации
- Наглядность
- Описание
- Перечисление
- Указание на родовое слово
- Словообразовательная ценность
- Семантический контекст
- Синонимы
- Антонимы
- Перевод
Типология упражнений для обучения иностранной речевой деятельности
Коммуникативные
Предкоммуникативные
Типология упражнений для обучения иностранной речевой деятельности
Докоммуникативные
Имитационные
Подстановочные
Комбинационные
Трансформационные
Конструктивные
Переводные
Типология упражнений для обучения иностранной речевой деятельности
Коммуникативные
Респонсивные
Ситуативные
Репролуктивные
Дискриптивные
Диспутивные
Композиционные
Инициативные
Игровые
Примеры лексических игр
«Узнай предметы»
«Перепутанные буквы»
«Игра в мяч»
«Кто есть кто?»
«Путешествия»
Библиографический список
- 1. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение) / Под ред. А.Н. Щукина. – М.: Русский язык, 1990. – 231 с.
- 2. Ковалёва А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. 231-233 с.
- 3. Лексикология и лексикография в аспекте русского языка как иностранного: Научно-методические материалы / Авт.-сост.: Е.И. Зиновьева, М.А. Шахматова; под общ. ред. Е.И. Зиновьевой. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 242 с.
- 4. Московкин Л.В., Щукин А.Н. История методики обучения русскому языку как иностранному М.: Русский язык. Курсы, 2013. — 400 c.