Основы конституционного строя России
Конституционный строй – это способ организации политической власти на основе конституционализма
Понятие основ конституционного строя
- Основы конституционного строя (ОКС) имеют более узкий логический объем, чем понятие «конституционный строй»
- ОКС – это фундаментальные конституционные самохарактеристики, отражающие специфику государственного и общественного строя конкретной страны.
Основы конституционного строя России
- Республиканская форма правления (ст.1).
- Демократическое государство (ст.1, 3, 10, 12, 13).
- Правовое государство (ст.1, 2, 4, 6, 15).
- Федеративное государство (ст.1, 5, 11).
- Социальное государство (ст.7).
- Светское государство (ст.14).
- Рыночная (конкурентная) экономика (ст.8, 9).
- Открытый характер государства (интеграция в мировое сообщество) (ст.15, ч.4).
Основы конституционного строя России, отражающие признаки конституционализма
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.2).
- Категория «высшая ценность – человек» имеет смысл только и исключительно в государственно организованном обществе.
- Индивид заведомо и всегда слабее государства. Именно поэтому возник этот принцип, который дает надежду на защиту от произвола.
- Ср. с советским принципом – превыше всего интересы коммунистического строительства
Демократический характер государства
- Формальный (узкий) смысл - форма правления ( до конца XVIII в .)
- Идеологический (широкий) смысл – подконтрольность государственной власти народу ( наши дни )
Демократический характер государства
Только
Адам Пшеворский :
«Если поразмышлять над бесчисленными определениями демократии, то можно обнаружить, что демократия стала своего рода алтарем, куда каждый несет свои наиболее предпочтительные жертвоприношения . Считается, что демократии присущи почти все необходимые с нормативной точки зрения аспекты политической, а иногда и социально-экономической жизни – такие как представительность, ответственность, равенство, участие, справедливость, достоинство, рациональность, безопасность, свобода (и этот список можно продолжить)».
Глубинный смысл демократической идеи
- А. де Токвиль: «В демократической республике большие дела вершатся не государственной администрацией, а без нее и помимо нее. Демократия – это не самая искусная форма правления, но только она подчас может вызвать в обществе бурное движение, придать ему энергию и исполинские силы, неизвестные при других формах правления. И эти движения, энергия и силы при мало-мальски благоприятных обстоятельствах способны творить чудеса. Это и есть истинные преимущества демократии»
- Аристотель: «Ясно, что государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть государством . Ведь по своей природе государство представляется неким множеством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства образуется семья, а из семьи – отдельный человек: семья, как всякий согласится, отличается б о льшим единством, нежели государство, а один человек, нежели семья. Таким образом, если бы кто-нибудь и оказался в состоянии осуществить это, то все же этого не следовало бы делать, так как он тогда уничтожил бы государство »
- Суть и ценность демократической идеи – в институализации разнообразия . Столкновение мнений, позиций, даже мировоззрений питает энергию развития.
Институциональные признаки демократического государства
- Народный суверенитет (даже в конституционных монархиях):
- Осуществление власти народом посредством прямых и представительных форм (выборы, референдум и т.п.). Наличие представительного органа (парламента).
- Осуществление власти народом посредством прямых и представительных форм (выборы, референдум и т.п.). Наличие представительного органа (парламента).
- Осуществление власти народом посредством прямых и представительных форм (выборы, референдум и т.п.).
- Наличие представительного органа (парламента).
- Равноправие граждан.
- Личная, духовная, политическая, экономическая и творческая свобода.
- Идейное и политическое многообразие (плюрализм):
- Политическая конкуренция. Гарантии оппозиционной деятельности.
- Политическая конкуренция. Гарантии оппозиционной деятельности.
- Политическая конкуренция.
- Гарантии оппозиционной деятельности.
- Недопустимость монопольного обладания властью:
- Разделение властей. Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив).
- Разделение властей. Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив).
- Разделение властей.
- Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив).
Отсутствие хотя бы одного из этих признаков свидетельствует о дефектности демократии
«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст.3)
Это означает, что :
- народ ни с кем не делит свою власть;
- воля народа не требует чьего–либо утверждения или подтверждения;
- народ осуществляет свою власть самостоятельно и независимо от каких-либо внешних или внутренних сил;
- все органы, осуществляющие публично-властные функции (государство в узком смысле слова) получают легитимность только благодаря волеизъявлению народа (прямому или косвенному);
- органы публичной власти прямо или косвенно подконтрольны народу.
Императивные формы
- Императивные формы
- Императивные формы
- Императивные формы
Диспозитивные формы
- Диспозитивные формы
- Диспозитивные формы
- Диспозитивные формы
Равноправие граждан
Статья 19
«1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Свобода
Свобода , в конституционно-правовом значении этого понятия, есть возможность каждого человека беспрепятственно действовать (индивидуально или совместно) для достижения личных или общественно значимых целей, высказывать свои мнения и иными способами реализовывать свою волю, если это не нарушает права и свободы других людей и не противоречит иным правовым принципам и нормам данного государства.
Идейное и политическое многообразие
- Недопустимость государственной или обязательной идеологии.
- Многопартийность.
- Равенство прав общественных объединений.
- Пределы плюрализма.
Карл Поппер (1902-1994) :
« De facto существуют лишь две формы государственного устройства: та, при которой возможна бескровная смена правительства посредством проведения выборов , и та, где это невозможно. Обычно первая форма зовется демократией, а вторая — диктатурой или тиранией»
Разделение властей
- ограничение государственной власти
- главенствует законодательная власть
- равновесие
Демократическое государство ( определение ):
Государство, в котором высшее (суверенное) право определять политику (направления политики), выносить политическую оценку власти и в соответствии с этой оценкой мирно менять представителей власти принадлежит народу и осуществляется народом .
Проявления правового государства в конституционном праве России
Первое проявление – принцип верховенства Конституции как концентрированного выражения права:
- а) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст.4);
- б) законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15);
- в) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст.15);
- г) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15);
- д) Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации (ст.125):
- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Проявления правового государства в конституционном праве России
Второе проявление – приоритет прав и свобод человека и гражданина:
- «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2).
- Приверженность концепции естественных прав . В ст.15 провозглашается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
- Ст.17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ».
- Ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Проявления правового государства в конституционном праве России
Третье проявление – установление условий, при которых допускается вмешательство в осуществление прав и свобод личности и их ограничение:
- Во-первых, это находит отражение в принципе равенства прав и свобод и запрете ограничивать права и свободы по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19).
- Во-вторых, при закреплении прав, которые обычно называются личными (неприкосновенность личности, жилища, тайна коммуникаций и т.д.), Конституция говорит, что они могут быть ограничены на основании судебного решения (ст.22–25).
- В-третьих, Конституция допускает ограничения прав и свобод только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55).
- В-четвертых, Конституцией РФ предусмотрена возможность ограничения некоторых (в основном, политических) прав и свобод в период действия особых правовых режимов – чрезвычайного или военного положения. Но сами эти режимы регулируются законодательно. Конституция также гарантирует, что некоторые права и свободы не подлежат ограничению даже в период действия особого режима .
Проявления правового государства в конституционном праве России
Четвертое проявление – доступная судебная защита прав и свобод:
- гарантии судебной защиты вплоть до права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст.46);
- право на законного судью (ст.47);
- право на квалифицированную (в т.ч. бесплатную) юридическую помощь (ст.48).
Проявления правового государства в конституционном праве России
Пятое проявление – принципы и правила правосудия, гарантирующие справедливую судебную защиту :
- презумпция невиновности (ст.49);
- принцип « ne bis in idem » ( ст .50) (нельзя дважды судить за одно и то же) ;
- право не свидетельствовать против себя и своих родственников (ст.51);
- право на пересмотр приговора, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50);
- недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона (ст.50);
- принцип недопустимости обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54);
- принцип отсутствия ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст.54);
- состязательность и равноправие сторон как принципы судопроизводства (ст.123);
- открытое разбирательство дел во всех судах как общее правило (ст.123);
- недопустимость заочного разбирательства как общее правило (ст.123).
Проявления правового государства в конституционном праве России
Шестое проявление – независимый суд :
- «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч.1 ст.120).
- гарантии независимости:
- несменяемость судей (ст.121); неприкосновенность (ст.122).
- несменяемость судей (ст.121); неприкосновенность (ст.122).
- несменяемость судей (ст.121);
- неприкосновенность (ст.122).
Правовое государство ( определение ):
Государство, в котором в котором обеспечено безусловное подчинение всех (государственной власти и граждан) правовым установлениям, т.е. приоритет права перед политической, экономической и иной целесообразностью ( верховенство права ).
Основы конституционного строя, отражающие важнейшие характеристики российского государства
Республиканская форма правления
Понимание формы правления в XVI-XVIII вв.
Ж. Боден (1530-1596), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), Б. Спиноза (1632-1677), Ш. Монтескье (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)
- Монархия
- Аристократия ( у Локка – олигархия )
- Демократия
Федеративное государство ( определение ):
Государство, части которого (субъекты федерации) образуют союз , основанный на принципах самостоятельности каждого из субъектов федерации в вопросах своего ведения, разграничения компетенции при сохранении государственной целостности и общих принципов организации власти .
Гарантии самостоятельности субъектов Российской Федерации
- Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) между Федерацией и ее субъектами;
- Полнота государственной власти, осуществляемой субъектами РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения;
- Равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
- Возможность изменения границ между субъектами РФ только с их взаимного согласия;
- Право республик в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком Российской Федерации
Гарантии целостности Российской Федерации
- Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию
- Недопустимость суверенитета субъектов РФ
- Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации
- Отнесение федеративного устройства и территории Российской Федерации к исключительному федеральному ведению
- Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных законов
- Запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств
- Определение Центрального банка РФ как исключительно единственного в Российской Федерации центра денежной эмиссии и запрет введения и эмиссии других денег на территории Российской Федерации
- Единая система исполнительной власти по некоторым вопросам
Социальное государство
Л. фон Штайн о социальном государстве
Обязанность государства способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан
Л. фон Штайн о социальном государстве
- Первый путь – это путь организации труда: государство, становясь предпринимателем, передает создаваемую рабочими прибыль самим рабочим.
- Второй путь – организация кредита, когда государство безвозмездно дает каждому рабочему капитал, соразмерный его рабочей силе.
- Третий путь – это путь социальной реформы, то есть создание такого государственного устройства и таких установлений, которые позволили бы труду самому вести к приобретению собственности.
Этот путь и превращает государство в социальное, то есть обеспечивающее каждому человеку условия благосостояния. Под этими условиями Л. фон Штайн понимает не духовное или материальное богатство как таковое, а живое и свободное межклассовое движение, которое делает это богатство достижимым для каждого человека.
Социальное государство ( определение ):
Государство, проводящее политику, обеспечивающую условия для достойного существования путем свободного развития человека или путем прямого вспомоществования.
Проявления социального государства по Конституции РФ
- Проведение политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
- Охрана труда и здоровья людей
- Гарантированный минимальный размер оплаты труда
- Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан
- Развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты
Светское государство ( определение ):
Государство, гарантирующее свободу совести и в этих целях гарантирующее соблюдение принципа отделения религиозных организаций от государства и равенство их прав.
Является ли отсутствие общеобязательной или государственной религии необходимым признаком светского государства?
Право :
- исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию
- не исповедовать никакой религии,
- свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения
- свободно действовать в соответствии с ними
Проявления светской государственности в России
Государство:
- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания;
- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных и муниципальных органов;
- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Закону о свободе совести;
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- не допускает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями;
- запрещает должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии
Рыночная (конкурентная) экономика
Открытый характер государства
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, [ … ] сознавая себя частью мирового сообщества , принимаем Конституцию Российской Федерации».
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора