СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Основы конституционного строя России".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Основы конституционного строя России".»

   Основы конституционного строя России

Основы конституционного строя России

   Конституционный строй  – это способ организации политической власти на основе конституционализма

Конституционный строй – это способ организации политической власти на основе конституционализма

Понятие основ конституционного строя Основы конституционного строя (ОКС) имеют более узкий логический объем, чем понятие «конституционный строй» ОКС – это фундаментальные конституционные самохарактеристики, отражающие специфику государственного и общественного строя конкретной  страны.

Понятие основ конституционного строя

  • Основы конституционного строя (ОКС) имеют более узкий логический объем, чем понятие «конституционный строй»
  • ОКС – это фундаментальные конституционные самохарактеристики, отражающие специфику государственного и общественного строя конкретной страны.
Основы конституционного строя России Республиканская форма правления (ст.1). Демократическое государство (ст.1, 3, 10, 12, 13). Правовое государство (ст.1, 2, 4, 6, 15). Федеративное государство (ст.1, 5, 11). Социальное государство (ст.7). Светское государство (ст.14). Рыночная (конкурентная) экономика (ст.8, 9). Открытый характер государства (интеграция в мировое сообщество) (ст.15, ч.4).

Основы конституционного строя России

  • Республиканская форма правления (ст.1).
  • Демократическое государство (ст.1, 3, 10, 12, 13).
  • Правовое государство (ст.1, 2, 4, 6, 15).
  • Федеративное государство (ст.1, 5, 11).
  • Социальное государство (ст.7).
  • Светское государство (ст.14).
  • Рыночная (конкурентная) экономика (ст.8, 9).
  • Открытый характер государства (интеграция в мировое сообщество) (ст.15, ч.4).
Основы конституционного строя России, отражающие признаки конституционализма

Основы конституционного строя России, отражающие признаки конституционализма

    Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.2).  Категория «высшая ценность – человек» имеет смысл только и исключительно в государственно организованном обществе.  Индивид заведомо и всегда слабее государства. Именно поэтому возник этот принцип, который дает надежду на защиту от произвола.  Ср. с советским принципом – превыше всего интересы коммунистического строительства

    Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью

    «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.2).

    • Категория «высшая ценность – человек» имеет смысл только и исключительно в государственно организованном обществе.
    • Индивид заведомо и всегда слабее государства. Именно поэтому возник этот принцип, который дает надежду на защиту от произвола.
    • Ср. с советским принципом – превыше всего интересы коммунистического строительства
    Демократический характер государства Формальный (узкий) смысл - форма правления ( до конца XVIII в .)  Идеологический (широкий) смысл – подконтрольность государственной власти народу ( наши дни )

    Демократический характер государства

    • Формальный (узкий) смысл - форма правления ( до конца XVIII в .)
    • Идеологический (широкий) смысл – подконтрольность государственной власти народу ( наши дни )
    Демократический характер государства Только

    Демократический характер государства

    Только

    Адам Пшеворский : «Если поразмышлять над бесчисленными определениями демократии, то можно обнаружить, что демократия стала своего рода алтарем, куда каждый несет свои наиболее предпочтительные жертвоприношения . Считается, что демократии присущи почти все необходимые с нормативной точки зрения аспекты политической, а иногда и социально-экономической жизни – такие как представительность, ответственность, равенство, участие, справедливость, достоинство, рациональность, безопасность, свобода (и этот список можно продолжить)».

    Адам Пшеворский :

    «Если поразмышлять над бесчисленными определениями демократии, то можно обнаружить, что демократия стала своего рода алтарем, куда каждый несет свои наиболее предпочтительные жертвоприношения . Считается, что демократии присущи почти все необходимые с нормативной точки зрения аспекты политической, а иногда и социально-экономической жизни – такие как представительность, ответственность, равенство, участие, справедливость, достоинство, рациональность, безопасность, свобода (и этот список можно продолжить)».

    Глубинный смысл демократической идеи

    • А. де Токвиль: «В демократической республике большие дела вершатся не государственной администрацией, а без нее и помимо нее. Демократия – это не самая искусная форма правления, но только она подчас может вызвать в обществе бурное движение, придать ему энергию и исполинские силы, неизвестные при других формах правления. И эти движения, энергия и силы при мало-мальски благоприятных обстоятельствах способны творить чудеса. Это и есть истинные преимущества демократии»
    • Аристотель: «Ясно, что государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть государством . Ведь по своей природе государство представляется неким множеством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства образуется семья, а из семьи – отдельный человек: семья, как всякий согласится, отличается б о льшим единством, нежели государство, а один человек, нежели семья. Таким образом, если бы кто-нибудь и оказался в состоянии осуществить это, то все же этого не следовало бы делать, так как он тогда уничтожил бы государство »
    • Суть и ценность демократической идеи – в институализации разнообразия . Столкновение мнений, позиций, даже мировоззрений питает энергию развития.

    Институциональные признаки демократического государства

    • Народный суверенитет (даже в конституционных монархиях):
    • Осуществление власти народом посредством прямых и представительных форм (выборы, референдум и т.п.). Наличие представительного органа (парламента).
    • Осуществление власти народом посредством прямых и представительных форм (выборы, референдум и т.п.). Наличие представительного органа (парламента).
    • Осуществление власти народом посредством прямых и представительных форм (выборы, референдум и т.п.).
    • Наличие представительного органа (парламента).
    • Равноправие граждан.
    • Личная, духовная, политическая, экономическая и творческая свобода.
    • Идейное и политическое многообразие (плюрализм):
    • Политическая конкуренция. Гарантии оппозиционной деятельности.
    • Политическая конкуренция. Гарантии оппозиционной деятельности.
    • Политическая конкуренция.
    • Гарантии оппозиционной деятельности.
    • Недопустимость монопольного обладания властью:
    • Разделение властей. Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив).
    • Разделение властей. Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив).
    • Разделение властей.
    • Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив).

    Отсутствие хотя бы одного из этих признаков свидетельствует о дефектности демократии

     «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст.3)   Это означает, что : народ ни с кем не делит свою власть; воля народа не требует чьего–либо утверждения или подтверждения; народ осуществляет свою власть самостоятельно и независимо от каких-либо внешних или внутренних сил; все органы, осуществляющие публично-властные функции (государство в узком смысле слова) получают легитимность только благодаря волеизъявлению народа (прямому или косвенному); органы публичной власти прямо или косвенно подконтрольны народу.

    «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст.3)

    Это означает, что :

    • народ ни с кем не делит свою власть;
    • воля народа не требует чьего–либо утверждения или подтверждения;
    • народ осуществляет свою власть самостоятельно и независимо от каких-либо внешних или внутренних сил;
    • все органы, осуществляющие публично-властные функции (государство в узком смысле слова) получают легитимность только благодаря волеизъявлению народа (прямому или косвенному);
    • органы публичной власти прямо или косвенно подконтрольны народу.
    Императивные формы Императивные формы Императивные формы Императивные формы Диспозитивные формы Диспозитивные формы Диспозитивные формы Диспозитивные формы

    Императивные формы

    • Императивные формы
    • Императивные формы
    • Императивные формы

      Диспозитивные формы

      • Диспозитивные формы
      • Диспозитивные формы
      • Диспозитивные формы
          Равноправие граждан Статья 19 «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

          Равноправие граждан

          Статья 19

          «1. Все равны перед законом и судом.

          2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

          3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

          Свобода  Свобода , в конституционно-правовом значении этого понятия, есть возможность каждого человека беспрепятственно действовать (индивидуально или совместно) для достижения личных или общественно значимых целей, высказывать свои мнения и иными способами реализовывать свою волю, если это не нарушает права и свободы других людей и не противоречит иным правовым принципам и нормам данного государства.

          Свобода

          Свобода , в конституционно-правовом значении этого понятия, есть возможность каждого человека беспрепятственно действовать (индивидуально или совместно) для достижения личных или общественно значимых целей, высказывать свои мнения и иными способами реализовывать свою волю, если это не нарушает права и свободы других людей и не противоречит иным правовым принципам и нормам данного государства.

          Идейное и политическое многообразие   Недопустимость государственной или обязательной идеологии. Многопартийность. Равенство прав общественных объединений. Пределы плюрализма.

          Идейное и политическое многообразие

          • Недопустимость государственной или обязательной идеологии.
          • Многопартийность.
          • Равенство прав общественных объединений.
          • Пределы плюрализма.

          Карл Поппер  (1902-1994) : « De facto существуют лишь две формы государственного устройства: та, при которой возможна бескровная смена правительства посредством проведения выборов , и та, где это невозможно. Обычно первая форма зовется демократией, а вторая — диктатурой или тиранией»

          Карл Поппер (1902-1994) :

          « De facto существуют лишь две формы государственного устройства: та, при которой возможна бескровная смена правительства посредством проведения выборов , и та, где это невозможно. Обычно первая форма зовется демократией, а вторая — диктатурой или тиранией»

          Разделение властей ограничение государственной власти главенствует законодательная власть равновесие

          Разделение властей

          • ограничение государственной власти
          • главенствует законодательная власть
          • равновесие
          Демократическое государство ( определение ): Государство, в котором высшее (суверенное) право определять политику (направления политики), выносить политическую оценку власти и в соответствии с этой оценкой мирно менять представителей власти принадлежит народу и осуществляется народом .

          Демократическое государство ( определение ):

          Государство, в котором высшее (суверенное) право определять политику (направления политики), выносить политическую оценку власти и в соответствии с этой оценкой мирно менять представителей власти принадлежит народу и осуществляется народом .

          Проявления правового государства в конституционном праве России

          Первое проявление – принцип верховенства Конституции как концентрированного выражения права:

          • а) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст.4);
          • б) законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15);
          • в) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст.15);
          • г) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15);
          • д) Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации (ст.125):
          • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
          • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
          • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
          • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
          • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
          Проявления правового государства в конституционном праве России  Второе проявление – приоритет прав и свобод человека и гражданина:  «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2). Приверженность концепции естественных прав . В ст.15 провозглашается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Ст.17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ». Ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

          Проявления правового государства в конституционном праве России

          Второе проявление – приоритет прав и свобод человека и гражданина:

          • «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2).
          • Приверженность концепции естественных прав . В ст.15 провозглашается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
          • Ст.17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ».
          • Ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

          Проявления правового государства в конституционном праве России

          Третье проявление – установление условий, при которых допускается вмешательство в осуществление прав и свобод личности и их ограничение:

          • Во-первых, это находит отражение в принципе равенства прав и свобод и запрете ограничивать права и свободы по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19).
          • Во-вторых, при закреплении прав, которые обычно называются личными (неприкосновенность личности, жилища, тайна коммуникаций и т.д.), Конституция говорит, что они могут быть ограничены на основании судебного решения (ст.22–25).
          • В-третьих, Конституция допускает ограничения прав и свобод только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55).
          • В-четвертых, Конституцией РФ предусмотрена возможность ограничения некоторых (в основном, политических) прав и свобод в период действия особых правовых режимов – чрезвычайного или военного положения. Но сами эти режимы регулируются законодательно. Конституция также гарантирует, что некоторые права и свободы не подлежат ограничению даже в период действия особого режима .
          Проявления правового государства в конституционном праве России Четвертое проявление – доступная  судебная защита прав и свобод:  гарантии судебной защиты вплоть до права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст.46); право на законного судью (ст.47); право на квалифицированную (в т.ч. бесплатную) юридическую помощь (ст.48).

          Проявления правового государства в конституционном праве России

          Четвертое проявление – доступная судебная защита прав и свобод:

          • гарантии судебной защиты вплоть до права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст.46);
          • право на законного судью (ст.47);
          • право на квалифицированную (в т.ч. бесплатную) юридическую помощь (ст.48).
          Проявления правового государства в конституционном праве России Пятое проявление – принципы и правила правосудия, гарантирующие справедливую судебную защиту : презумпция невиновности (ст.49); принцип « ne bis in idem »  ( ст .50) (нельзя дважды судить за одно и то же) ; право не свидетельствовать против себя и своих родственников (ст.51); право на пересмотр приговора, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50); недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона (ст.50); принцип недопустимости обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54); принцип отсутствия ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст.54); состязательность и равноправие сторон как принципы судопроизводства (ст.123); открытое разбирательство дел во всех судах как общее правило (ст.123); недопустимость заочного разбирательства как общее правило (ст.123).

          Проявления правового государства в конституционном праве России

          Пятое проявление – принципы и правила правосудия, гарантирующие справедливую судебную защиту :

          • презумпция невиновности (ст.49);
          • принцип « ne bis in idem » ( ст .50) (нельзя дважды судить за одно и то же) ;
          • право не свидетельствовать против себя и своих родственников (ст.51);
          • право на пересмотр приговора, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50);
          • недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона (ст.50);
          • принцип недопустимости обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54);
          • принцип отсутствия ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст.54);
          • состязательность и равноправие сторон как принципы судопроизводства (ст.123);
          • открытое разбирательство дел во всех судах как общее правило (ст.123);
          • недопустимость заочного разбирательства как общее правило (ст.123).
          Проявления правового государства в конституционном праве России Шестое проявление – независимый суд :  «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч.1 ст.120). гарантии независимости: несменяемость судей (ст.121); неприкосновенность (ст.122). несменяемость судей (ст.121); неприкосновенность (ст.122). несменяемость судей (ст.121); неприкосновенность (ст.122).

          Проявления правового государства в конституционном праве России

          Шестое проявление – независимый суд :

          • «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч.1 ст.120).
          • гарантии независимости:
          • несменяемость судей (ст.121); неприкосновенность (ст.122).
          • несменяемость судей (ст.121); неприкосновенность (ст.122).
          • несменяемость судей (ст.121);
          • неприкосновенность (ст.122).
          Правовое государство ( определение ): Государство, в котором в котором обеспечено безусловное подчинение всех (государственной власти и граждан) правовым установлениям, т.е. приоритет  права перед политической, экономической и иной целесообразностью ( верховенство права ).

          Правовое государство ( определение ):

          Государство, в котором в котором обеспечено безусловное подчинение всех (государственной власти и граждан) правовым установлениям, т.е. приоритет права перед политической, экономической и иной целесообразностью ( верховенство права ).

          Основы конституционного строя, отражающие важнейшие характеристики российского государства

          Основы конституционного строя, отражающие важнейшие характеристики российского государства

            Республиканская форма правления  Понимание формы правления в XVI-XVIII вв. Ж. Боден (1530-1596), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), Б. Спиноза (1632-1677), Ш. Монтескье (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)   Монархия  Аристократия ( у Локка – олигархия )  Демократия

            Республиканская форма правления

            Понимание формы правления в XVI-XVIII вв.

            Ж. Боден (1530-1596), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), Б. Спиноза (1632-1677), Ш. Монтескье (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)

            • Монархия
            • Аристократия ( у Локка – олигархия )
            • Демократия
            Федеративное государство  ( определение ): Государство, части которого (субъекты федерации) образуют союз , основанный на принципах самостоятельности каждого из субъектов федерации в вопросах своего ведения, разграничения компетенции при сохранении государственной целостности и общих принципов организации власти .

            Федеративное государство ( определение ):

            Государство, части которого (субъекты федерации) образуют союз , основанный на принципах самостоятельности каждого из субъектов федерации в вопросах своего ведения, разграничения компетенции при сохранении государственной целостности и общих принципов организации власти .

            Гарантии самостоятельности субъектов Российской Федерации Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) между Федерацией и ее субъектами; Полнота государственной власти, осуществляемой субъектами РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения; Равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; Возможность изменения границ между субъектами РФ только с их взаимного согласия; Право республик в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком Российской Федерации

            Гарантии самостоятельности субъектов Российской Федерации

            • Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) между Федерацией и ее субъектами;
            • Полнота государственной власти, осуществляемой субъектами РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения;
            • Равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
            • Возможность изменения границ между субъектами РФ только с их взаимного согласия;
            • Право республик в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком Российской Федерации
            Гарантии целостности Российской Федерации Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию Недопустимость суверенитета субъектов РФ Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации Отнесение федеративного устройства и территории Российской Федерации к исключительному федеральному ведению Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных законов Запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств Определение Центрального банка РФ как исключительно единственного в Российской Федерации центра денежной эмиссии и запрет введения и эмиссии других денег на территории Российской Федерации Единая система исполнительной власти по некоторым вопросам

            Гарантии целостности Российской Федерации

            • Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию
            • Недопустимость суверенитета субъектов РФ
            • Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации
            • Отнесение федеративного устройства и территории Российской Федерации к исключительному федеральному ведению
            • Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных законов
            • Запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств
            • Определение Центрального банка РФ как исключительно единственного в Российской Федерации центра денежной эмиссии и запрет введения и эмиссии других денег на территории Российской Федерации
            • Единая система исполнительной власти по некоторым вопросам
            Социальное государство Лоренц фон Штайн

            Социальное государство

            • Лоренц фон Штайн
            Л. фон Штайн о социальном государстве  Обязанность государства способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан

            Л. фон Штайн о социальном государстве

            Обязанность государства способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан

            Л. фон Штайн о социальном государстве Первый путь  – это путь организации труда: государство, становясь предпринимателем, передает создаваемую рабочими прибыль самим рабочим.  Второй путь – организация кредита, когда государство безвозмездно дает каждому рабочему капитал, соразмерный его рабочей силе. Третий путь – это путь социальной реформы, то есть создание такого государственного устройства и таких установлений, которые позволили бы труду самому вести к приобретению собственности.   Этот путь и превращает государство в социальное, то есть обеспечивающее каждому человеку условия благосостояния. Под этими условиями Л. фон Штайн понимает не духовное или материальное богатство как таковое, а живое и свободное межклассовое движение, которое делает это богатство достижимым для каждого человека.

            Л. фон Штайн о социальном государстве

            • Первый путь – это путь организации труда: государство, становясь предпринимателем, передает создаваемую рабочими прибыль самим рабочим.
            • Второй путь – организация кредита, когда государство безвозмездно дает каждому рабочему капитал, соразмерный его рабочей силе.
            • Третий путь – это путь социальной реформы, то есть создание такого государственного устройства и таких установлений, которые позволили бы труду самому вести к приобретению собственности.

            Этот путь и превращает государство в социальное, то есть обеспечивающее каждому человеку условия благосостояния. Под этими условиями Л. фон Штайн понимает не духовное или материальное богатство как таковое, а живое и свободное межклассовое движение, которое делает это богатство достижимым для каждого человека.

            Социальное государство ( определение ): Государство, проводящее политику, обеспечивающую условия для достойного существования путем свободного развития человека или путем прямого вспомоществования.

            Социальное государство ( определение ):

            Государство, проводящее политику, обеспечивающую условия для достойного существования путем свободного развития человека или путем прямого вспомоществования.

            Проявления социального государства по Конституции РФ  Проведение политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Охрана труда и здоровья людей Гарантированный минимальный размер оплаты труда Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан Развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты

            Проявления социального государства по Конституции РФ

            • Проведение политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
            • Охрана труда и здоровья людей
            • Гарантированный минимальный размер оплаты труда
            • Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан
            • Развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты
            Светское государство ( определение ): Государство, гарантирующее свободу совести и в этих целях гарантирующее соблюдение принципа отделения религиозных организаций от государства и равенство их прав.

            Светское государство ( определение ):

            Государство, гарантирующее свободу совести и в этих целях гарантирующее соблюдение принципа отделения религиозных организаций от государства и равенство их прав.

             Является ли отсутствие общеобязательной или государственной религии необходимым признаком светского государства?

            Является ли отсутствие общеобязательной или государственной религии необходимым признаком светского государства?

            Право :  исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения свободно действовать в соответствии с ними

            Право :

            • исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию
            • не исповедовать никакой религии,
            • свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения
            • свободно действовать в соответствии с ними
            Проявления светской государственности в России  Государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных и муниципальных органов; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Закону о свободе совести; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; не допускает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями; запрещает должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии

            Проявления светской государственности в России

            Государство:

            • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания;
            • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных и муниципальных органов;
            • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Закону о свободе совести;
            • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
            • не допускает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями;
            • запрещает должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии
              Рыночная (конкурентная) экономика

              Рыночная (конкурентная) экономика

                Открытый характер государства  «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, [ … ]  сознавая себя частью мирового сообщества , принимаем Конституцию Российской Федерации».  Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.  Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

                Открытый характер государства

                «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, [ … ] сознавая себя частью мирового сообщества , принимаем Конституцию Российской Федерации».

                Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

                Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора