Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья».
Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимся планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Стандарта образования.
Программы направлена на создание комплекса условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с трудностями в обучении. К числу основных условий относятся:
- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
- совершенствование образовательных технологий и технологий в охране здоровья обучающихся;
- интеграция полученных в ходе психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;
- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, развивающих, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);
- объединение усилий педагогов, психолога и социального педагога в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с трудностями в обучении;
- расширение перечня педагогических, психологических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-психолог и другие специалисты
Цель программы коррекционной работы:
создание условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.
Задачи:
Диагностировать трудности обучения, межличностных взаимодействий, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в образовательном учреждении;
Оказать помощь в освоении основной образовательной программы общего образования детям с трудностями обучения;
Определить особенности организации образовательной деятельности для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;
Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей;
Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным, правовым вопросам;
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере работы с детьми с трудностями в обучении.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Освоение основной образовательной программы;
Повышение учебной мотивации младших школьников;
Успешная адаптация к школьному обучению;
Повышение активности учащихся при взаимодействии с участниками образовательной деятельности;
Развитие когнитивной и эмоционально-личностной сфер обучающихся
Снижение уровня общей тревожности учащихся.