Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Проблемы с пищеварением у детей. Психосоматика. Что делать."»
Сентябрь 2024
«Проблемы с пищеварением у детей. Психосоматика. Что делать?»
Педагог-психолог Санина Нионила
МБОУ «СОШ-ДС №37 им. И.Г. Генова» г. Симферополь
1
Какой запор?
Причины:
- пережитый стресс (причем сюда входит и переезд, поездка, новое место);
- эмоциональная травма (разлука с мамой, больница и т.п.);
- чувство стыда ( это про то, что часто детей ругают за испачканные штанишки);
- протест ( сложности детско-родительских отношений);
- физическая боль (страх боли).
Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).
1
1
Что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:
- насильственное приучение к горшку;
- наказание за испачканные штанишки;
- болевые ощущения во время дефекации из-за физиологического запора;
- излишняя опека со стороны родителей тоже может быть причиной;
- протест при сложных отношениях в семье;
- насмешки других детей в детском учреждении или брата-сестры дома;
- любые неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
- дискомфорт при посещении общественных туалетов
- и психологический момент…когда родители заставляют ребенка делиться игрушками или чем-то еще с другими детьми и самому малышу это не подконтрольно, то возникает запор, как единственное, что сам малыш может контролировать…отдавать или нет.
Симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.
1
Группа риска
- детки, которые упрямо не хотят садиться на горшок;
- малыши, которые прячутся от родителей, чтобы сходить в туалет;
- дети, которые испытывают страх перед унитазом;
- отказ от дефекации в детском саду;
- дети, испытывающие сложности при обработке сенсорной информации ( сюда относится и боязнь испачкаться, боязнь прикосновений к различным текстурам и др.).
- дети, которые какают только в памперс, даже, если для этого его надо надеть специально.
1
Помощь психолога
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Самое главное, не показывать ребенку, что вы расстроены из-за этой проблемы! Дети очень хорошо улавливают эмоциональный фон родителей и испытывают беспокойство, видя взволнованное лицо мамы. Сохраняем спокойствие и формируем чувство безопасности у малыша.
- Если малыш не воспринимает горшок, можно попробовать купить новый горшок вместе, чтобы малыш участвовал в выборе.
- если ребенок испытывает сложности при посещении туалета в детском саду, обязательно надо предупредить воспитателей об имеющейся проблеме. Воспитатель, зная о проблеме ребенка, поможет ему уединиться, чтобы сходить в туалет.
- ребятам 6-8 лет можно рассказать о строении человеческого тела, о выделительной системе. Но только не пугать страшными последствиями! А объяснить, что при удержании отходов могут начать выделяться вредные вещества и нарушать работу других органов.
- с 4-5 летнего возраста хорошо работают терапевтические сказки. Можно пользоваться готовыми сказками из интернета, или вместе с психологом составить свою собственную сказку, где главный герой такой же мальчик или девочка, как наш малыш и обязательно с хорошим концом!
- с детками 2-3 лет уже можно применять ролевые игры с игрушками и используя игрушечные предметы туалетной комнаты, которые очень похожи на настоящие. Таким образом мы проецируем ситуацию на кукол, зайчиков и пр.
- не надо лишний раз тревожить ребенка и спрашивать часто, хочет он в туалет или нет. Соблюдаем тактичность. — в игре лепите с ребятами всевозможные колбаски-какашки, пусть они будут разного цвета, делайте их полосатыми, веселыми, придумывайте, фантазируйте, покажите малышу, что какать не обязательно сложный процесс. Пусть зайчик на унитазе покакает веселой колбаской. И малыш увидит, что вы тоже не напряжены и не ждете от него конкретного результата.
Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.
1
Игры с детьми
1
Сказкотерапия
Необходимо показать ребенку, что вся семья поддерживает его и понимает детские опасения. Очень хорошо срабатывает метод со сказками
Например, мама рассказывает ребенку историю про маленькую "какуличку", которая любит гулять, а малыш ее не выпускает. Тогда она обижается и начинает обижать животик ребенка. А если малыш ее будет выпускать на улицу, то она будет доброй, и болеть он больше не будет.
1
ВАЖНО!!!
Но все сказки будут бесполезны, если стул вызывает боль. Сказки только при психологическом запоре помогают-если все проблемы устранены и ребенок просто боится боли. Поэтому, решай в первую очередь вопрос с питанием!!!!!
1
1
Лепка из пластилина
Во время таких занятий мышцы ребенка полностью расслабляются, он отвлекается от своих страхов и сможет легко сходить на горшок.
1
Пескотерапия
Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало очень легко!
1
Мультфильмы
1
Что делать, если ребенок боится какать? Ответ однозначен: окружить его заботой и лаской. Для малыша нужно организовать правильное, сбалансированное питание, увеличить количество прогулок на свежем воздухе
ВЫВОДЫ:
В этом случае психологическая напряженность по этому поводу спадет и у малыша, и у родителей. Постепенно процесс дефекации наладится, и в семье восстановится мир и покой.
1
1
Спасибо за внимание!
Педагог-психолог
Санина Нионила
1