Психологическое сопровождение на этапе адаптации пятиклассников к обучению в средней школе
Составила: педагог-психолог
Непряхина И.Л.
Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде
Цель сопровождения: создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметное обучение, усложнение учебного материала, необходимость вступать в контакты со старшеклассниками. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.
Задачи:
- создание условий для успешной адаптации детей в средней школе
(формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями);
- повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию;
- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.
Все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы :
- Организационная работа ( проведение педсоветов с представителями школьной администрации, педагогами); Психологическая диагностика; Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями; Профилактическая работа; Коррекционно-развивающая работа; Аналитическая работа.
- Организационная работа ( проведение педсоветов с представителями школьной администрации, педагогами);
- Психологическая диагностика;
- Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями;
- Профилактическая работа;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Аналитическая работа.
-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников. -Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности. -Улучшение межличностных отношений между сверстниками. -Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, школы.
- Принципы реализации программы:
-Гуманизм -Демократизм -Научность -Индивидуализация и дифференциация -Систематичность -Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
- Критерии оценки достижения поставленной цели и задач:
-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов. -Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией. -Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности. -Повышение уровня коммуникативности пятиклассников
- Организационная деятельность. Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований на семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах. Педагоги предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы.
- Психологическая диагностика (в 4м классе, в начале 5го класса, анкетирование родителей, результаты сравниваются ).
- Консультативная работа.
- Профилактическая работа .
- Коррекционно-развивающая работа.
- Аналитическая работа.
Работа направлена на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками).
В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы, необходимо:
- создавать в классе атмосферу психологического комфорта;
- поддерживать каждого ученика;
- развивать адаптивные способности к любым новым ситуациям.
Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний(стресс, тревога, озлобленность, депрессия, чувство вины - головная боль, ЖКТ, сосудисто-сердечная система, нервная система, иммунитет, головокружения и т.д. ).
Поэтому, профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.
Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых - повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.
Тестовый минимум для оценивания уровня адаптации детей 5 класса:
- тест школьной тревожности Филипса;
- анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников, Н.Г.Лусканова;
- опросник «Чувства в школе»;
- анкета для учителей «Уровень адаптации обучающихся»;
- анкета для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы»;
- наблюдения.
ПЛАН мероприятий в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в среднем звене МБОУ «А-О СОШ» на 2019-2020 учебный год
- 1
- Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников.
- Март-апрель
- Педагог-психолог
- Заместитель директора по УВР
- 2
- Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)
- Март-апрель
- Педагог-психолог
- 3
- Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования.
- Апрель-май
- Педагог-психолог
- 4
- Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам:
- -«Готовность ребенка к обучению в средней школе: личностная, социально-психологическая, интеллектуальная»
- -«Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста»
- -«Нарушения в школьной адаптации, трудности в обучении»
- Май-июнь
- Заместитель директора по учебно-методической работе
- Педагог-психолог
- 5
- Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс- психологическая готовность родителей»
- Май
- Педагог-психолог
- Кл. рук -ль
- 6
- Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ.(заполнение протоколов, анализ данных)
- Ноябрь
- Педагог-психолог
- Заместитель директора по УВР
- 7
- Собрание родителей пятиклассников «Ваш ребенок - пятиклассник»
- Декабрь
- Педагог-психолог,
- Кл. рук - ль
- 8
- Проведение коррекционно-развивающего курса «Тропинка к своему Я» (формирования психологического здоровья шк-ов)
- Январь-май
- Педагог-психолог
- 9
- Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-в, испытывающих трудности в адаптации к школе.
- Декабрь-март
- Педагог-психолог
- 10
- Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня адаптации к школе
- Апрель
- Педагог-психолог
Результаты диагностики на этапе адаптации детей Тест школьной тревожности Филлипса 5 класс Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей.
Таблица 1. Результаты
№
Ф.И.О.
п/п
1
Общая тревожность в школе
1
2
22
16-73%
Переживание социального стресса
3
2
11
13
3
6-55%
11-50%
4
Фрустрация потребности в достижении успеха
8-62%
2-18%
5-23%
6
4
Страх само- выражения
5
5-45%
Страх ситуации проверки знаний
6
5-39%
12-55%
4-67%
5
6
6
5-23%
6-46%
3-27%
5-83%
Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих
4-66%
7
5
4-66%
7
11-50%
Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу
3-27%
8
5
6-46%
4-80%
1-17%
8-36%
1-20%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
2-40%
УРОВЕНЬ
5-45%
3-50%
1-17%
8
8
3-23%
КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ
4-50%
9-41%
0-0%
4-36%
5-38%
0-0%
3-50%
ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ
2-40%
0-0%
4-31%
4-67%
3-50%
3-38%
4-36%
1-20%
7
4-50%
4-67%
5-38%
5-63%
3-50%
3-60%
1-20%
3
1-13%
3-50%
6-75%
2-33%
0-0%
3-60%
1
3-60%
1-13%
3-50%
3-60%
2-25%
5
5-63%
1-13%
3-60%
1-20%
1
1-20%
2-25%
7-88%
5
2-25%
4-50%
5
2-25%
2
3-38%
Результаты диагностики тревожности следующие :
- 0 %(0) (Ф.И.)- уровень школьной тревожности в норме.
- 50% (4 )(Ф.И.) - о бщая тревожность в школе.
- 50%(4) (Ф.И.) - страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
- 63%(5 ) (Ф.И.) -страх самовыражения.
- 88% (7) (Ф.И.) - страх ситуации проверки знаний.
- 36%(3) учеников (Ф.И.) имеют повышенный и высокий уровень практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА).
Если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:
- проконсультироваться у педагога-психолога, невропатолога.
- не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.
- скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.
- повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.
- обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.
- развивать произвольность и умение развивать свое поведение.
Работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях:
1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний;
3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.
Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ