СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Психологическое сопровождение на этапе адаптации пятиклассников к обучению в средней школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Психологическое сопровождение на этапе адаптации пятиклассников к обучению в средней школе"»

Психологическое сопровождение на этапе адаптации пятиклассников к обучению в средней школе      Составила: педагог-психолог Непряхина И.Л.

Психологическое сопровождение на этапе адаптации пятиклассников к обучению в средней школе

Составила: педагог-психолог

Непряхина И.Л.

Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.  Адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде  Цель сопровождения: создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметное обучение, усложнение учебного материала, необходимость вступать в контакты со старшеклассниками. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.

Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде

Цель сопровождения: создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметное обучение, усложнение учебного материала, необходимость вступать в контакты со старшеклассниками. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.

Задачи:

  • создание условий для успешной адаптации детей в средней школе

(формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями);

  • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.

Все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы :

  • Организационная работа ( проведение педсоветов с представителями школьной администрации, педагогами); Психологическая диагностика; Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями; Профилактическая работа; Коррекционно-развивающая работа; Аналитическая работа.
  • Организационная работа ( проведение педсоветов с представителями школьной администрации, педагогами);
  • Психологическая диагностика;
  • Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями;
  • Профилактическая работа;
  • Коррекционно-развивающая работа;
  • Аналитическая работа.
Ожидаемые результаты:  -Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.  -Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.  -Улучшение межличностных отношений между сверстниками.  -Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, школы. Принципы реализации программы:  -Гуманизм  -Демократизм  -Научность  -Индивидуализация и дифференциация  -Систематичность  -Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития. Критерии оценки достижения поставленной цели и задач:  -Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.  -Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.  -Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.  -Повышение уровня коммуникативности пятиклассников
  • Ожидаемые результаты:

-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников. -Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности. -Улучшение межличностных отношений между сверстниками. -Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, школы.

  • Принципы реализации программы:

-Гуманизм -Демократизм -Научность -Индивидуализация и дифференциация -Систематичность -Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

  • Критерии оценки достижения поставленной цели и задач:

-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов. -Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией. -Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности. -Повышение уровня коммуникативности пятиклассников

Организационная деятельность. Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований на семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах. Педагоги предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Психологическая диагностика (в 4м классе, в начале 5го класса, анкетирование родителей, результаты сравниваются ). Консультативная работа. Профилактическая работа . Коррекционно-развивающая работа. Аналитическая работа.  Работа направлена на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками).
  • Организационная деятельность. Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований на семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах. Педагоги предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы.
  • Психологическая диагностика (в 4м классе, в начале 5го класса, анкетирование родителей, результаты сравниваются ).
  • Консультативная работа.
  • Профилактическая работа .
  • Коррекционно-развивающая работа.
  • Аналитическая работа.

Работа направлена на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками).

В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы, необходимо:   создавать в классе атмосферу психологического комфорта; поддерживать каждого ученика; развивать адаптивные способности к любым новым ситуациям.  Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний(стресс, тревога, озлобленность, депрессия, чувство вины - головная боль, ЖКТ, сосудисто-сердечная система, нервная система, иммунитет, головокружения и т.д. ).  Поэтому, профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы, необходимо:

  • создавать в классе атмосферу психологического комфорта;
  • поддерживать каждого ученика;
  • развивать адаптивные способности к любым новым ситуациям.

Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний(стресс, тревога, озлобленность, депрессия, чувство вины - головная боль, ЖКТ, сосудисто-сердечная система, нервная система, иммунитет, головокружения и т.д. ).

Поэтому, профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых - повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.

Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых - повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.

Тестовый минимум для оценивания уровня адаптации детей 5 класса: - тест школьной тревожности Филипса; - анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников, Н.Г.Лусканова; - опросник «Чувства в школе»; - анкета для учителей «Уровень адаптации обучающихся»; - анкета для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы»; - наблюдения.

Тестовый минимум для оценивания уровня адаптации детей 5 класса:

- тест школьной тревожности Филипса;

- анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников, Н.Г.Лусканова;

- опросник «Чувства в школе»;

- анкета для учителей «Уровень адаптации обучающихся»;

- анкета для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы»;

- наблюдения.

ПЛАН мероприятий в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в среднем звене МБОУ «А-О СОШ» на 2019-2020 учебный год  

  • 1
  • Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников.
  • Март-апрель
  • Педагог-психолог
  • Заместитель директора по УВР
  • 2
  • Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)
  • Март-апрель
  • Педагог-психолог
  • 3
  • Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования.
  • Апрель-май
  • Педагог-психолог
  • 4
  • Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам:
  • -«Готовность ребенка к обучению в средней школе: личностная, социально-психологическая, интеллектуальная»
  • -«Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста»
  • -«Нарушения в школьной адаптации, трудности в обучении»
  • Май-июнь
  • Заместитель директора по учебно-методической работе
  • Педагог-психолог
  • 5
  • Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс- психологическая готовность родителей»
  • Май
  • Педагог-психолог
  • Кл. рук -ль
6 Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ.(заполнение протоколов, анализ данных) Ноябрь Педагог-психолог Заместитель директора по УВР 7 Собрание родителей пятиклассников «Ваш ребенок - пятиклассник» Декабрь Педагог-психолог, Кл. рук - ль 8 Проведение коррекционно-развивающего курса «Тропинка к своему Я» (формирования психологического здоровья шк-ов) Январь-май Педагог-психолог 9 Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-в, испытывающих трудности в адаптации к школе. Декабрь-март Педагог-психолог 10 Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня адаптации к школе Апрель Педагог-психолог
  • 6
  • Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ.(заполнение протоколов, анализ данных)
  • Ноябрь
  • Педагог-психолог
  • Заместитель директора по УВР
  • 7
  • Собрание родителей пятиклассников «Ваш ребенок - пятиклассник»
  • Декабрь
  • Педагог-психолог,
  • Кл. рук - ль
  • 8
  • Проведение коррекционно-развивающего курса «Тропинка к своему Я» (формирования психологического здоровья шк-ов)
  • Январь-май
  • Педагог-психолог
  • 9
  • Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-в, испытывающих трудности в адаптации к школе.
  • Декабрь-март
  • Педагог-психолог
  • 10
  • Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня адаптации к школе
  • Апрель
  • Педагог-психолог
             Результаты диагностики на этапе адаптации детей   Тест школьной тревожности Филлипса  5 класс  Цель:   изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей.

Результаты диагностики на этапе адаптации детей Тест школьной тревожности Филлипса 5 класс Цель:   изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей.

Таблица 1. Результаты № Ф.И.О. п/п   1 Общая тревожность в школе   1   2 22 16-73% Переживание социального стресса 3     2 11 13   3 6-55%   11-50% 4 Фрустрация потребности в достижении успеха 8-62% 2-18% 5-23% 6   4 Страх само- выражения   5 5-45% Страх ситуации проверки знаний 6 5-39% 12-55%   4-67%   5 6   6   5-23% 6-46% 3-27% 5-83% Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих 4-66% 7 5 4-66%     7 11-50% Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу 3-27% 8 5 6-46% 4-80% 1-17% 8-36% 1-20% Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2-40% УРОВЕНЬ 5-45% 3-50% 1-17%   8 8 3-23% КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ 4-50% 9-41% 0-0% 4-36% 5-38% 0-0% 3-50% ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ 2-40%   0-0% 4-31% 4-67% 3-50% 3-38%   4-36% 1-20% 7 4-50% 4-67% 5-38% 5-63% 3-50% 3-60% 1-20% 3 1-13% 3-50% 6-75% 2-33% 0-0% 3-60% 1 3-60% 1-13% 3-50% 3-60% 2-25% 5 5-63% 1-13% 3-60% 1-20% 1 1-20% 2-25% 7-88% 5 2-25% 4-50% 5 2-25% 2 3-38%  

Таблица 1. Результаты

Ф.И.О.

п/п

 

1

Общая тревожность в школе

  1

 

2

22

16-73%

Переживание социального стресса

3

 

  2

11

13

  3

6-55%

 

11-50%

4

Фрустрация потребности в достижении успеха

8-62%

2-18%

5-23%

6

  4

Страх само- выражения

 

5

5-45%

Страх ситуации проверки знаний

6

5-39%

12-55%

 

4-67%

  5

6

  6

 

5-23%

6-46%

3-27%

5-83%

Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих

4-66%

7

5

4-66%

 

  7

11-50%

Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу

3-27%

8

5

6-46%

4-80%

1-17%

8-36%

1-20%

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2-40%

УРОВЕНЬ

5-45%

3-50%

1-17%

  8

8

3-23%

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ

4-50%

9-41%

0-0%

4-36%

5-38%

0-0%

3-50%

ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ

2-40%

 

0-0%

4-31%

4-67%

3-50%

3-38%

 

4-36%

1-20%

7

4-50%

4-67%

5-38%

5-63%

3-50%

3-60%

1-20%

3

1-13%

3-50%

6-75%

2-33%

0-0%

3-60%

1

3-60%

1-13%

3-50%

3-60%

2-25%

5

5-63%

1-13%

3-60%

1-20%

1

1-20%

2-25%

7-88%

5

2-25%

4-50%

5

2-25%

2

3-38%

 

 Результаты диагностики тревожности следующие :   0 %(0)  (Ф.И.)- уровень школьной тревожности в норме. 50%  (4 )(Ф.И.) - о бщая тревожность в школе. 50%(4) (Ф.И.) - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 63%(5 ) (Ф.И.) -страх самовыражения. 88% (7) (Ф.И.) - страх ситуации проверки знаний. 36%(3)  учеников (Ф.И.) имеют повышенный и высокий уровень практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА).

Результаты диагностики тревожности следующие :

  • 0 %(0)  (Ф.И.)- уровень школьной тревожности в норме.
  • 50% (4 )(Ф.И.) - о бщая тревожность в школе.
  • 50%(4) (Ф.И.) - страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
  • 63%(5 ) (Ф.И.) -страх самовыражения.
  • 88% (7) (Ф.И.) - страх ситуации проверки знаний.
  • 36%(3)  учеников (Ф.И.) имеют повышенный и высокий уровень практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА).

Если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:

- проконсультироваться у педагога-психолога, невропатолога.

- не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.

- скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.

- повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.

- обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.

- развивать произвольность и умение развивать свое поведение.

Работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях:

1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний;

3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.

Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ