Работа с детьми с ОВЗ в начальной школе
1
1
Нормативно-правовая документация Федеральный уровень
- Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
- О коррекционном и инклюзивном образовании детей
- Приказ от 30 августа 2013 г. N 1015 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Приказ № 1599 Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- " ." Приказ № 1598 Об отверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1
Школьный уровень
1
- Положение об инклюзивном образовании
- Положение о доступе к информационным системам
- Регламент зачисления обучающихся с ОВЗ
- Адаптированные основные общеобразовательные программы
- Рабочие программы педагога-психолога (составляются лично, с учетом нозологии в соответствии с ФАООП НОО)
1
1
Работа педагога-психолога в школе определяется четкими направлениями:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
1
1
Формы и содержание работы сопровождения:
- комплексная диагностика,
- развивающая и коррекционная деятельность,
- консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса,
- деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута).
• Работа с учащимися с ОВЗ
• Работа с родителями учащихся с ОВЗ
• Работа с педагогами - предметниками, работающими с детьми с ОВЗ
• Работа с классным руководителем и администрацией ОУ.
Таким образом, в школе, в процессе работы, путем постоянного поиска эффективных методов и приемов работы с детьми этой категории, сложилась модель взаимодействия педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса по вопросам самоопределения учащихся с ОВЗ.
1
1
Можно выделить следующие факторы, которые необходимые при организации работы с детьми, имеющими особенности здоровья:
• позиция родителей;
• учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями процесса учебной деятельности;
• знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
• поддержка со стороны педагогов
1
Специфика составления некоторой рабочей документации
1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
на ________ учебный год
обучающегося __ класса Ф.И.О.
Вариант АООП .
Педагог-психолог: ____________
Задачи развития ребенка на год:
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль) и общеучебных умений;
- развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе, повышение мотивации.
Форма организации работы: подгрупповое занятие - 1 р. в неделю и 1 раз индивидуальное
Щелкните значок, чтобы добавить фото
1
Рекомендации ПМПК
Дефициты ребенка
.
Ресурсы ребенка
(заключение школьного консилиума)
Направление коррекционной работы
(заключение школьного консилиума)
Содержание программы
1
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.
Номер страницы
Пояснитель н ая з а п иск а
1.2
Цели и задачи реализации Программы
3
1.3
1.4
3
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристика особенностей развития обучающегося для разработки и реализации Программы
1.5
4
Планируемые результаты освоения Программы
2
5
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1
6
Содержание диагностики обучающегося
2.2
7
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития учащихся
2.3
Описание форм, средств, способов реализации программы
2.4
7
Использование педагогических технологий
2.5
10
Особенности взаимодействия с педагогическим коллективом
2.6
10
Особенности взаимодействия с семьями учащегося
3
11
12
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1
Учебный план. Календарно-тематическое планирование
3.2
3.3
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
13
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
17
ПРИЛОЖЕНИЕ
20
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________________
Расписание коррекционных занятий педагога-психолога на
__________ учебный год
Составляется с учетом учебной нагрузки обучающегося.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий с учетом психофизиологических особенностей обучающегося с ОВЗ
Дни недели
Время
Тип занятия
Фамилия имя обучающегося
Спасибо за внимание