Различные способы ловли и передачи мяча. Учебная игра. Развитие силы и координационных способностей.
Подготовил студент колледжа Сервиса и туризма
группы ПКД20-11
Кушкин Никита
Содержание
- Различные способы ловли. Определение………..................................................3
- Фазы ловли мяча……………………………………………………………………………………………..4
- Способы ловли мяча……………………………………………………………………………..……..5-8
- Распостранненные ошибки……………………………………………………………………………..9
- Различные способы передачи мяча…………………………………………………………10-13
- Принципы выполнения передачи…………………………………………………………………14
- Методика обучения передачи мяча……………………………………………………………..15
- Упражнения по технике ловли мяча………………………………………………………..16-19
- Развитие координационных способностей………………………………………………….20
- Специальные упражнения……………………………………………………………………….21-22
- Развитие силы…………………………………………………………………………………………..23-26
- Источники………………………………………………………………………………………………………27
Различные способы ловли.
- Ловля – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, т. к. центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ждать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча. Но во всех способах ловли можно выделить три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Наиболее простым и в то же время надежным способом считается ловля мяча двумя руками.
- Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, напряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча.
- Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями), сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.
- Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.
- Ловля двумя руками — осуществляется из обычной стойки боевой готовности баскетболиста: спина прямая, голова вскинута. Ноги чуть расставлены и согнуты в коленях, а верхние конечности, пальцы которых раздвинуты, вытянуты вверх примерно на 30 см от лица. В зависимости от траектории полёта мяча следует менять высоту самой стойки, сгибая колени меньше или больше.
- Двумя руками высоко летящего мяча — стойка спортсмена, как и при ловле двумя руками. Высоко летящий мяч следует ловить в прыжке. Для этого нужно сильно оттолкнуться от пола и выпрыгнуть, вытягивая вверх конечности с раздвинутыми пальцами в виде «воронки». Чтобы усмирить скорость полёта, нужно согнуть локти для удержания баланса. Когда снаряд коснётся пальцев, надо обхватить его боковые стороны ладонями, затем опустить руки вниз, а после притянуть к груди вместе со снарядом.
- Двумя руками низко летящего мяча — в таком случае снаряд летит ниже пояса. Перед тем как поймать, нужно согнуть ноги, приседая ниже, чем обычно, чтобы привести положение плеч вровень летящему мячику, одновременно с этим выставляя корпус вперёд. Ладони расположить так, чтобы они образовали широкую чашу и были направлены в таком положении вперёд и вниз. Когда снаряд прикоснётся к пальцам, необходимо обхватить его с двух сторон, сблизив кисти рук, после притянуть к груди. На этом же моменте вновь зафиксировать тело и ноги в прямом положении. Если низко летящий мяч летит не прямо, а чуть сбоку, то следует сделать выпад ногами в его сторону и, подхватив снаряд одной рукой, подключить к делу втору ю
- Одной рукой — происходит, когда спортсмен не имеет возможности поймать двумя. Есть три способа: С прижиманием мяча Для того чтобы осуществить такой приём, необходимо, чтобы снаряд летел слева. Для ловли — выпрямить левую руку так, чтобы она была почти на прямой линии с предплечьем, в то же время левая нога отставлена в сторону. Пальцы должны быть расставлены и расслаблены и когда снаряд их коснётся, нужно согнуть конечность в локте и дать снаряду как бы по инерции вкатится в кисть. В этот момент можно ощутить, как плечо тянется назад. Продолжать сгибать левую руку, пока мяч не коснётся предплечья. Только после этого можно будет прижать его к телу.
Ловля мяча двумя руками и ловля низколетящего мяча двумя руками
Ошибки
Наиболее часто встречающимися ошибками при ловле, которые нужно обязательно исправлять или лучше не допускать, являются:
- руки согнуты в локтях, а не выпрямлены;
- кисти не раскрыты для соприкосновения с мячом;
- баскетболист ловит мяч без движения к мячу и стоит на прямых ногах, не укрывая мяч;
- мяч прижимается к груди;
- голова опущена; баскетболист при ловле не контролирует взглядом ситуацию на площадке.
Различные способы передачи мяча.
Передача – прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Умение правильно и точно передать мяч – основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.
Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников.
Периферическое зрение, быстрота движений рук, точный расчет и тактическое мышление – вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч.
- Быстрота и точность выполнения передач любым способом в значительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема. При передаче мяча нужно в основном действовать кистями и пальцами, тогда сопернику трудно определить направление передачи. Партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важно сохранять положение равновесия, ибо направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей-неволей сделает «пробежку» или мяч перехватят.
- Как и в ловле мяча, при выполнении передач различают три основные фазы движения: подготовительную, основную и завершающую.
- Основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника, – передача мяча двумя руками от груди.
- Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч притягивают к груди.
- Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.
- Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем принимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична для всех способов передачи) .
Принципы выполнения передачи
- Выполняя передачу двумя руками от груди, нужно помнить:
- не следует разводить локти в стороны при замахе, они должны быть опущены;
- движения рук и ног должны быть согласованы. Разгибать колени нужно активно, мяч кистями выпускать хлестко;
- ловлю мяча и последующую передачу нужно делать слитно, без паузы, без лишних движений.
- Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда ему придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.
Методика обучения передачам мяча
Обучение передачам мяча следует начинать с ловли.
Начиная упражняться в ловле баскетбольного мяча, нужно изучить основную стойку баскетболиста и держание мяча. Затем изучается ловля на месте двумя руками мяча, летящего на уровне груди, затем совершенствуют технику ловли в различных упражнениях жонглирования мячом, обращая внимание на положение кистей рук при ловле. Постепенно усложняют упражнения в ловле мяча: летящего высоко, низко, сбоку, навстречу (с одновременным выходом к мячу), в прыжке, при передаче мяча в сторону от принимающего и так далее. Важным моментом является умение баскетболиста не только поймать, но и начать выполнение следующего технического приема, например, ловли и последующей передачи.
Упражнения по технике ловли мяча
- Подбросить мяч перед собой, поймать его двумя руками и принять основную стойку баскетболиста.
- То же, но ловить мяч после одного отскока от пола. Эти простые упражнения позволяют выработать чувство мяча, проверить правильность его держания, проконтролировать положение туловища, головы и проверить готовность к другим действиям.
- Ловить мяч, передавая его друг другу в парах. Учиться ловить мяч можно и после удара о стену. После 8–10 передач смена рук.
- Группа баскетболистов стоит в кругу, в центре которого располагается один из участников. Он поочередно передает мяч каждому стоящему в кругу (разновысокие передачи, об пол, немного правее или левее игрока). Правильность ловли мяча контролируется игроком, стоящим рядом с уже выполнившим прием.
Группа баскетболистов, стоя лицом в круг, перемещается по часовой стрелке (или наоборот), передавая один мяч (а потом два и три) друг другу. Следить за работой кисти при ловле.
Один игрок передает мяч другому, бегущему навстречу и ловящему мяч с остановкой в два шага. Через 3–5 передач игроки меняются ролями. Обратить внимание на вынос двух рук вперед при ловле и укрывании мяча после остановки.
Ловля мяча, переданного партнером в сторону от ловящего на 2–3 метра. Сделать 5–10 передач вправо и 5–10 передач влево. Раньше времени к месту ловли мяча не выходить.
- Ловля и передача мяча в движении во встречных колоннах. Игрок из колонны (1) движется навстречу передающему мяч (2) из другой колонны, ловя мяч на первом шаге. На втором шаге он готовится к передаче выходящему из другой колонны третьему игроку (3) и перед началом третьего шага передает ему мяч в безопорном положении. Третий передает мяч в движении четвертому (4) и так далее. После ловли и передачи мяча каждый игрок уходит в конец противоположной колонны и вновь готовится к участию в этом упражнении (см. рисунок).
- Ловля и передача мяча в парах, движущихся от одного кольца к другому: а) при передвижении приставными шагами на расстоянии 3–4 метра друг от друга; б) при передвижении обычным беговым шагом. В этом упражнении обратить внимание на ловлю мяча.
Развитие координационных способностей
- Опытные тренеры отдают ведающую роль способности сохранять равновесие. Выявлено, что баскетболисты, у которых не достаточно развит вестибулярный анализатор, обычно с трудом осваивают программный материал, они испытывают затруднения в усвоении технических движений и сохранении равновесия. Для развития способности к равновесию у баскетболистов автор рекомендует применять упражнения в движении с поворотами, вращениями, с мячом и без мяча, с передвижениями по ограниченной площади.
- Для развития координационных способностей в баскетболе предлагается использовать следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариантного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный. При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
Специальные упражнения
- Чтобы развивать у юных баскетболистов координацию движений, в подготовительную часть урока необходимо систематически включать специальные упражнения. В каждом занятии рекомендуется использовать не более пяти упражнений.
- 1. Лежа на спине, мяч за головой, бросить мяч вверх перед собой и поймать
- 2. Переложить мяч из руки в руку вокруг туловища в обе стороны, не касаясь тела.
3. Мяч в руках за спиной. Перебросить мяч через голову и поймать впереди.
- 4. Бросить мяч одной рукой из-за спины через плечо вверх и поймать его двумя руками, одной рукой.
5. Встать на одну ногу, другую поднять вперед, бросить мяч под ногу с наружной стороны вверх и поймать .
6. Вести мяч одной рукой (правой или левой), ударяя о пол через 1, 2, 3 шага
7. Из стойки ноги врозь наклониться вперед, бросить мяч назад - вверх, повернуться кругом, выпрямиться и поймать мяч.
8. Подбросить мяч перед собой вперед-вверх, догнать его и поймать, прежде, чем он упадет на пол.
9. Лежа на животе, мяч на площадке около головы, бросить мяч в сторону - назад.
10. Подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать его; подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать его, подбросить мяч вверх, сесть и поймать его сидя, из седа опять подбросить мяч вверх и поймать его стоя.
Развитие силы
Быстрота, выносливость, гибкость, ловкость так или иначе тренируются благодаря игровым ситуациям, а вот сила нет. Это объясняется тем, что стимулом к ее развитию являются упражнения, которые человек может повторить примерно 12 раз. В игровых ситуациях такое случается крайне редко. Баскетбол, прежде всего, — игра на точность, своевременность и смекалку. Путь к силе лежит только через силовой тренинг:
— После упражнений с отягощениями повышается уровень тестостерона, способный ускорять синтез белка, увеличивать агрессивность спортсмена.
— Мышечный корсет, который формируется под влиянием занятий силовой направленности, является защитой от травм.
— Хорошо «проработанные» мышцы обеспечиваются тонусом, а он дает всему движению основную «загрунтовку», что улучшает координацию, повышает быстроту и, как следствие, баскетбольную ловкость.
— Улучшаются непосредственно силовые показатели .
- Сверхсила не дает ощутимого преимущества, но ее определенный уровень необходим. Высококлассный игрок должен обладать множеством знаний, навыков и возможностей. Приобретение всего необходимого и поддержание этого на должном уровне требует колоссального количества времени и сил. Именно поэтому в тренировке следует руководствовать принципом разумной достаточности. Иначе не достигнешь желаемого, не будет времени на восстановление и другие важные компоненты тренировки.
- При составлении программ силовой тренировки должен соблюдаться принцип индивидуального подхода. Команда работает в едином методическом ключе, но обязательно с учетом потребностей и способностей каждого игрока. Из этого же принципа вытекает запрет устраивать силовые состязания, особенно в преодолении одноразового максимального сопротивления. Следует отказаться от таких упражнений, которые нельзя повторить в одном подходе менее четырех раз. Не стоит «пробовать» максимальные веса — кроме травм, это ни к чему не приведет. При подборе упражнений нужно знать и учитывать строение тела, бывшие и нынешние проблем со здоровьем, личные предпочтения.
- Очень важно обучить спортсмена правильной технике выполнения, помочь ему «почувствовать» и полюбить упражнение. Правильная техника — залог прогресса, что является залогом мотивации. Ничто не подвигает на продолжение работы так сильно, как положительная динамика, пускай и не слишком значительная.
- Условно все атлетические упражнения делятся на «глобальные», в которых участвует практически все тело, «региональные», где задействованы мышечные массивы (несколько мышц) и «локальные» — основное движение выполняет одна мышца. В нашей практике при подборе средств тренировки лучше остановиться на «глобальных» и «региональных» упражнениях.
- Основным условием успешной тренировки силы является грамотно подобранное сочетание нагрузки и восстановления. Во время работы мышца разрушается, а строится и приобретает новые качества в период отдыха, когда на клеточном уровне происходят биологические перестроения в ответ на предложенную нагрузку. Для отдыха может потребоваться не менее 48 часов, а в случае серьезного воздействия — до 96 часов. Практика показывает, что очень эффективным является чередование тяжелых тренировок с относительно легкими.
Источники
- https://lektsii.net/1-106903.html
- https://sportyfi.ru/basketbol/priemi/lovlya-myacha/
- https://poisk-ru.ru/s11331t5.html
- http://dussh-5.ru/sport/basketbol/literatura/312-o-razvitii-fizicheskikh-kachestv-igrokov-v-