Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ (англ. . «life-long learning» )
функциональная грамотность -ключевое понятие компетентностного подхода
Иностранный язык - средство жизнеобеспечения общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей.
Функционально грамотная личность - это человек, который умеет ориентироваться в мире и знает, как действовать в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Трудности!
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Основная задача обучения иностранным языкам - развитие у учащихся речевых навыков:
- чтения
- письма
- монологической и диалогической речи
Содержание функциональной грамотности:
- овладение грамотной устной и письменной речью;
- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
- умение самостоятельно формулировать проблему
Метод коммуникативно-ориентированного обучения:
- ситуативность;
- коллективное взаимодействие;
- вовлечение в речемыслительную деятельность;
- личностно-ориентированную самостоятельную работу
Главная составляющая преподавания иностранного языка – заинтересованность
- дискуссии
- ролевые и деловые игры проблемной направленности
- драматизация
- метод проектов
- использование ИКТ
- презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера и фрагменты художественных фильмов
Аудирование
- отделять главную информацию от второстепенной;
- выявлять наиболее значимые факты;
- определять свое отношение к ним;
- извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию
- задание на узнавание знакомых слов,
выражений и структур;
- извлечение определенной информации;
- заполнение пропусков: пропущенных слов,
артиклей, предлогов, частей предложения
Говорение
Монолог:
- делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;
- кратко передавать содержание полученной информации;
- рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;
- рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;
- описывать особенности жизни и культуры своей
страны и страны изучаемого языка
Говорение
Диалог:
- участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;
- осуществлять запрос и обобщение информации;
- обращаться за разъяснениями;
- выражать свое отношение к высказыванию собеседника;
- вступать и поддерживать общение
Task 1. Work with the partner. The first dialogue is more like written English. The second dialogue is more like spoken English.
Written style
Spoken style
A: I went out for dinner on Sunday.
B: Chinese?
A: No, Japanese.
B: That new place downtown?
A: No, the place in Green Street
B: How was it?
A: Delicious
A: I went out for dinner on Sunday.
B: Did you go out for Chinese food?
A: No, we went out for Japanese food
B: Did you go to that new place downtown?
A: No, we went to the place in Green Street
B: How was it?
A: It was delicious.
Change the dialogue. Make it more like spoken English
Spoken style
Written style
A: I went to the game this Friday.
A: I went to the game this Friday.
B:
B: Did you go and see the football game?
A: No, I went to the basketball game.
___________________________
A:
B: Who was playing?
___________________________
A: The California Beach and The Los Angeles Lakers were playing.
B: Who won the game?
B:
A: The California Beach won the game.
___________________________
A:
___________________________
B:
___________________________
A:
___________________________
Письмо
-личное письмо;
-письмо в газету, журнал;
-небольшой рассказ;
-заполнение анкет;
-изложение сведений о себе;
-написание плана
- вставить пропущенные слова
- заменить выделенные курсивом слова синонимами
- выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.
- выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
- выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур.
- закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
- составить вопросы к ответам и наоборот.
- соединить части предложений в логическом порядке.
- составить план текста
Чтение
- -выделять основные факты;
- -отделять главную информацию от второстепенной;
- -предвосхищать возможные события, факты;
- -раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
- -извлекать необходимую, интересующую информацию;
- -определять свое отношение к прочитанному
- Определить по заголовку тему текста;
- Найти ответы на вопросы.
- Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
- Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
- Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
- Найти описание внешности, места, события и др.
- Догадаться о значении слова по контексту
Важно!
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
- объем текста не должен превышать норму;
- шрифт должен помогать легко читать текст;
- текст должен развивать кругозор;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- текст должен быть структурирован;
в тексте не должно быть ошибок;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка