Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа №101 города Донецка»
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДОУ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кузниченко Инна Викторовна
Старший воспитатель
Профессиональная компетентность педагога
- единство теоретической и практической готовности к
осуществлению педагогической деятельности
(В. А. Сластенин)
* Интеллектуально-педагогическая компетентность
* Коммуникативная компетентность
* Информационная компетентность
* ИКТ-компетентность
* Правовая компетентность
* Рефлексивная компетентность
Слово «интерактив » пришло к нам из английского языка от слова «interact» - где «inter» - это взаимный, «act» - действовать. Интерактивный означает способность действовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком).
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого
осуществляется взаимодействие педагогов
или педагога и руководителя
методического мероприятия.
Цель интерактивных форм
Совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов
Выявление, изучение , обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов
Создание условий для повышение уровня профессиональной компетентности
Выработка у педагогов потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании
Выявление уровня педагогического мастерства , педагогических способностей и умений
Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач , содержания работы ДОУ
Интерактивные формы и методы методической работы, используемые в ДОО
Традиционные
Новые
• Педагогический совет
Новейшие
• Деловая игра
• Тренинг
• Педагогическая гостиная
• Педагогическая мастерская
• Выставки-ярмарки педагогических идей
• «КВН»
• Банк идей
• Коучинг-сессия
• Союз единомышленников
• Круглый стол
• Мастер-класс
• Педагогический ринг
• Творческий час
• Квик настройка
• Творческие конкурсы
• Кружки качества
• Наставничество
• Проектная деятельность
• Творческие микрогруппы
• Мозговой штурм
• Педагогический кроссворд
• Презентация
Семинар-практикум
Приемы:
* Элементы психологического тренинга
«Закончи предложение», «Сделай комплимент соседу слева»
* «Самооценки-разогревки»
«Мои ожидания и опасения»
* «Квик-настройка»
«Если Вы уверены в том, что … - поднимите руку» и т.п.
* Изучение и сравнение методической литературы, содержания
нормативно-правовых актов, анализ разных точек зрения
* Прием «Силовое поле»
* Прием «Мозговой штурм»
* «ПОПС-формула»
* Разгадывание кроссворда
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
ПОПС - формула
++ - очень хорошая идея
П - позиция (объяснение, в чем заключена личная точка зрения «Я считаю,»)
+ - неплохая идея
О - обоснование (объяснение своей позиции, начиная фразой типа: «Потому что..
0 – не удалось найти конструктива
П - пример (использование в речи оборотов типа: «Я могу подтвердить это тем, что )
НР - невозможно реализовать
С - следствие (делает вывод в результате обсуждения проблемы: «В связи с этим»)
ТР - трудно реализовать
РР - реально осуществить
Семинар-практикум
1. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
2. «Нетрадиционные подходы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми как основы их физического, психологического благополучия и интеллектуального развития»
Тренинг – быстрое реагирование, быстрое обучение
Тренинг педагогической осознанности
Цель: перестройка образовательной деятельности по типу личностно-ориентированной модели
Тренинг личной эффективности
Цель: профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов
Участники: специалисты, воспитатели.
Мастер-класс
Нетрадиционная техника рисования объемными красками
Цель: знакомство педагогов с техникой рисования объемными красками
Педагогическая мастерская
Алгоритм проведения мастерской:
* Индуктор
Теоретический блок информации, активизирующий базовые основы
вопроса и личный опыт в данной области
* Создание творческого продукта
Разработка плана действий и его реализация (индивидуально или в группе)
* Социализация
Предъявление созданного продукта всем участникам
(позволяет соотнести результаты, оценить идеи других)
* Рефлексия
Осознание своих внутренних перемен, своего интеллектуального и
эмоционального движения Общая оценка работы, отзыв участников
Конкурсы, смотры, выставки
Электронные образовательные ресурсы в формировании профессиональной компетентности
ведение официального сайта дошкольного образовательного учреждения
Коучинг-сессия
дистанционные формы обучения посредством сети Интернет (участие в режиме реального времени и заочное участие)
заочное участие в конкурсах педагогического мастерства, представление педагогического опыта
Открытые просмотры НОД вариативность
Фишбоун (Рыбий скелет )
Суть данного методического приема —
установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.
В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы японского профессора,
который и изобрел метод
структурного анализа причинно-следственных связей.
Выводы, обобщение
Схемы Фишбоун (Рыбий скелет) дают возможность: -организовать работу в парах или группах; - развивать критическое мышление; - визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; - ранжировать факторы по степени их значимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышение профессиональной компетентности педагогов, в результате использования интерактивных форм методической работы по освоению инновационных технологий, позволило выйти на такие результаты:
Стабильность оптимального уровня освоения детьми программы
Улучшение психологического микроклимата в коллективе
Рост педагогической компетентности педагогов, уровня, уровня их квалификации
Рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работы
«Самый важный навык, который следует приобрести, - это умение учиться»
Джон Нейсбит (эксперт по футурологии)
Спасибо за внимание!!!
МДОУ №101 г.Донецка
[email protected]