Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
« Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками 20 таких слов и - ребёнок усвоит их на лету» К.Д. Ушинский.
Связная речь – это смысловое, развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.
Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказываний служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт образец рассказа логопеда.
Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.
Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой дина
Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие мы рекомендуем использовать на первом году обучения. Отсутствие образца ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
Обучение последовательному пересказу. Тема: рассказ «Храбрый утёнок» (по Б. Житкову). Цель: обучение последовательному пересказу .
Пересказ текста по сюжетным картинкам, выставленным в последовательности рассказа.
«Хитрая лиса» (обучение последовательному пересказу)
«Храбрая птица» (обучение последовательному пересказу)
«Два товарища» (обучение последовательному пересказу)
Улетают журавли.
В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.
Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, тёплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
И. Соколов-Микитов
О природе.
Встреча зимы
( И.Никитин).
Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь,
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!...
«Зимние развлечения» (пересказ текста по сюжетным картинкам)
Гусь и журавль
(К. Ушинский).
Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
- Какая, право, удивительная птица! И хожу – то я по земле, и плаваю – то я по воде, и летаю по воздуху; нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
Подслушал гуся журавль и говорит ему:
- Прямой ты гусь, глупая ты птица! Ну можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что – нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.
Белка и волк
( Л. Толстой).
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: « Пусти меня». Волк сказал: « Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете».
Белка сказала: « Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: « Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
БЫТОВАЯ ТЕМА
ВЕСЕННЯЯ ТЕМАТИКА
Связная речь – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. УДАЧИ ВАМ!