Презентация на тему: русские изобретатели Александр Федорович Можайский
Подготовила:
Алиева Гульнур Омаровна
Александр Фёдорович Можайский (9 (21)марта 1825, Роченсальм, Выборгская губерния-20 марта (1апреля)1890, Санкт-Петербург)
Русский военный деятель, контр-адмирал, пионер авиации.
Сын потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан- командор И.Г.Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, окончив его 19 января 1841 года.
Балтийское море
Год спустя он был произведён в мичманы .
Мичман британского Королевского флота, 1799
После семилетнего плавания на кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта .
Лейтена́нт (через ст.- нем. Leutenant из фр. lieutenant «заместитель», потом также в качестве чина, воинского звания) — чин , воинское звание младшего офицерского состава в вооружённых силах многих государств.
Александр Можайский участвовал в дальнем походе Крондштат-Япония (1853-1855г.г.), охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей (1855г.).
В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А. Ф. Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855 г., отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А. Ф. Можайского, и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно.
Фрегат «Диана»
В 1858 году Можайский принимает участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально построенных для этой цели судах.
Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья и по возвращении из экспедиции был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».
сейчас
раньше
8 сентября 1859 года Можайский получил чин капитан-лейтенанта и за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награждён орденом Святого Владимира 4 степени. После спуска на воду клипер «Всадник» он был назначен его командиром и ходил на нем в Балтийском море до 1863 года.
Точная копия Балтиморского клипера, сделанная в 1984 году
В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Александр поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).
Во время Крымской войны Александр Фёдорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награждён орденом Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.» В 1863 году Можайский уходит в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны.
Орден Святого Станислава II степени
Бронзовой медаль на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг
С 1876 году Александр Можайский начинает работу по проекту давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха и во время службы в Морском корпусе он, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжает совершенствовать свой проект.
В июле 1882 года капитан 1 ранга Можайский был произведен в генерал-майоры с увольнением со службы «по домашним обстоятельствам».
… Производится:
в генерал-майоры:
Капитан 1-го ранга Можайский 1-й, с увольнением от службы, по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсионом по положению.
Главный начальник флота и Морского ведомства
Генерал-адъютант Алексей
— ЦГАВМФ, отдел научно-справочной литературы, д. 820, л. 36
Погон генерал - майора флота в отставке.
Впоследствии Можайский был произведен в контр-адмиралы .
20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции, который был построен на собственные средства А.Ф.Можайского.
Погон контр-адмирала.
20 июля 1882 года под управлением Ивана Голубева самолет Можайского
после разбега со специального наклоненного помоста поднялся в воздух и со скоростью около 45 км/ч пролетел по прямой над полем около ста саженей. Затем самолет вдруг стал крениться и задел крылом за землю, при этом крыло сломалось.
За свой самолет Можайский боролся до конца, производил на собственные средства ремонт, пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились.
Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран.
В то время Можайский был тяжело болен воспалением лёгких.
В ночь с 31 марта на 1 апреля 1890 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 65 лет Александр Фёдорович скончался. После смерти А. Ф. Можайского его сын, Александр Александрович Можайский пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.
Можайский произвел большое количество различных расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 г. он построил первую летающую модель самолета.
Опыты Можайского над большим воздушным винтом, приводимым е движение паровой машиной, были первыми в мире опытами такого порядка.
Труд Можайского — подвиг. Александр Фёдорович впервые в мире практически доказал, что человек может летать, разработав и построив самолёт.
Самолёт А. Ф. Можайского не сохранился. Но сохранится в истории человечества подвиг творца первого в мире самолёта. Роль Александра Федоровича Можайского в развитии отечественной авиации не подлежит сомнению. Именно благодаря таким энтузиастам, как он, Россия поднялась в небо.
Спасибо за внимание