Школьная дезадаптация - это нарушение адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного заведения, в котором снижаются способности к обучению и ухудшаются отношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего это происходит у младших школьников, но может встречаться и у детей в старших классах.
Причины школьной дезадаптации учащихся:
недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям; отсутствие знаний и недостаточное развитие психомоторных навыков, в результате чего ребенок медленнее других справляется с поставленными задачами;
недостаточный контроль за поведением - ребенку трудно сидеть целый урок, молча и не вставая со своего места;
неспособность адаптироваться к темпам программы;
социально-психологический аспект - отсутствие личных контактов с преподавательским составом и со сверстниками;
низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.
Есть несколько факторов, которые вызывают дезадаптацию в школе. Ниже мы рассмотрим причины школьной дезадаптации учащихся, среди них:
Наиболее влиятельным фактором является влияние характеристик семьи и родителей. Когда некоторые родители проявляют слишком эмоциональную реакцию на неудачи своего ребенка в школе, они сами, не подозревая об этом, наносят ущерб впечатлительной детской психике. В результате такого отношения ребенок начинает стесняться своего незнания темы, соответственно, он боится разочаровать своих родителей в следующий раз. В связи с этим у малыша развивается негативная реакция на все, что связано со школой, что в свою очередь приводит к формированию школьной дезадаптации.
Вторым по важности фактором после влияния родителей является влияние самих учителей, с которыми ребенок общается в школе. Бывает, что учителя неправильно строят учебную парадигму, что, в свою очередь, влияет на развитие недопонимания и негатива у учащихся.
Еще одним влиятельным фактором развития школьной дезадаптации является влияние сверстников. Особенно школьная дезадаптация подростков очень зависит от этого фактора.
Школьная дезадаптация может даже не отражаться на успеваемости и дисциплине ученика, выражаться в субъективных переживаниях или в форме психогенных расстройств. Например, неадекватные реакции на стрессы и проблемы, связанные с дезинтеграцией поведения, возникновением конфликтов с другими людьми, резким и внезапным снижением интереса к процессу обучения в школе, негативом, повышенной тревожностью и нарушением навыков обучения. ,
Что бы определить является ли ребёнок дезадаптированным существуют признаки школьной дезадаптации:
-плохая успеваемость в программах, соответствующих возрасту и способностям ученика, наряду с такими признаками, как повторение, хроническая плохая успеваемость, отсутствие общих знаний и отсутствие необходимых навыков;
расстройство эмоционального личного отношения к учебному процессу, к учителям и к жизненным возможностям, связанным с обучением;
эпизодические не поддающиеся коррекции поведенческие расстройства (антидисциплинарное поведение с демонстративной оппозицией к другим ученикам, пренебрежение правилами и обязанностями жизни в школе, проявления вандализма);
патогенная дезадаптация, являющаяся следствием нарушения нервной системы, сенсорных анализаторов, заболеваний головного мозга и проявления различных страхов ;
психосоциальная дезадаптация, которая выступает в качестве половой и возрастной индивидуальных особенностей ребенка, которые делают его нестандартным и нуждаются в особом подходе в школе;
социальная дезадаптация (подрыв порядка, моральных и правовых норм, асоциальное поведение, деформация внутреннего регулирования, а также социальные установки).
Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.
Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.
Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.