МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра педагогики и психологии образования
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Выполнил студентка
Группы ПО-21
Герасимова Е. В.
Введение
Глава 1. Теоретические основы технологии критического мышления
1.1. Понятие «критическое мышление»
1.2. Характеристика критического мышления и ее технологии
1.3. Базовая модель технологии критического мышления
Глава 2. Методические приемы технологии критического мышления
2.1. Методы и приемы для развития критического мышления
2.1.1 Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...».
2.1.2. Прием «Кластер».
2.1.3. Прием «Инсерт».
2.1.4.Прием «Синквейн»
Заключение
ТЕСТ
В последние годы в российском образовании наблюдаются существенные изменения. Новые стандарты теперь определяют качество образования не только через объем знаний, усвоенных учащимися, но и через другие навыки: критическое мышление, способность действовать в реальных социальных ситуациях, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные новыми стандартами, является МЕТОД КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Метод критического мышления способствует установлению равноправных взаимодействий между обучающимися, формируя диалогические отношения.
Он предоставляет возможность высказывать своё мнение с надеждой быть услышанным, а также слушать, понимать и учитывать другие точки зрения. Участники могут строить аргументированную защиту своей позиции и сопоставлять различные взгляды.
Термин «критическое мышление» известен очень давно, его впервые стали использовать такие психологи, как
Ж. Пиаже
Дж. Брунер
Л.С. Выготский
Насчет самого определения в научной литературе существует многообразие точек зрения:
Ученые Дэвид Вуд и Джуди А. Браус определяют критическое мышление как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
И. О. Загашев и С. И. Заир-Бек дали свое определение критического мышления под ним они понимают: «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой
Д. Халперн опредедлил «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата»
Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина, осчитают, что критическое мышление ориентировано на «участие» в социальной и индивидуальной жизнедеятельности человека: рассуждения применяются не только в научной сфере, но и в других областях деятельности человека, включая сферу его обыденной жизни
Девид Клустер предложил свою модель определения «критическое мышление», которое состоит и пяти пунктов:
Во-первых, критическое мышление – это самостоятельное мышление. Каждый ученик на занятиях должен формулировать собственные идеи и убеждения независимо от остальных.
Во-вторых, информация является начальным (отправным) пунктом критического мышления.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и осознания проблем, которые необходимо решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Человек, критически мыслящий, находит свое решение проблемы и аргументирует этот выбор.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Только обсуждая, споря и обмениваясь мыслями с другими людьми можно убедиться в правоте собственной позиции.
Критическое мышление — это процесс активного, творческого и осознанного использования ума для рационального и объективного анализирования информации. Оно включает в себя такие операции, как:
- постановка целей и задач;
- сбор и оценка фактов и доказательств;
- выделение основного и второстепенного;
- распознавание сложностей и нахождение ответов;
- выявление и изучение логических и причинно-следственных связей;
- сравнение различных позиций и аргументов сторон;
- определение сильных и слабых сторон своего и чужого мнения и убеждений;
- формулирование итогов.
Критическое мышление — это ключевой навык необходимый для успешного разрешения сложных проблем.
Главные его признаки — это:
- Способность мыслить аналитически: проводить анализ данных, выявлять главные аспекты и связи между ними.
- Рефлексия: способность критически оценивать свои мысли, предположения и предпочтения, учитывать их влияние на принятие решений.
- Валидация информации: умение оценивать надежность источников и отличать факты от мнений и убеждений.
- Способность мыслить системно: рассматривать, исследовать и понимать сложные системы, включая их взаимодействия и последствия.
- Критический анализ: способность проводить разбор и анализ аргументов и доказательств, опираясь на логику и здравый смысл.
1.3. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Фаза
Функция
Вызов
1)Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).
Осмысление содержания
2)Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
1) Информационная (получение новой информации по теме).
Рефлексия
3)Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
2) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
1) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
3) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
2) Информационная (приобретение нового знания).
3) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
4) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Глава 2. Методические приемы технологии критического мышления
2.1. Методы и приемы для развития критического мышления
2.1.1 Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...».
Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология»:
Выглядит, как...
Часы
Звучит, как...
Конвейер
Металлический скрежет «Это ново!» «Это интересно!» Песня: куплет - припев
Ступеньки лестницы
Яркая картинка
Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
1) Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2) Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3) По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
«Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения «Инсерт» (авторы приема Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил).
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы.
2.1.4.Прием « Синквейн »
Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
Заключение
Технология критического мышления располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий. Использование этой технологии помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Цели технологии критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения.
Самое главное эта технология учит детей самостоятельно добывать знания. Что в свою очередь меняет их отношение к учебе, побуждает социализироваться в современном мире, меньше волноваться о допущенных ошибках во время занятий. Всё это позитивно влияет на отношения между учителем и классом.
РЕШИМ ТЕСТ, НА ПРОВЕРКУ ДАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
4. Распространенными препятствиями на пути к развитию критического мышления является…
1. Критическое мышление – это…
a) Лень и отсутствие интереса
a) Способность принимать решения на основе интуиции
b) Страх перед ошибками и предвзятость
b) Анализ и оценка информации для формирования обоснованных суждений
c) Умение следовать общепринятым мнениям
c) Высокий уровень образования
5. Разница между критическим мышлением и обычным мышлением заключатся в…
a) Обычном мышлении, где оно всегда более точное
b) Критическом мышлении требуется анализ и оценка, а в обычном — просто восприятия
c) Нет никакой разницы
6. Для развития критического мышления испульзуются методы и инструменты, а именно…
a) Чтение художественной литературы
b) Дебаты, анализ случаев, решение логических задач
c) Просмотр развлекательных программ
2. Основными характеристиками критического мышления является…
a) Эмоциональная реакция на информацию
b) Логичность, открытость, скептицизм
c) Автоматическое принятие решений
3. Критическое мышление влияет на принятие решений, а именно…
a) Упрощает процесс принятия решений
b) Позволяет учитывать разные точки зрения и избегать ошибок
c) Не имеет значительного влияния
ПРАВИЛЬНЫМИ ОТВЕТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ –
ВСЕ ОТВЕТЫ ПОД БУКВОЙ «b»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!