Теорема Виета
Алгебра 8 класс
Основная цель – изучить теорему Виета и ей обратную, уметь применять при решении квадратных уравнений
Девиз урока:
«Вся математика – это,
собственно, одно большое
уравнение для других наук»
Новалис
Устная работа
- 2 x² + 6 x = 6
- 7 x² - 14 x = 0
Исследуем связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения
Уравнение
1
x² + 5x + 6 = 0
p
2
q
x² - 5x + 6 = 0
3
x² - 7x + 6 = 0
x₁
4
x² + 7x + 6 = 0
x₂
5
x² - 8x + 6 = 0
x₁ + x₂
6
x₁ ∙ x₂
x² - x - 6 = 0
-5
-3
-2
6
5
6
2
6
6
5
3
-5
6
1
7
6
6
-7
6
6
7
-1
-6
-7
6
- 8
6
4-
4+
8
6
-1
-2
3
1
- 6
ФРАНСУА ВИЕТ (Вьета)
1540-1603
Знаменитая теорема, устанавливающая
связь коэффициентов многочлена с его
корнями, была обнародована в 1591 г.
Теперь она носит имя Виета
Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Дано: х₁ и х₂ - корни уравнения
Доказать:
План доказательства:
- Записать формулы для нахождения x₁ и x₂ ;
- Найти сумму корней: x₁ + x₂ ;
- Найти произведение корней: x₁ · x₂ .
Доказательство:
х ² + p х + q = 0
, D = p² -4q .
, х₂ =
1. х₁ =
2 . x₁+x₂ =
+
=
=
=
= - p
=
∙
3. x₁ ∙ x₂ =
=
=
= q
=
=
1.Определите, верно ли сформулирована теорема: Сумма корней квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену
2. Для всех ли приведенных уравнений x₁ + x₂ = -p
x₁· x₂ = q
3. Сформулируйте теорему со словами «Если…, то…»
- Что позволяет находить доказанная теорема?
- Что должно быть известно до применения теоремы?
- Можно ли найти сумму и произведение корней следующих уравнений
- х² + 3х + 6 = 0
- х² + 5 = 0
- 2х² – 7х + 5 = 0
x ² + px + q = 0 x ² - ( х₁ + х₂ )х + х₁ ∙ х₂ = 0
- Задание 1. Выберите уравнение сумма корней которого равна -6, а произведение равно -11
- х² + 6х - 11 = 0
- х² + 6х + 11 = 0
- х² - 11х - 6 = 0
- х² + 11х - 6 = 0
- Задание 2. Если х₁ = -5 и х₂ = -1 - корни уравнения х² + px +q = 0 , то
1) p = -6, q = -5
2) p = 5, q = 6
3) p = 6, q = 5
4) p = -5, q = -6
5) p = 5, q = -6
6) p = -6, q = -5
- Задание 3. Найдите сумму и произведение корней уравнения х² - 3х - 5 = 0 . Выберите правильный ответ.
- х₁ + х ₂= -3, х₁ ∙ х₂ = -5
- х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = -3
- х₁ + х ₂= 3, х₁ ∙ х₂ = -5
- х₁ + х ₂= 5, х₁ ∙ х₂ = -3
0 p = 0, q = - 19 х₁ + х ₂= 0 , х₁ ∙ х₂ = - 19 д ) 2x² – 9x – 10 = 0 х² – 4,5х – 2 = 0, D 0 p = - 4,5 , q = - 2 х₁ + х ₂= 4,5, х₁ ∙ х₂ = -2 Найти сумму и произведение корней уравнения :2 № 573 а) в) у доски г) д) самостоятельно с последующей проверкой А) х² - 37х+27 = 0 Д = (-37)² - 4∙27 = 1369 – 108 = 1261 0 " width="640"
Решение:
б) y² – 19 =0 , D 0
p = 0, q = - 19
х₁ + х ₂= 0 , х₁ ∙ х₂ = - 19
д ) 2x² – 9x – 10 = 0
х² – 4,5х – 2 = 0,
D 0
p = - 4,5 , q = - 2
х₁ + х ₂= 4,5, х₁ ∙ х₂ = -2
Найти сумму и произведение корней уравнения
:2
№ 573
а) в) у доски
г) д) самостоятельно с последующей проверкой
А) х² - 37х+27 = 0 Д = (-37)² - 4∙27 = 1369 – 108 = 1261 0
0, p = -2, q = -8 x₁ + x₂ = 2 x₁ ∙ x₂ = -8 2 ∙ (-4) -2 ∙ 4 1 ∙ (-8) -1 ∙ 8 x₁ = -2 x₂ = 4 2 . х² + 7х + 12 = 0 Для каждого уравнения попытайтесь подобрать два числа х₁ и х₂ так, чтобы выполнялись получившиеся равенства. D 0, p = 7, q = 12 x₁ + x₂ = -7 x₁ ∙ x₂ = 12 x ₁ = - 3 x ₂ = - 4 3. y² – 8y – 9 = 0 D 0, p = -8, q = -9 y₁ + y₂ = 8 y₁ ∙ y₂ = -9 y₁ = -1 y₂ = 9 Проверьте, будут ли полученные числа корнями данного уравнения " width="640"
Для каждого уравнения укажите, если это возможно сумму и произведение корней
D 0, p = -2, q = -8
x₁ + x₂ = 2
x₁ ∙ x₂ = -8
2 ∙ (-4)
-2 ∙ 4
1 ∙ (-8)
-1 ∙ 8
x₁ = -2
x₂ = 4
2 . х² + 7х + 12 = 0
Для каждого уравнения попытайтесь подобрать два числа х₁ и х₂ так, чтобы выполнялись получившиеся равенства.
D 0, p = 7, q = 12
x₁ + x₂ = -7
x₁ ∙ x₂ = 12
x ₁ = - 3
x ₂ = - 4
3. y² – 8y – 9 = 0
D 0, p = -8, q = -9
y₁ + y₂ = 8
y₁ ∙ y₂ = -9
y₁ = -1
y₂ = 9
Проверьте, будут ли полученные числа корнями данного уравнения
Прямая теорема:
Обратная теорема:
Если х₁ и х₂ - корни уравнения
х² + px + q = 0 .
Тогда числа х₁, х₂ и p , q связаны равенствами
Тогда х₁ и х₂ - корни уравнения
х² + px + q = 0 .
Числа х₁ и х₂ являются корнями приведенного квадратного уравнения х² + px +q = 0 тогда и только тогда, когда
x ₁ +х₂ = - p, x₁ ∙ x₂ = q
Применение теоремы
- Проверяем, правильно ли найдены корни уравнения
- Определяем знаки корней уравнения не решая его
- Устно находим корни приведенного квадратного уравнения
- Составляем квадратное уравнение с заданными корнями
Теорема Виета
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни — и дробь уж готова?
В числителе с , в знаменателе а
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе в , в знаменателе а .
Числа х₁ и х₂ являются корнями квадратного уравнения х² + вх + с =0
тогда и только тогда, когда
х₁ + х₂ =
х₁ ∙ х₂ =
Домашнее задание:
п. 23 (знать теорему Виета),
дифференцированное задание
(листок с домашней работой)