СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : " Влияние сказки на развитие речи и творчества детей первой младшей группы "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : " Влияние сказки на развитие речи и творчества детей первой младшей группы "»



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


« ЯСЛИ – САД № 327 ГОРОДА ДОНЕЦКА »



































  • Введение;

  • Значение книги для малышей;

  • Сказки в развитии речи детей;

  • Фольклор для детей;

  • Игры для развития детей;

  • Чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;

  • Рекомендации родителям;

  • Заключение;



















Д ошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности,  сочувствия, любви ко всему живому, представление  о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребёнка.  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослых легко устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком.



использование русской народной сказки и применение её на практике для формирования у детей дошкольного возраста правильной речи. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.



1. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

2. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов

(восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с

формированием устного речевого общения.

3. Проведение анализа научно - методической и психолого - педагогической

литературы по проблеме «Русская народная сказка как средство развития речи

детей младшего возраста»

То, чего хотелось бы достичь, это растить и воспитывать наших детей, в наших традициях, прививая им знания об истоках, знакомя с художественной литературой,

а не с поверхностным пластом.






З начение книг для ребёнка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребёнка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. С детства за чтением книг человек активно развивает своё мышление. Книга будит как мысль, так и воображение. Книга приучает к усидчивости и выработке навыков самостоятельной работы, заставляет думать, анализировать, предугадывать. Эти качества важны для того, чтобы справляться с жизненными проблемами и заботами, находить решения для самых сложных задач. Книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию. Всё это указывает влияние на уровень жизни. Книга открывает перед ребёнком новый, ещё неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Знакомить ребёнка с книгами лучше с самого рождения. Книга — это очень важная форма общения между ребёнком и родителями. Книги можно начинать читать ребёнку ещё с колыбели. Пока вы занимаетесь малышом (купаете, кормите и т. д.) рассказывайте ему небольшие детские стишки и сказки. Конечно, малыш ещё ничего не понимает, но зато он прекрасно улавливает интонацию и звуки. Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. У ребёнка должна появиться привычка к чтению и тогда в более старшем возрасте, он так же будет продолжать читать. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы сформировать у детей потребность в чтении. И тогда будет не очень важно, когда ребёнок впервые прочитает самостоятельно первую книгу: в 4 года

или в первом классе. Дверь в чудесный мир литературы будет открыта. Огромное достоинство книг - это содержащаяся в них мораль.
Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребёнка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребёнок сможет научиться тому, как следует поступать, и каких действий нужно избегать. Иногда книги действуют на противоречии, делая главными персонажами злодеев и высмеивая их плохие поступки. Разъяснив ребёнку смысл и содержание книги, родитель поможет не только развивать воображение, но и повлияет на грамотное установление причинно-следственной связи. При помощи литературы ребёнок сможет понять, что за любым действием следуют свои последствия, и что любой плохой поступок рано или поздно будет наказан. Установление причинно-следственных связей у малышей происходит с трудом, но благодаря литературе и этот сложный момент обучения будет освоен.

Ещё одно огромное достоинство книг — то, что они пробуждают глубокий интерес в ребёнке. Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтёт её до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость. Психологи давно доказали, что дети, которые много читают, отличаются спокойным характером. Они способны дольше сосредотачивать своё внимание на конкретном объекте изучения, а это, в свою очередь, сильно облегчает процесс обучения. Те дети, которые в детстве много читали и часто проводили время за книгой, в школе будут гораздо более усидчивыми.






«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». Д. Родари.


Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребёнка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

Совместная деятельность направлена на развитие речи дошкольников через русские народные сказки. Сказка всегда вызывает у детей эмоциональный отклик. В данном виде деятельности совершенствуются навыки ведения диалога, активизируется использование в речи прилагательных.

Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией. Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости она еще и лечит.

Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в младшей группе предпочтительнее. Обычно сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Воспитатель обеспечивает активность детей: предлагает выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая репка; как её тянут-потянут и т.п.), используют наглядные пособия (настольный театр, картинки на фланелеграфе и пр.), побуждает инсценировать отрывок из сказки.

Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают воссоздать образ героя, запомнить логическую последовательность событий. При отсутствии жизненного опыта и в силу ещё не развитого воображения содержание произведения не будет понятно, поэтому интерес к чтению может быть потерян. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе.





Традиционное общение со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций, знакомство со словарём терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.

Уже первые потешки, подобно «Ладушкам» помогают ребёнку проявить себя и внимательным слушателем, и благодарным зрителем, и голосистым певцом, и задорным танцором. У малыша появляется возможность практического использования полученных знаний, а это способствует возникновению интереса к данному виду деятельности.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

В младшей группе надо учить детей слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики ( Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приёмы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);

- беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;

- знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

- просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);

- прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами

художественного слова.

Своё отношение к сказкам, дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду.

Привлекая сказку для работы по развитию речи, используются картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу легче проводить с детьми живую, непринуждённую беседу, активизировать их лексику.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.






Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной.

Значение фольклора для художественно – эстетического развития детей младшего возраста: Если фольклор в жизни малыша будет появляться с первых дней, когда уже закладываются его характер и способности. Он способствует как развитию речи, так и нравственному воспитанию. Язык потешек и песенок отличается образностью, богатством, лаконичностью. Мелодичность звучания и рифмы помогают детям запоминать слова, а звукосочетания позволят быстрее освоить правильную и красивую речь, даже если она состоит из сложных для произнесения фонетических конструкций. Насыщенность песенок и потешек яркими и меткими выражениями значительно обогащает речь ребёнка.

Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый

мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.   И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и просты по форме, но таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей.  

В течение многих веков фольклорные произведения любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, оказывает нравственное влияние – пробуждает в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растёт ребёнок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.






В работе по ознакомлению с художественной литературой можно использовать разные виды игр, к примеру  игр - драматизаций.

О сновой для игр – драматизаций можно взять русские  народные сказки. В сказке образы героев наиболее ярки, они привлекают детей динамичностью, ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно на другое, и малыши воспроизводят их. Дети легко драматизируют любые сказки: «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и другие…

Играя, ребёнок выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. Используя русские народные сказки на занятиях по развитию речи, можно поставить перед собой следующие задачи:

  1. Учить воспринимать небольшие по объёму сказки, потешки.

  2. Обогащать словарь, вводить в словарь детей те слова, которые необходимы им для содержательного общения.

  3. Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы.

  4. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

  5. Работать над внятным произношением слов, упражнять артикулярный аппарат.

  6. Готовить детей к рассказыванию.

  7. Воспитывать внимание, пробуждать добрые чувства, любовь к родной речи, русским народным сказкам.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчинённые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500 – 2500 слов.





К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами - заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой - либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голова - нога - окружности и отходящих от неё линий ».

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:

- осуществлять выбор из 2 – 3 предметов по форме, величине и цвету;

- различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно - действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно - образного мышления. Ребёнок в ходе предметно - игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией, с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознает себя как отдельного человека, отличимого от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.







Д авайте поговорим о том, как читать с малышами в возрасте от рождения до трёх лет: как привить детям любовь к чтению, научить слушать стихи и сказки, рассматривать иллюстрации, а также о том, как правильно выбирать книги для самой юной категории читателей.
Но для начала пара слов о том, зачем нужно читать детям, которые в большинстве своем ещё толком не научились говорить. Чтение детских книг – это целый комплекс действий. Он состоит из рассматривания иллюстраций, прослушивания текста, соотнесения текста и картинки. Чтение с ребёнком – это серьёзная работа по развитию умений слушать, разглядывать и подмечать детали, считывать символы и догадываться о смысле. Читая ребенку раннего возраста мы способствуем развитию его интеллекта, расширяем кругозор, отвечаем на волнующие его вопросы, обогащаем его формирующуюся речь. Кроме того, чтение – это приятная форма досуга, способ отвлечь расстроившегося или расшалившегося малыша, один из элементов ритуала подготовки ко сну, а также это целый мир волшебной сказки, без которой сложно себе представить счастливое детство.

Среди детей и родителей - книголюбов уже даже сформировался список книг,

которые идеально подходят для детишек этого возраста. Можно сказать, что это беспроигрышные варианты:

  1. В. Бианки «Лис и мышонок» - прекрасное издание в иллюстрациях Ю. Васнецова; 

  2. Э. Карл «Очень голодная гусеница» - мировой бестселлер;

  3. Э. Карл «От головы до ног» - тоже любимая книга малышей во всём мире;

  4. Русские народные сказки и потешки в иллюстрациях Ю. Васнецова;

  5. Детские книги японского писателя Юсуке Ёнедзу.


Обычно эти книги моментально становятся любимыми у малышей и зачитываются до дыр. Они ценны, прежде всего, своими иллюстрациями, их небольшие тексты просты и незамысловаты. Такие книги просто идеальны для того, чтобы научиться соотносить картинки с текстом – важное умение, которое пригодится ребёнку в будущем. Малыш взрослеет и его интерес к чтению продолжает расти - в какой-то момент вы поймёте, что список чтения следует расширять и здесь на помощь придут сборники стихов К.Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, а также сказки В. Сутеева.
Поощряйте любой интерес ребёнка к книгам. Случается, что во всем сборнике стихов малыша привлекает только одно четверостишье или одна картинка, читайте и рассматривайте их снова и снова. Только ваш искренний интерес, ваше терпение и заинтересованность, (иногда один и тот же стих приходится читать по тридцать раз в день) способны поддерживать любовь к чтению у малыша.
Также важным моментом этого периода является разглядывание сюжетных картинок, и оно останется таковым ещё долгое время, усложняясь и видоизменяясь в зависимости от возраста и интересов ребёнка.





Для одно - двух годовалых деток, картинки для разглядывания должны быть достаточно простыми и чёткими, подобранными по тематикам – транспорт, животные, овощи, фрукты. Хорошо отвечают такому запросу книги по типу энциклопедий для самых маленьких. Эти книги ребёнок будет периодически перелистывать,

з адерживаться взглядом на понравившихся ему предметах, тыкать пальчиком или другим способом привлекать ваше внимание, желая узнать название предмета. Когда малыш начнёт разговаривать, вы будете спрашивать его о том, что он видит на картинках, и это станет одной из самых любимых совместных игр.

Рассматривая картинки, мы не только называем предметы, мы ещё и описываем их свойства, действия, придумываем сюжеты. Тем самым мы развиваем фантазию ребёнка, формируем его словарный запас, обогащаем его речь, помогаем научиться

по - разному смотреть на одни и те же предметы.

Сейчас довольно популярны и любимы многими детьми книги для рассматривания Сюзанны Бернер, Доро Гёбеля и других авторов - эти книги настоящий клад для проявления родительской импровизации в описании сюжетов иллюстраций.

Хорошим подспорьем в привлечении ребёнка к рассматриванию картинок являются книги с окошками, с движущимися и тактильными элементами. Такие издания способны надолго удержать внимание ребёнка, усилить его интерес к содержанию книги.

Возраст двух лет – это ещё и тот удивительный период, когда у ребёнка начинает развиваться фантазия. Дети проявляют интерес к творчеству, к ролевым и фантазийным играм – все это погружение в мир сказки. Играйте с детьми в сказки, разыгрывайте сюжеты из книг, ставьте домашние спектакли, рисуйте собственные иллюстрации к книгам, лепите персонажей из пластилина.
Малыши до трёх лет – самые благодарные слушатели на свете, их жажда нового и волшебного – заразительна. Читая с ребёнком, вы будете открывать вместе с ним удивительный мир волшебства и фантазии. И помните, что любовь к книгам можно привить только на личном искреннем примере. Трепетное отношение к книге – это

хорошая семейная традиция, которую возможно передать уже самому маленькому начинающему читателю.


Актуальность данной темы обуславливается и тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом.

В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы.







Одним из важнейших направлений деятельности по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать.

В педагогической работе особую роль  отводится просвещению родителей. Рассказыванию о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультированию по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснению им о значимости семейного чтения, подчёркиванию его весомого вклада при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую душевную атмосферу в доме.


Методические рекомендации по развитию речи детей для родителей:


  1. С ребёнком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребёнок нуждается в собеседнике (человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что малыш хочет сказать).

  2. Показывайте ребёнку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

  3. Говорите с ребёнком правильно, чётко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

  4. Читайте ребёнку стихи и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы.

  5. Читайте ребёнку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать те картинки, которые ему называете.

  6. В играх учите его правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода; одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте его составлять фразы из нескольких слов.

  7. Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте ребёнку выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Постепенно усложняйте задания.

  8. Для развития активной речи создавайте ситуации, стимулирующие ребёнка обращаться с речью к взрослым.

  9. Для стимуляции речи ребёнку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. ( Куда сейчас Аня пойдёт ? В кроватку спать ).






Итак, подводя итог, можно отметить – русская народная сказка является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая.

Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве:

с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека.

В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие речевой инструкции взрослого.

Книга всегда была и остаётся основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребёнка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребёнка любить сам процесс чтения.