Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Знаете ли Вы своего ребенка?"»
Знаете ли вы своего ребёнка?
Родительское собрание.
Самое важное, что нужно знать о своем ребенке:
- состояние его здоровья;
- темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик);
- эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость);
- замкнутость (повадки интроверта) или общительность (повадки экстраверта);
- направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).
Что предпринять? Начать перевоспитывать? Не стоит этого делать.
- Зная особенности типа темперамента, его свойств (экстраверсия - интроверсия, невротичность - стабильность) и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании.
Возрастные психологические особенности ваших детей.
- Вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (т. е. наибольшее благоприятствование и оптимальность) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.
Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу Я знаю, что нужно моему ребенку!
- Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
- Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности!
Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему?
- Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: «Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!»
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта
- А у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.
Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!
- Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал именно этот мотив.
- А когда у сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность.
- Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.
Но иногда мы строим слишком грубую схему, идеальную модель
- Готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами.
- Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.
Исследования детей из трех типов семей - неполной, полной конфликтной и полной благополучной
- Многочисленные исследования обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.
Главные законы детства. Что необходимо ребенку для полноценного развития?
- Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
- Для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда
- Нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами.
- Разрушается цепочка преемственности.
И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки.
- Во-первых, добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности).
- Во-вторых, помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
Нет человека, у которого были бы только достоинства или недостатки, нет человека без достоинств и недостатков.
Ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности.
- Если ребенок ленив, это означает, что в семье его не приучали к труду.
- Если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения.
Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного.
Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.
Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания.
Чтобы воспитать Человека НУЖНО:
- - Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Чтобы воспитать Человека НЕЛЬЗЯ:
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
- Относиться к ребенку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не передаются).
- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.