ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА РУСИ В 16-17 ВВ.
ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 8ТЭ
БЕЖАЛОВА ЕЛЕНА
30.11.2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предпосылки развития просвещения - 3
Развитие образования - 4
Основные выводы - 5
Картины -6-8
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Идея основать в Москве высшее учебное заведение принадлежала Борису Годунову . Но начавшийся в 1601 году голод и последующая смута похоронили все планы по устройству университетов. Дальнейшая польско-шведская интервенция, конечно же, ещё более усугубило положение. Начало 16 века ознаменовано завершением объединения русских земель: Русь освободилась от гнетущей власти Золотой орды. Во главе государства оказалась Москва, а Россия стала многонациональным
самодержавным государством. Благодаря деятельности государственных и православных деятелей, скоро на Руси была создана "целостная система" образования от начальной школы до "академии", которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ.
Развитие подлинного просвещения на Руси многие исследователи относят к 17
веку. Ремесленный путь передачи знаний не удовлетворял растущим потребностям русского государства, негативно отражался на материальном достатке, усугублял отставание в хозяйственном развитии по сравнению со странами Запада и Востока, вдобавок к этому, европеец наблюдал твердую решимость отстаивать свою русскую веру и самобытность и делал вывод, что русский народ абсолютно безграмотен. Русские люди ехали за границу за знаниями, государство даже способствовало такой форме обучения. Этот эксперимент, как известно, закончился неудачно: из 18 человек, отправившихся за границу в поисках образования, вернулся только один, Г. Котошихин.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В 1665 г. на Никольской улице построили место для школы, открыв при Заиконоспасском монастыре. Через пятнадцать лет устроили школу при Печатном дворе. Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади. Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова, в 1687 г. смог организовать Славяно-греко-латинскую академию, которая по праву может считаться предтечей высшего образования в России. Здесь учились дети простолюдинов, купцов, церковнослужителей и знати, академия была бесплатной и возлагала
огромные надежды. В 40-х годах 17 века окольничий царя Алексея Михайловича, Ф.М. Ртищев, пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ. Только за половину 17 века печатный двор в Москве выпустил 300 тысяч букварей, азбук, арифметик, прописей, огромное количество другой учебной литературы светского и религиозного характера.
Повышенный уровень образования был нужен только тем , кому предстояло занять место на государственной службе или в церковной иерархии.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Подводя итоги, можно заметить следующее. Роль иностранцев в образовании русских была довольно высока. Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах. Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения.
В 17 в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Источников, позволяющих судить об уровне грамотности в этот период, очень мало. Статистика нигде не велась, но, в целом, процент грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался. Самым образованным сословием было духовенство: дьяки и подьячие. Белое духовенство было поголовно грамотным, уровень грамотности черного духовенства – 70-75%, крупные и мелкие землевладельцы – более 50% независимо, где бы они жили, в Москве или на окраине. Купечество – от 75% и выше, помещики – 65 %, посадские люди – более 20%, крестьяне – не менее 15%. Самыми малограмотными оказались рядовые военные, стрельцы, пушкари и казаки. Их уровень грамотности был почти нулевой.
«СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА», А. МОРОЗОВ
1865 г.
«В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ», В. МАКОВСКИЙ
1883 г.
«ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ», Н. БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ
1895 г.
Спасибо за внимание!